double arrow

Источники и инструменты заемного финансирования


Для удовлетворения своих потребностей в финансовых ресурсах корпорации могут привлекать различные виды займов. Эффективное использование займов позволяет расширить масштабы деятельности, повысить рентабельность собственного капитала, а в конечном итоге – и стоимость бизнеса. С экономической точки зрения любой заем представляет собой безусловное обязательство субъекта осуществить возврат к определенному сроку полученной в долг суммы и выплатить ее владельцу заранее оговоренное вознаграждение в виде процентов за использование средств.

Источники и инструменты заемного финансирования достаточно разнообразны. Ниже будет дана краткая характеристика сущности и особенностей наиболее популярных инструментов заемного финансирования, применяемых в отечественной и мировой практике.

Заемное финансирование базируется на следующих основополагающих принципах, определяющих его сущность:

Þ возвратность;

Þ платность;

Þ срочность.

Принцип возвратности отражает необходимость полного возмещения заемщиком полученной сум­мы (основной суммы долга) в установленные сроки. В реальной практике выполнение этого требования заемщиком зависит от ста­бильности финансовых результатов его деятельности (выручка от продаж, прибыль и т.п.), а также от качества обеспечения займа.

Принцип платности выражает обязательность уплаты заемщиком процентов за право пользования в течение определенного времени предостав­ленными кредитором ресурсами. Процентные ставки по займам включают рыночную стоимость денег в зависимости от сроков и объемов, а также премии за риск, ликвидность и др., требуемые кредиторами.

Принцип срочности характеризует период времени, на который предо­ставляются заемные средства и по истечении которого они должны быть возвращены кредитору.

В дополнение к указанным принципам некоторые виды займов предусматривают необходимость обеспечения возврата предоставленных средств и соответствующих процентных выплат.

В общем случае заемное финансирование, независимо от инструмента привлечения, обладает следующими преимуществами:

Þ фиксированная стоимость и срок, обеспечивающие определенность при планировании денежных потоков;




Þ размер платы за использование не зависит от доходов корпорации, что позволяет сохранять избыток доходов в случае их роста в распоряжении собственников;

Þ возможность поднять рентабельность собственного капитала за счет использования финансового рычага;

Þ плата за использование вычитается из налоговой базы, что снижает стоимость привлекаемого источника и капитала корпорации в целом;

Þ не предполагается вмешательство и получение прав на управление и др.

К общим недостаткам заемного финансирования следует отнести:

Þ обязательность обещанных выплат и погашения основной суммы долга независимо от результатов хозяйственной деятельности;

Þ увеличение финансового риска;

Þ наличие ограничивающих условий, которые могут влиять на хозяйственную политику корпорации (например, ограничения на выплату дивидендов, привлечение других займов, слияния и поглощения, оформление в залог активов и т.п.);

Þ возможные требования к обеспечению;

Þ ограничения по срокам использования и объемам привлечения.

Помимо общих, каждый конкретный инструмент заемного финансирования может иметь собственные преимущества и недостатки, вытекающие из его специфики.

Основными инструментами заемного финансирования являются: банковский кредит (bank loan), выпуск облигаций (bond), лизинг (leasing).

 

Банковский кредит

 

Кредит (от лат. credo – «верю») представляет собой классическую и наиболее известный инструмент заемного финанси­рования.



Субъектом кредитования является юридическое или физичес­кое лицо, претендующее на получение денежных ресурсов на условиях займа и отвечающее требо­ваниям, предъявляемым кредиторами (как правило, коммерческими банками) к заемщикам.

Доступность кре­дитов для юридических лиц зависит от различных факторов: макроэкономической ситуации, организационно-правовой формы ведения бизнеса, отрасли, вида деятельности, финансового состояния, кредитоспо­собности и др.

Объектом кредитова­ния выступают цели, на которые заемщику требуются средства. При получении кредита корпорации обычно преследуют следующие цели:

Þ финансирование оборотного капитала (текущей деятельности);

Þ финансирование инвестиционных проектов (капитальных вложений);

Þ рефинансирование ранее привлеченных займов;

Þ финансирование сделок по слияниям и поглощениям и др.

Кредиты на пополнение оборотных средств являются краткосрочными (до 1 года). Как правило, их получение занимает немного времени (до двух недель). В большинстве случаев при их предоставлении банки не требуют залогового обеспечения в виде основных средств. Таким обеспечением служит будущая выручка корпорации либо приобретаемые товарные запасы (при условии их ликвидности). Однако банкам сложно контролировать сохранность запасов в количестве, необходимом для обеспечения кредита, а у корпораций по разным причинам может возникнуть потребность сократить их и запустить в оборот. Поэтому такой кредит легче получить корпорациям с хорошей деловой репутацией и устойчивым финансовым состоянием. Программы по кредитному финансированию оборотного капитала существуют практически в каждом российском банке.

Финансирование капитальных вложений – более сложная процедура, поскольку на эти цели обычно требуются значительные объемы средств, а сроки кредитования превышают 1 год. Предоставление залогового обеспечения в банк по таким кредитам является обязательным требованием независимо от масштабов деятельности корпорации, ее репутации, финансовых показателей и т.д. В качестве отдельного направления можно выделить использование банковских кредитов для финансирования инвестиционных проектов, запускаемых "с нуля".

Рефинансирование ранее привлеченных заемных средств – получение нового кредита на более выгодных условиях и погашение с его помощью долга, привлеченного на менее выгодных условиях.

Финансирование сделок по слияниям и поглощениям с привлечением заемных средств – операции, характеризующиеся значительным риском. Банки, выдающие кредиты в данных целях, стремятся компенсировать свои риски за счет повышенных требований к залоговому обеспечению и более высоких процентных ставок.

Необходимо различать кредит и кредитную линию. При предоставлении кредита на ссудном счете клиента отражается вся выданная ему сумма, на которую начисляются проценты в соответствии с условиями кредитного договора независимо от фактического использования заемщиком выделенных средств. С заемщиком заключается соответствующий кредитный договор. Предоставление кредита осуществляется либо разовым зачисле­нием денежных средств на расчетный или валютный счет, либо их зачислением на указанные счета по согласованному графику, с указанием конкретных дат или периодов перечисле­ния, определенных в условиях договора.

В случае предоставления кредитной линии на ссудном счете отражается фактическая задолженность (фактически использованные заемщиком средства), на которую и начисляются проценты. При этом заемщику устанавливается лимит кредитных ресурсов, в пределах кото­рого он может их использовать. Кредитная линия бывает во­зобновляемая и невозобновляемая. Невозобновляемая кредитная линия открывается для осуществления различных платежей, связанных с од­ним или несколькими контрактами или партией товара, регулярными финансово-хозяйственными операциями, а также для покрытия периодически возникающих временных разрывов в платеж­ном обороте корпораций. Рамочная кредитная линия открывается заем­щику для оплаты отдельных поставок товаров в рамках контрактов, реа­лизуемых в течение определенного периода, а также финансирования этапов осуществления затрат, связанных с реализацией целевых программ. Под каждую поставку (или этап целевой программы) заключается отдельный кредитный договор в рамках генерального соглашения об открытии рамочной кредитной ли­нии. Обеспечение оформляется по каждому кредитному договору.

Например, в августе 2009 г. ОАО МТС открыла кредитную линию в Сбербанке в размере 12 млрд руб. сроком на 3 года и годовой процентной ставкой 15%. Эти средства были направлены на реализацию программы капитальных вложений в развитие сети и другие общекорпоративные нужды компании[135].

Финансовая практика выработала различные виды кредитов. Наиболее распространенным является так называемый срочный, или обычный кредит, предоставляемый банком клиенту для целевого использования на фиксированный срок под определенный процент.

Овердрафт – форма кредитования, предоставляющая возможность клиенту получить краткосрочный кредит, как правило, без оформления обеспечения, сверх остатка средств на расчетном сче­те в пределах установленного для него лимита, величина ко­торого зависит от кредитной истории, стабильности средне­месячных оборотов в банке и других факторов. Процент­ная ставка по овердрафту обычно выше, чем по обычному кредиту с обеспечением.

Онкольный кредит предоставляется заемщику без указания срока его использования (в рамках кратко­срочного кредитования) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этого кредита обычно предоставляется льгот­ный период (по действующей практике – до трех дней).

Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит предоставляется на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная "выбор­ка" выделенных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Внесенные в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться в течение периода действия кредитного дого­вора в пределах установленного кредитного лимита. Выплата оставшейся непогашенной суммы основного долга и процентов по нему производится по истечении срока действия кредитного договора. Пре­имуществом этого вида кредита являются минимальные ограниче­ния, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.

Инвестиционный кредит – это долгосрочный кредит (или кредитная линия) на реализацию проекта или программы развития. Поэтому наряду с типовыми требованиями, предъявляемыми к кредитоспособности заемщика и к обеспечению, при выдаче такого кредита банк тщательно изучает бизнес-план проекта (программы), на выполнение которого запрашиваются средства.

Инвестиционный кредит имеет определенные отличия от других кредитных инструментов, в числе которых:

Þ специфика целевого назначения, которую необходимо документально подтвердить заключенными договорами в рамках разработанного ТЭО или бизнес-плана проекта;

Þ более длительный (до 10 лет) срок предоставления;

Þ возможность отсрочки погашения основной суммы долга;

Þ высокая степень риска для кредитора.

В отечественной практике инвестиционные кредиты обычно предоставляются крупным и известным корпорациям или клиентам кредитующего банка на срок от 3 до 5-7 лет, но не превышающий срока окупаемости самого проекта. При этом условия получения такого кредита могут существенно отличаться.

Например, банк «Возрождение» предоставляет инвестиционные кредиты на срок до 5 лет только своим клиентам, работающим на своих рынках не менее 2 лет. Помимо этого необходимо соблюдение следующих условий[136]:

Þ безубыточная деятельность предприятия на протяжении последних 5 кварталов, отсутствие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;

Þ наличие актов землеотвода, разрешительной документации на строительство, экологической экспертизы и других юридических документов, без которых реализация проекта невозможна;

Þ участие заемщика в проекте собственными средствами в объеме не менее чем 30% от его стоимости. Если банк финансирует более 50% от стоимости проекта, сроки окупаемости проекта не должны превышать срок запрашиваемого кредита;

Þ представление подробного бизнес-плана с описанием сути проекта, указанием основных этапов и сроков реализации, объемов финансирования, направления использования привлекаемых инвестиций, основных поставщиков, потребителей и способов работы с ними, финансовых показателей проекта (прибыль, рентабельность, окупаемость). К бизнес-плану должен быть приложен расчёт экономической эффективности проекта.

Помимо вышеизложенных, в условия предоставления инвестиционного кредита российские банки часто включают такие требования, как поручительства и гарантии третьих лиц, передача в залог активов заемщика, наличие других форм обеспечения[137].

Ипотечный кредит может быть по­лучен от банков, специализирующихся на выдаче дол­госрочных займов под залог основных средств или имуще­ственного комплекса корпорации в целом. Корпорация, передающая в залог свое иму­щество, обязана застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться заемщиком.

Поскольку залогом по ипотечным кредитам выступает недвижимость, сроки их предоставления могут быть существенно выше, чем инвестиционных и синдицированных, что создает благоприятные возможности для привлечения долгосрочного финансирования. Кроме того, благодаря залогу недвижимости ипотека считается банками надежным и сравнительно малорискованным видом кредитования. Право залога регистрируется в государственных органах и не снимается с объекта до истечения договора ипотеки или досрочного погашения кредита.

Основными критериями для банка при определении размера и цены ипотечного кредита являются стоимость залога, уровень доходов клиента (или его способность выплачивать кредит), документально обоснованное качество инвестиционного проекта (цена в договоре купли-продажи, смета расходов на строительство или на ремонт).

В России подобные сделки регулируются ГК РФ и Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Вместе с тем, ипотечное кредитование корпораций пока не получило должного распространения в РФ.

Синдицированный кредит – это кредит, организуемый пулом кредиторов для одного заемщика в целях финансирования масштабных хозяйственных программ или реализации крупных проектов. Характеризуется он следующими основными чертами:

Þ совместная ответственность – пул кредиторов выступает по отно­шению к заемщику как единая сторона, все кредиторы несут перед заемщиком совместную ответственность;

Þ равноправие кредиторов – ни один из банков не имеет преиму­ществ по взысканию долга, а все средства, поступающие в счет погашения кредита или от реализации обеспечения, делятся меж­ду ними пропорционально предоставленной сумме;

Þ единство документации – все договора многосторонние;

Þ единство информации для всех участников сделки.

Крупнейшей подобной сделкой в истории отечественного рынка стало привлечение в 2007 г. ОАО «Роснефть» двух кредитов на общую сумму 22 млрд долл. для покупки компании «ЮКОС». Другим «рекордсменом» является ОАО «Газпром», которое в 2005 г. привлекло с помощью данного инструмента 13,08 млрд долл.

В российской практике распространено так называемое двухтраншевое синдицированное кредитование, когда сделка осуществляется в два этапа: «А» + «В». При этом условия траншей могут различаться как по длительности, так и по стоимости привлечения средств. В качестве примера, рассмотрим схему привлечения синдицированных кредитов российскими телекоммуникационными компаниями.

В 2006 г. ОАО МТС подписало соглашение о привлечении синдицированного кредита на 1,33 млрд долл. Первый транш – на 630 млн долл. – был предоставлен на три года под LIBOR + 0,8%. Срок второго транша на 700 млн долл. – пять лет, процентная ставка – LIBOR + 1% в первые три года, а затем – LIBOR + 1,15%. Организаторами кредита выступили банки ING, Credit Suisse, ABN AMRO, BNP Paribas, HSBC, Raiffeisen, WestLB, Bayerische Landesbank и Sumitomo Mitsui.

Начиная с 2003 г. в РФ начал формироваться рублевый рынок синдицированных кредитов. Основными заемщиками на этом рынке выступают крупные и средние предприятия, осуществляющие свою деятельность на локальном рынке, доходы и затраты которых выражены в рублях. Ключевое преимущество рублевого кредита – отсутствие валютного риска, а также менее жесткие требования кредиторов, как правило – российских банков. Вместе с тем локальная рублевая сделка может занимать больше времени, а сумма привлечения будет меньше в связи с ограниченным кругом инвесторов.

В качестве базовой ставки по рублевым синдицированным кредитам используется ставка MosPrime, рассчитываемая Национальной валютной ассоциацией.

Многообразие форм и условий получения кредитов определяет необходимость выработки определенной политики управления этим процессом в корпорациях. Процесс получения кредита можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап – определение заемщиком потребности в кредитных ресурсах и параметров займа (вид кредита, объем, срок, приемлемая процентная ставка и т.д.), а также экономическое обоснование их использования.

Денежные ресурсы можно привлекать единовременно и периодически – на определенных этапах развития финансируемого проекта. К примеру, в строительстве получение кредитных средств может быть связано со сроками оплаты услуг различных подрядчиков. В таком случае целесообразно разбивать кредит на отдельные транши, чтобы не платить банку за привлеченные денежные средства в период, когда предприятие фактически ими не пользовалось.

Особое внимание следует уделять экономическому обоснованию потребностей в заемных средствах. По мнению большинства экспертов и специалистов коммерческих банков, для российских предприятий по-прежнему остается актуальной проблема неспособности заемщиков представить качественный бизнес-план или технико-экономическое обоснование (ТЭО). С одной стороны, это обусловлено ошибочными представлениями о степени важности этих документов при принятии решения банком, с другой – низким профессиональным уровнем специалистов, ответственных за их подготовку. Частое следствие низкого качества обоснования – повышение стоимости кредита (процентной ставки) либо даже отказ банка в предоставлении заемных средств.

На данном этапе следует также предварительно выбрать предмет залогового обеспечения, исходя из собственных представлений о величине его стоимости.

Второй этап – выбор банка и проведение предварительных консультаций с потенциальным кредитором. На данном этапе необходимо сделать выбор в пользу того или иного банка и определить наиболее существенные условия кредитного соглашения.

При выборе банка следует учитывать обязательные экономические нормативы его деятельности, устанавливаемые ЦБ РФ. Помимо ликвидности и надежности, анализ нормативов позволяет определить максимальный объем средств, которые могут быть предоставлены этим банком в ссуду. Норматив, ограничивающий размеры предоставляемых кредитов, в стандартных случаях составляет 25% от собственного капитала банка. Если же заемщик является акционером банка, то максимум ограничен 20%.

Практически обязательным условием предоставления кредита отечественными банками является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств за­емщиком.

Согласно законодательству РФ в качестве обеспечения кредита могут выступать:

Þ передаваемые в залог государственные ценные бумаги и ценные бумаги Сбербанка России;

Þ передаваемые в залог ценные бумаги субъектов РФ в пределах установленных для них лимитов риска;

Þ передаваемые в залог ликвидные ценные бумаги банков в пределах установленных для банков-контрагентов лимитов риска;

Þ передаваемые в залог ценные бумаги корпоративных эмитентов в пределах установленных для них лимитов риска;

Þ гарантии МФ РФ в пре­делах установленного лимита риска;

Þ гарантии субъектов РФ или муниципальных образований в пределах установленных для них лимитов;

Þ передаваемые в залог транспортные средства, оборудование, то­варно-материальные ценности;

Þ передаваемые в залог объекты недвижимости;

Þ банковские гарантии в пределах установленных для банков-контрагентов лимитов риска;

Þ поручительства платежеспособных предприятий и организаций;

Þ передаваемые в заклад драгоценные металлы в стандартных и/или мерных слитках с обязательным хранением закладываемого имущества в банке.

Основное требование к залогу – его рыночная стоимость должна быть достаточной для компенсации банку основного долга по ссуде (сумма кредита), всех процентов в соответствии с договором за 1 год, а также возможных издержек, связанных с реализацией залога (пени, штрафы, судебные и прочие издержки при обращении взыскания на обеспечение).

Существует несколько общепринятых способов оценки стоимости залога, которая определяется на основе:

Þ покупной (балансовой) стоимости с понижающим коэффициентом, по оборудованию – за вычетом износа за период кредитования. Понижающие коэффициенты по различным видам имущества варьируют от 0,5 до 0,7;

Þ рыночной стоимости по результатам экспертной оценки. Здесь также часто
применяются понижающие коэффициенты. При этом большинство российских банков требуют, чтобы оценку проводили компании, с которыми у них установлены партнерские отношения. В некоторых банках экспертизу осуществляют его сотрудники;

Þ суммы, указанной в договоре страхования имущества, передаваемого в залог.

Издержки, связанные с реализацией залога, как правило, оцениваются от 10 до 20% от суммы кредита, в зависимости от его вида.

Второе требование к залогу – оформление юридической документации таким образом, чтобы время, необходимое для его реализации в случае невозврата кредита, не превышало 150 дней. Очевидно, что имущество или права, передаваемые в качестве залога, должны быть ликвидными с точки зрения не только рыночного спроса, но и действующего законодательства.

Заемщик обязан также предоставить документы, подтверждающие:

Þ полномочия лиц, подписывающих договор по обеспечению;

Þ его право собственности на имущество, передаваемое в залог;

Þ отсутствие обременения на имущество (оно не находится под арестом, не передано в залог другому банку);

Þ законность распоряжения помещениями, где находится залог (если в залог
передаются товары, готовая продукция, сырье).

Следует отметить, что помимо основных требований к обеспечению, установленных ЦБ РФ, коммерческие банки могут устанавливать дополнительные требования, исходя из собственной деловой практики.

В результате общая сумма обеспечения на практике превышает объем полученного кредита. Недостаточный объем залогового обеспечения – наиболее типичная и основная проблема, с которой сталкиваются корпорации в процессе привлечения кредита.

Для защиты от невозврата размещенных кредитов, банк формирует резервы, которые используются для списания безнадежной ссудной задолженности. Размер таких отчислений зависит от качества выданного кредита.

Для определения размеров резервных отчислений банк классифицирует всю ссудную и приравненную к ней задолженность по установленным критериям и их признакам на четыре группы риска. Стандартные ссуды предполагают резервирование 1% от суммы задолженности по кредиту; нестандартные – 20%; сомнительные – 50%; безнадежные – 100%.

При этом классификация ссуд осуществляется по следующим критериям:

Þ качество обеспечения кредита;

Þ количество дней просрочки по кредиту и процентам;

Þ количество переоформлений кредитного договора (т.е. любых изменений,
вносимых в договор по соглашению сторон);

Þ качество этих переоформлений (насколько внесенные изменения улучшили условия договора для заемщика).

Очевидно, что любой банк стремится к минимизации расходов по резервам, т.е. предпочитает, чтобы все предоставляемые ссуды относились к стандартным.

На третьем этапе, когда выбран банк-партнер и согласованы примерные условия кредита, предприятие направляет ему всю необходимую документацию: юридические документы, бухгалтерскую отчетность, ТЭО, бизнес-планы и т.п. Состав запрашиваемых документов зависит от конкретных параметров кредита и требований банка. На продолжительность данного этапа значительное влияние оказывает наличие или отсутствие всего объема необходимых документов.

Как уже отмечалось, специалисты банков часто отмечают низкое качество предоставляемых бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов, поэтому серьезный подход к их подготовке может существенно упростить процедуру получения кредита. Не стоит забывать и о важности человеческого фактора. Например, репутация и уровень профессионализма менеджмента играет значительную роль при принятии итогового решения кредитным комитетом.

На четвертом этапе после передачи всей необходимой документации в банк начинается процедура оценки заемщика.

Процедура оценки банком кредитоспособности и рисков потенциальных клиентов регламентируется нормативными актами ЦБ РФ (Инструкция ЦБ РФ №62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам", Положение №54 "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" и др.). Кроме этого, в каждом банке имеются собственные методики оценки.

Обычно банки проводят всестороннюю экспертизу кредитной заявки и заемщиков. При этом оцениваются три основных группы факторов: правовые, финансовые и нефинансовые.

В процессе анализа правовых аспектов юридическая служба проверяют учредительные документы, полномочия лиц, которые будут подписывать договоры с банком, документы по обеспечению. Получая крупный кредит, заемщик должен предоставить все необходимые решения полномочных органов о совершении крупной сделки (свыше 25% от активов на последнюю отчетную дату). Если кредит предназначен для финансирования инвестиционного проекта, для расчетов по конкретным договорам или контрактам, банк обязательно проведет юридическую экспертизу этих документов.

Финансовая оценка проводится по данным бизнес-плана и отчетности предприятия. Каждый банк применяет свою методику оценки, однако используемые при этом показатели практически везде одни и те же – коэффициенты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и т.п. На практике многие банки ориентируются также на масштабы хозяйственной деятельности, критериями оценки которых является выручка от реализации, занимаемая доля рынка и др. Изучаются также финансовые и юридические связи потенциального заемщика: основные партнеры (поставщики, покупатели, кредиторы, арендодатели, арендаторы), учредители, дочерние компании.

К нефинансовым факторам относятся деловая репутация корпорации, его кредитная история и качество менеджмента.

Процедура предоставления кредитов во всех банках примерно одинакова – представители служб банка (кредитного, юридического отделов, службы безопасности) рассматривают поданные документы и составляют свои заключения. Если они положительны, вопрос о предоставлении займа выносится на рассмотрение кредитного комитета банка. После одобрения кредитного комитета с предприятием заключается кредитный договор.

В настоящее время кредитование реального сектора является основной операцией российских банков. Вместе с тем отечественные компании испытывают устойчивый дефицит кредитных ресурсов, в особенности для финансирования инвестиций.

В качестве основных причин, сдерживающих рост долгосрочного кредитования, аналитики и эксперты отмечают острый дефицит краткосрочных заемных ресурсов (под оборот), невозможность удовлетворения инвестиционных потребностей крупных заемщиков из-за низкой капитализации и слабой ресурсной базы коммерческих банков, а также высокий уровень риска долгосрочных кредитов.

В свою очередь корпорации в качестве основного ограничения, препятствующего эффективному использованию кредитов, называют высокие процентные ставки (62% от числа опрошенных). Среди других отмечаемых ограничений – чрезмерные требования по обеспечению (53%), недостаточные сроки (38%) и объемы (17%) кредитования[138].

Подведем некоторые итоги. В целом заемное финансирование за счет банковских кредитов в РФ имеет следующие преимущества:

Þ гибкость условий предоставления (в договоре можно предусмотреть специфические требования как заемщика, так и кредитора), а также возможность их пересмотра при необходимости;

Þ сравнительно небольшие затраты времени и средств на привлечение (от 2-х недель до 2-х месяцев);

Þ конфиденциальность сделки, отсутствие строгих требований к раскрытию информации о бизнесе и др.

К недостаткам кредитного финансирования в РФ следует отнести:

Þ низкая капитализация и преобладание коротких пассивов у коммерческих банков, а также жесткие требования ЦБ РФ к формированию резервов под возможные неплатежи делает невозможным получение значительных объемов средств на долгосрочной основе (значительное число российских банков неспособны выдать кредит свыше 10 млн. долл.);

Þ высокие процентные ставки (от 12%), обусловленные инфляцией, а также значительными макро и микроэкономическими рисками;

Þ требования к залогу (более 100% от объема кредита);

Þ низкая рентабельность, кредитоспособность и неудовлетворительное финансовое состояние многих компаний и др.

Несмотря на очевидные преимущества, дешевые и долгосрочные банковские займы по-прежнему остаются недоступными для многих российских корпораций.

В этих условиях для финансирования крупных инвестиционных проектов наиболее известные корпорации вынуждены прибегать к заимствованиям за рубежом.

 

Выпуск облигаций

 

Другим популярным инструментом заемного финансирования в отечественной и мировой практике является выпуск облигаций.

Согласно законодательству РФ размещение облигаций могут осуществлять только хозяйственные общества (ООО, ЗАО, ОАО) по решению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом. В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия их обращения и погашения.

Выпускаемые облигации должны иметь номинальную стоимость. При этом номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не может превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Выпуск облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала общества.

Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования хозяйственного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени его двух годовых балансов.

За последние несколько лет корпоративные облигации превратились в популярный инструмент заемного финансирования и привлечения инвестиционных ресурсов как для крупных, так и для средних корпораций.

В 2013 г. корпоративные эмитенты сумели преодолеть пятитриллионный рубеж по объему рынка и закончили год с показателем 5.2 трлн руб[139].

Однако, несмотря на очевидные успехи и перспективы развития этого инструмента, масштабы российского рынка облигаций существенно уступают развитым странам. Так рынки корпоративных облигаций ведущих европейских стран превышают по объемам российский в 30 – 50 раз. Совокупная капитализация рынка корпоративных облигаций в США составляет 3,5 трлн. долл. По некоторым оценкам, до 80% заемного финансирования американских компаний приходится именно на облигации.

Вместе с тем облигационные займы дают отечественным корпорациям ощутимые преимущества по сравнению с банковскими кредитами и векселями, поскольку они позволяют привлекать средства по ставке от 7 до 15% годовых на срок от 3-х лет и более, не требуя при этом залогового обеспечения.

Например, в 2014 г. ОАО «РОСНЕФТЬ» разместило облигации на сумму 20 млрд. руб. под 7,95% годовых сроком на 10 лет. Организаторами размещения выступили Газпромбанк, НОМОС-БАНК и БК «РЕГИОН».

В то же время менее известные предприятия, впервые привлекающие заемные средства на рынке облигаций, вынуждены предлагать инвесторам более высокую доходность и возможность досрочного выкупа (оферту).

В целом можно выделить следующие преимущества облигационных займов, дающих возможность:

Þ увеличивать сроки заимствований (в настоящее время сроки обращения облигаций отечественных корпораций составляют от 3-х до 5 и более лет);

Þ формировать публичную кредитную историю эмитента, что позволяет в будущем снижать стоимость заемных ресурсов и увеличивать сроки их привлечения, а также выходить на международные рынки капитала;

Þ в случае необходимости использовать более гибкие формы обеспечения, например, гарантии третьих лиц;

Þ диверсифицировать источники заимствования за счет увеличения числа кредиторов (инвесторов), что обеспечивает снижение стоимости, так как снижаются риски и избавляют от зависимости от одного кредитора;

Þ оперативно управлять структурой долга за счет проведения операций на вторичном рынке;

Þ подготовить условия для публичного размещения акций и др.

Однако выпуск и размещение облигаций обходятся дороже, чем получение банковского кредита.

Первичные затраты по выпуску и размещению корпоративных облигаций включают:

Þ налог на операции с ценными бумагами – 0,2% (но не более 100000,00) от номинальной стоимости выпуска;

Þ вознаграждение организатора выпуска – 0,5-0,7% от объема займа;

Þ комиссию биржи – 0,035-0,075% от объема займа;

Þ комиссию депозитария – 0,1+0,075% от объема займа;

Þ вознаграждения платежному агенту – до 10000 долл. США;

Þ презентации для инвесторов – до 20000 долл. США.

В целом, по оценкам аналитиков средние суммарные расходы на выпуск корпоративных облигаций в РФ составляют 1,5 – 3,5% от общего объема эмиссии.

Поэтому минимальная сумма эмиссии, которая делает привлечение средств целесообразным, в настоящее время приблизительно составляет не менее 10 млн. долл. США.

Кроме того, привлечение подобных займов требует значительных затрат времени (от 4-х месяцев) и организационной подготовки.

Выпуск облигаций также предполагает раскрытие информации о деятельности корпорации, что не всегда приемлемо для российского бизнеса.

Тем не менее, уже после первого успешного размещения выпуска у корпорации появляется реальная возможность привлекать в будущем средства дешевле, в большем объеме и на более длительные сроки. Кроме того, выпуск облигаций создает базу и служит своего рода репетицией для последующего публичного размещения акций.

Процесс эмиссии облигаций имеет множество финансовых и правовых нюансов, что обуславливает необходимость привлечения консультантов – профессиональных участников фондового рынка, в основном финансовых институтов (банков, инвестиционных компаний и т.п.), которые имеют опыт, а также возможности организовать и осуществить размещение облигаций, формировать вторичный рынок, проводить расчеты и платежи. Крупнейшими компаниями-организаторами облигационных займов на внутреннем рынке являются Внешторгбанк, Газпромбанк, Росбанк, Альфа-Банк, Уралсиб, Ренессанс Капитал и др.

Процесс принятия решения о размещении облигаций включает реализацию несколько этапов.

На первом этапе необходимо определиться с выбором финансового консультанта (организатора выпуска или лид-менеджера). При необходимости в процессе подготовки к размещению организатор выпуска может создать синдикат андеррайтеров, который будет осуществлять непосредственное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Как правило, в состав синдиката входят инвестиционные банки, которые осуществляют брокерскую деятельность.

На втором этапе финансовый консультант помогает компании определить основные параметры займа и его структуру, исходя из потребностей и реальной способности рынка удовлетворить эти запросы. Затем начинается подготовка и регистрация проспекта эмиссии. Информационной поддержкой выпуска, как правило, занимаются как сам эмитент, так и финансовый консультант.

Следующий этап – маркетинговое исследование и поиск потенциальных инвесторов. Эта задачу целесообразно поручить специализированным компаниям, имеющих необходимый опыт успешного размещения ценных бумаг. Особенно важна квалификация финансового консультанта для привлечения крупных инвесторов. В подобных случаях существует практика проведения «road-show», когда финансовый консультант или представители эмитента приезжают непосредственно к инвестору и устраивает презентацию предстоящего выпуска облигаций.

После реализации вышеперечисленных шагов начинается техническая процедура размещения облигаций. В большинстве случаев андеррайтер предлагает эмитенту те или иные гарантии, например, дает обязательство выкупить какую-либо часть или весь выпуск ценных бумаг. Как правило, размещение проводится в виде открытой подписки либо аукциона. И у того, и у другого способа есть свои преимущества. Выбор остается за эмитентом и организаторами.

В соответствии с законодательством РФ облигации относятся к так называемым эмиссионным ценным бумагам. Порядок их выпуска и обращения в настоящее время регулируются ЦБР. Согласно законодательству, процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента (далее именуются "ценные бумаги") включает следующие этапы:

Þ принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг;

Þ утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

Þ государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

Þ размещение ценных бумаг;

Þ государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета). Оно содержит информацию о сроках и способах размещения облигаций, цене размещения и других параметрах выпуска. Принятое решение должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента его принятия советом директоров или общим собранием акционеров.

Наиболее ответственным и трудоемким шагом является подготовка проспекта эмиссии. Проспект утверждается советом директоров или общим собранием акционеров (участников) эмитента и содержит:

Þ данные об эмитенте (полное наименование эмитента и дата его государственной регистрации; сведения об учредителях, дочерних и зависимых структурах; перечень руководителей; основной вид деятельности, позиция предприятия на рынке, анализ отрасли и конкурентов и др.);

Þ данные о финансовом положении эмитента (годовая финансовая отчетность компании за последние три года);

Þ сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг (описание всех предыдущих выпусков, их условий, способов размещения и т. п.);

Þ сведения о размещаемых ценных бумагах (полная информация о облигациях, включая объем эмиссии по номиналу и информацию об андеррайтере);

Þ дополнительная информация (ограничения в обращении облигаций, прочие особенности и условия выпуска и др.).

Как уже отмечалось, подготовка проспекта эмиссии осуществляется с привлечением финансовых консультантов (андеррайтеров). Как правило, подготовка проспекта эмиссии и других необходимых документов занимает 1-2 месяца, после чего их комплект направляется на регистрацию в ЦБР.

Отметим, что регистрация проспекта эмиссии предусмотрена лишь в том случае, когда размещение облигаций проводится путем открытой подписки. При закрытой подписке на облигации регистрация проспекта необходима, если число их приобретателей превышает 500.

Для регистрации выпуска облигаций эмитент должен представить в ЦБР следующий комплект документов:

Þ заявление на регистрацию;

Þ анкету эмитента;

Þ копию документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

Þ справка эмитента об оплате его уставного капитала, подписанная лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции;

Þ решение о выпуске ценных бумаг;

Þ копия (выписка из) решения (протокола собрания (заседания)) уполномоченного лица (органа эмитента), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и проспект ценных бумаг;

Þ копия учредительных документов эмитента со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями;

Þ опись представленных документов;

Þ документ об уплате налога или сбора на эмиссию ценных бумаг;

Þ иные предусмотренные законодательством документы.

Документы на государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг – не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг, если иное не установлено законодательством.

Государственная регистрация не может быть осуществлена:

Þ до полной оплаты уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью;

Þ если сумма номинальных стоимостей (объем выпуска) облигаций в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента, являющегося хозяйственным обществом (т.е. облигаций, обязательства по которым не исполнены), превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного третьими лицами.

ЦБР обязан осуществить государственную регистрацию выпуска облигаций или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации не позднее чем через 30 дней с даты представления всех документов. Однако если возникают замечания к представленным документам, они могут быть возвращены на исправление. После исправления выявленных нарушений ЦБР принимает документы на повторное рассмотрение. Таким образом, процесс регистрации может занять не 30 дней, а значительно более длительное время.

В случае если принимается положительное решение относительно регистрации выпуска облигаций, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии. Он должен опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тыс. экземпляров (например, газеты "Ведомости", "Коммерсантъ", "Известия" и др.).

Собственно размещение облигаций может быть осуществлено не ранее чем через 14 дней после раскрытия информации о государственной регистрации выпуска. Размещение облигаций должно быть закончено эмитентом не позднее истечения одного года с даты утверждения решения о выпуске облигаций. Средства, полученные в процессе размещения облигаций, сразу поступают на счет эмитента. Однако, с точки зрения регистрирующего органа, выпуск облигаций на данном этапе еще не считается завершенным.

В течение 30 дней после размещения облигаций (срок размещения указывается в решении о выпуске облигаций) Совет директоров эмитента должен утвердить отчет об итогах выпуска облигаций, который также направляется на регистрацию в ЦБР.

После официального раскрытия информации инвесторы вправе совершать сделки с облигациями эмитента на вторичном рынке. С формальной точки зрения, на этом процесс эмиссии завершен.

Дальнейшие шаги по выводу облигаций на биржевую площадку ММВБ и включение их в биржевые котировальные листы зависят только от решения эмитента и андеррайтера выпуска. Как правило, вывод облигаций на биржу позволяет эмитенту расширить круг их держателей и повысить ликвидность выпуска, что приведет к снижению стоимости последующих займов.

Помимо облигаций, имеющих хождение на российском рынке ценных бумаг, крупные российские корпорации имеют возможность выпускать так называемые кредитные ноты и еврооблигации, которые обращаются на мировых финансовых рынках.

 

Кредитные ноты

 

Кредитные ноты (credit linked notes – CLN) в мировой практике являются популярным способом необеспеченного заимствования денежных ресурсов с последующей секьюритизацией долга. Эти инструменты стали использоваться отечественными корпорациями сравнительно недавно. Одним из первых выпусков кредитных нот был осуществлен ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) в ноябре 2002 года на сумму 30 млн. долл. США. В настоящее время этот инструмент пользуется значительной популярностью как среди крупных, так и средних корпораций.

С точки зрения заемщика, CLN представляет собой обычный валютный кредит зарубежного банка. Однако их основное отличие заключается в том, что банк сразу же реструктурирует задолженность в ценные бумаги и осуществляет их продажу на рынке.

С технической стороны выпуск CLN аналогичен выпуску облигаций. При этом лид-менеджером выпуска обычно выступает банк – российский или иностранный. Ведущими организаторами выпуска кредитных нот в России являются коммерческие банки.

На начальном этапе организации выпуска банк проводит оценку потенциального спроса на обязательства заемщика среди инвесторов. Осуществляется подробное исследование деятельности и финансового состояния заемщика, отрасли, рыночной конъюнктуры, ведется активная работа с инвесторами (рассылка проспекта, презентации, выездные встречи и т.д.). В случае положительного решения, заемщик получает кредит зарубежного банка, который и будет выступать эмитентом CLN. В качестве эмитента обычно выбирается банк с высоким рейтингом, обладающий опытом в проведении программ CLN. Конкретный выпуск осуществляется отдельным траншем программы. Банк-эмитент осуществляет платежи инвесторам по CLN в случае выполнения обязательств заемщика по кредиту. При этом, если получившая кредит корпорация не сможет вовремя и в полном объеме вернуть кредит, риск возможных потерь будут нести владельцы (покупатели) кредитных нот, а не банк-эмитент.

После выпуска CLN начинается торговля этими бумагами на вторичном рынке. Как правило, кредитные ноты обращаются на внебиржевом рынке.

Из-за более высокого риска, кредитные ноты торгуются с премией к корпоративным еврооблигациям заемщиков с аналогичным уровнем риска, так как последние подразумевают публичное размещение и соответствуют определенным стандартам по раскрытию информации как экономического, так и юридического характера.

Основные преимущества CLN по сравнению с еврооблигациями заключаются в том, что их выпуск можно осуществить гораздо быстрее и дешевле. Как правило, на выпуск CLN уходит от 8 до 12 недель. Стоимость выпуска CLN на порядок ниже и составляет от 30 до 50 тыс. долл. Значительная экономия достигается за счет того, что требования, предъявляемые рынком к CLN, существенно мягче. Полнота раскрытия информации в проспекте эмиссии, а также наличие рейтинга и международного аудита определяются заемщиком и организаторами займа самостоятельно.

Выпуск кредитных нот является хорошим способом формирования кредитной истории перед эмиссией еврооблигаций. Например, уже через 2 месяца после выпуска кредитных нот на сумму 100 млн. долл. «АФК Система» осуществила эмиссию еврооблигаций.

Однако процентная ставка по кредитным нотам в среднем на 1-2% выше, чем по еврооблигациям.

По мнению специалистов, в настоящее время выпуск CLN объемом меньше 100 млн. долл. США экономически нецелесообразен, поскольку расходы на его организацию могут перекрыть полезный эффект, из-за которого публичный заем более выгоден, чем банковский кредит. В целом этот инструмент предназначен для зрелых компаний, имеющих годовой оборот не менее 250 млн. долл.

Основными покупателями CLN отечественных предприятий являются российские банки. Среди иностранных инвесторов основная доля приходится на филиалы зарубежных банков в РФ, а также специализированные инвестиционные фонды, хедж-фонды, правила которых позволяют покупать высокорисковые ценные бумаги.

 

Выпуск еврооблигаций

 

Еврооблигации – это необеспеченные долговые инструменты, выпускаемые на предъявителя и продаваемые за пределами внутреннего рынка страны, валюта которой используется в качестве номинации. Хотя еврооблигации могут быть выпущены в любой стране и валюте, большинство из них номинировано в долларах США или евро.

Выпуск еврооблигаций связан с проведением определенной подготовительной работы и значительными издержками, однако он окупается возможностью привлечь весьма значительные объемы финансирования на длительные сроки под сравнительно невысокий процент. Средний срок обращения российских еврооблигаций приблизительно равен 5 годам. Однако ведущие отечественные корпорации размещают выпуски на суммы свыше 1 млрд долл. США, а максимальный срок займов для них составляет от 15 до 30 лет. Так в августе 2007 г. ОАО «Газпром» разместило еврооблигации на сумму 1250 млн долл со сроком погашения 30 лет. В условиях мирового финансового кризиса в апреле 2009 года газовая монополия осуществила крупнейший выпуск еврооблигаций в истории России на 2,25 млрд долл. Ставка по облигациям составила 9,25% годовых, срок размещения – 10 лет. Другая российская корпорация – ОАО «Лукойл», в конце 2009 г. разместила два транша еврооблигаций на общую сумму 1,5 млрд. долл. При этом ставка купона по 5-летнему выпуску составила 6,375%, а по 10-летнему – 7,375%.

Как уже отмечалось, выход на рынок еврооблигаций сопряжен со значительными издержками, связанными с подготовкой и проведением эмиссии, привлечением зарубежных финансовых консультантов и андеррайтеров, проведением презентаций для международных инвесторов, оплатой услуг юристов и т.п.

К наиболее популярным финансовым институтам, выступающим в качестве организаторов выпусков еврооблигаций российских предприятий, следует отнести Deutche Bank, АВN Аmro, СSFВ, UBS, DrKW, Citigroup, J.P.Morgan, МДМ и др.

Несмотря на отсутствие какого-либо регулирования рынка еврооблигаций со стороны правительств развитых стран, их эмитенты обычно руководствуются требованиями и стандартами Ассоциации участников первичного рынка международных облигаций (IPMA) и Ассоциации участников международного рынка ценных бумаг (ISMA). Поскольку исторически основным центром торговли этими инструментами является Лондон, их выпуск также часто регулируется английским Агентством по финансовым услугам (The Financial Services Authority – FSA), требования которого к подготовке соответствующих документов весьма жесткие. В частности обязательным являются наличие трехлетнего аудита отчетности, составленной по международным стандартам, а также кредитного рейтинга от ведущего агентства – S&P, Fitch, Moody’s и др. Требуется также полное раскрытие информации о владельцах компании, вплоть до копии паспортов основных акционеров заемщика. В этой связи только затраты на услуги юристов при выпуске еврооблигаций могут достигать от 600 тыс. до 1 млн. долл. Средняя комиссия андеррайтера обычно составляет 0,5 – 0,7% от суммы займа.олл. рые могут достигать настоящее время сии являются коммерческие банки "долгосрочный период

Еврооблигации торгуются в основном на Лондонской или Люксембургской бирже. Однако значительная часть их оборота приходится на внебиржевые рынки.

Основными преимуществами еврооблигаций как источника финансирования являются:

Þ значительные объемы привлекаемых средств (средний объем выпуска – от 300 млн. долл. США);

Þ длительные сроки обращения (от 3-х до 30 лет);

Þ более низкие процентные ставки (от 5% годовых);

Þ отсутствие требований к обеспечению и залогу;

Þ формирование публичной международной кредитной истории и др.

К недостаткам данного инструмента привлечения займов следует отнести:

Þ жесткие требования к заемщику по раскрытию информации;

Þ высокие затраты на привлечение (7-10% от общего объема займа);

Þ необходимость получения кредитного рейтинга от одного из ведущих мировых агентств;

Þ длительные сроки на подготовку и размещение займа (4-6 месяцев);

Þ возникновение валютного риска и др.

Несмотря на значительные затраты средств и времени, выпуск еврооблигаций на сумму свыше 500 млн. долл. и срок более 5 лет является вполне оправданным. Кроме того, это хорошая «репетиция» перед проведением IPO на международных рынках.

 

Лизинг

 

Потребности корпораций в непрерывном техническом перевооружении, внедрении новейших технологий, расширении производства товаров и услуг привели к возникновению новых форм привлечения капитала, одной из которых является использование такого инструмента, как лизинг (leasing).

В общем случае, лизинг представляет собой договор, согласно которому одна сторона – арендодатель (лизингодатель), передает другой стороне – арендатору (лизингополучателю), права на использование некоторого имущества (здания, сооружения, оборудования), в течение определенного срока и на оговоренных условиях.

Обычно, такой договор предусматривает внесение арендатором регулярной платы за используемое оборудование на протяжении всего срока его эксплуатации. По окончании срока действия соглашения, или в случае его досрочного прекращения, имущество возвращается владельцу. Однако лизинговые контракты часто предусматривают право арендатора на выкуп имущества по льготной или остаточной стоимости, либо заключение нового соглашения об аренде.

В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются различные формы лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. К наиболее распространенным из них следует отнести:

Þ операционный или сервисный лизинг (operating lease);

Þ финансовый или капитальный лизинг (financial lease);

Þ возвратный лизинг (sale and lease back);

Þ раздельный или кредитный лизинг (leveraged lease);

Þ прямой лизинг (direct lease) и др.

Необходимо отметить, что все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга – операционного, либо финансового.

Операционный (сервисный) лизинг – это соглашение, срок которого меньше периода полной амортизации арендуемого актива (как правило от 1 года до 3-х лет). При этом предусмотренная контрактом плата не покрывает полной стоимости актива, что вызывает необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.

Важнейшей отличительной чертой операционного лизинга является право арендатора на досрочное прекращение контракта. Подобные соглашения также могут предусматривать оказание различных услуг по установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду оборудования. Отсюда второе, часто употребляемое название этой формы лизинга – сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в арендную плату, либо оплачивается отдельно.

К основным объектам операционного (сервисного) лизинга относятся быстро устаревающие (компьютеры, копировальная и множительная техника, различные виды оргтехники и т.д.) и технически сложные, требующие постоянного сервисного обслуживания (грузовые и легковые автомобили, воздушные авиалайнеры, железнодорожный и морской транспорт, строительная техника) виды оборудования.

Нетрудно заметить, что в целом, условия операционного лизинга являются более выгодными для арендатора.

В частности, возможность досрочного прекращения аренды позволяет своевременно избавиться от морально устаревшего оборудования и заменить его на более высокотехнологичное и конкурентоспособное. Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств, лизингополучатель может быстро свернуть данный вид деятельности, досрочно возвратив соответствующее оборудование владельцу и существенно сократить затраты связанные с ликвидацией или реорганизацией производства.

В случае реализации разовых проектов или заказов, операционный лизинг освобождает от необходимости приобретения и последующего содержания оборудования, которое в дальнейшем не понадобится.

Использование различных сервисных услуг, оказываемых лизинговой фирмой, либо производителем оборудования, часто позволяет сократить расходы на текущее техническое обслуживание и содержание соответствующего персонала.

Обратной стороной указанных преимуществ являются:

Þ более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата;

Þ требования о внесении авансов и предоплаты;

Þ наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды;

Þ прочие условия, призванные снизить и частично компенсировать риск владельцев имущества.

В настоящее время эта форма лизинга не получила должного развития в РФ. Более того, согласно законодательству операционный лизинг трактуется как краткосрочная аренда и регулируется ГК РФ. Соответственно он не попадает под действие закона «О лизинге» и на него не распространяются предусмотренные данным законом льготы.

Финансовый лизинг – соглашение, предусматривающее специальное приобретение актива в собственность с последующей сдачей в аренду (временное пользование) на срок, близкий к сроку его полезной службы (амортизации). Выплаты по такому соглашению, как правило, обеспечивают лизингодателю полное возмещение затрат на приобретение актива и оказание прочих услуг, а также соответствующую прибыль.

По истечению срока действия сделки, лизингополучатель может вернуть актив владельцу, заключить новое лизинговое соглашение или купить объект лизинга по остаточной стоимости.

К объектам финансового лизинга относятся недвижимость (земля, здания и сооружения), а также долгосрочные активы производственного назначения. Поэтому его также часто называют капитальным (capital lease).

В отличие от операционного, финансовый лизинг существенно снижает риск владельца имущества. По сути, его условия во многом идентичны договорам, заключаемым при получении банковских кредитов, так как предусматривают:

Þ полное или почти полное погашение стоимости оборудования;

Þ внесение периодической платы, включающей стоимость оборудования и доход владельца (фактически – основная и процентная части);

Þ право объявить арендатора банкротом в случае его неспособности выполнить заключенное соглашение и т.д.

Финансовый лизинг является базой для образования других форм долгосрочной аренды – возвратной и раздельной (с участием третьей стороны).

Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные операции часто проводятся в условиях делового спада, в целях стабилизации финансового положения корпораций.

Еще одной разновидностью финансового лизинга является его раздельная форма, предусматривающая участие в сделке третьей стороны – инвесторов, в качестве которых обычно выступают банки, страховые или инвестиционные компании. В этом случае лизинговая фирма, предварительно заключив контракт на долгосрочную аренду некоторого оборудования, приобретает его в собственность, оплатив часть стоимости за счет заемных средств. В качестве обеспечения полученного займа используются приобретенное имущество (как правило, на него оформляется закладная) и будущие арендные платежи, соответствующая часть которых может выплачиваться арендатором непосредственно инвестору. При этом лизинговая фирма пользуется преимуществами налогового щита, возникающего в процессе амортизации оборудования и погашения долговых обязательств. Основными, объектами этой формы лизинга являются дорогостоящие активы, такие как месторождения полезных ископаемых, оборудование для добывающих отраслей, строительная техника и т.д.

При прямом лизинге, арендатор заключает лизинговое соглашение непосредственно с производителем (т.е., напрямую), либо созданной при нем лизинговой компании. Крупнейшие производители – лидеры мирового рынка, такие как IBM, Xerox, GATX, BMW, Caterpillar и др., являются учредителями собственных лизинговых компаний, через которые осуществляют продвижение и сбыт своей продукции во многих странах мира. Аналогично поступают и отечественные предприятия. Многие названия российских лизинговых компаний говорят сами за себя, например: «КАМАЗ-лизинг», «Ильюшин Финанс Ко», «Туполев» и др.

Иногда лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название "сублизинг" (subleasing).

Использование сублизинговых сделок может быть выгодным для финансирования активов компаний, входящих в холдинг, концерн и т.п., так как позволяет управляющей или материнской компании оптимизировать, контролировать и замкнуть на себя денежные потоки. Вместо прямого кредитования или субсидирования дочерних компаний она может создать лизинговую компанию, которая по заявкам бизнес-единиц и подразделений приобретает требуемые активы и поставляет его заказчикам. В дальнейшем она следит за своевременностью поступления лизинговых платежей, аккумулирует их и перечисляет основному лизингодателю – головной компании, а также осуществляет надзор за целевым использованием оборудования и его техническое обслуживание.

Трактовка лизинга, проведение подобных операций и их правовое регулирование в РФ имеет определенную специфику. Согласно законодательству (статья 665 ГК РФ) по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Таким образом, под лизингом в РФ законодательно признается только финансовый лизинг, для которого характерны следующие специфические черты:

Þ третий обязательный участник – поставщик оборудования;

Þ наличие комплекса договорных отношений;

Þ специальное приобретение оборудования для сдачи его в лизинг;

Þ активная роль лизингополучателя;

Þ обязательное использование предмета лизинга в предпринимательских целях.

Правовое регулирование лизинга в РФ осуществляется на основе ГК РФ, Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, а также НК РФ.

Согласно закону, предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспорт, движимое и недвижимое имущество и т.п.), используемые для предпринимательской деятельности.

Предметом лизинга в РФ не могут быть:

Þ земельные участки и другие природные объекты;

Þ имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

Þ результаты интеллектуальной деятельности.

В настоящее время рынок лизинга в Р

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: