double arrow

Технология проведения реструктуризации


Реструктуризация компании представляет собой целенаправленный процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения в элементах, формирующих как имущественный комплекс компании, так и ее бизнес.

Суть методологии сводится к описанию возможных резервов увеличения стоимости компании и фиксации типовых процедур, направленных на увеличение стоимости компании. Суть концепции, предложенной консультантами McKinsey можно изобразить на следующем рисунке:

Схема структурной перестройки
Текущая Рыночная стоимость
Оптимальная реструктурированная стоимость
Максимальные возможности перестройки
Возможности финансового конструирования
Потенциальная стоимость с учетом внутренних улучшений
Возможности расформирования или поглощения
Стратегические и оперативные возможности
Фактическая стоимость компании
Текущий разрыв восприятия
Потенциальная стоимость с учетом внутренних и внешних улучшений

 

 

 


 

 

Рис.14.2. Модель структурной перестройки

Понимая под объектом, подлежащим реструктуризации компанию, можно сказать что под реструктуризацией объекта, в первую очередь, будет пониматься изменение его структуры.

Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, при этом, структура является основой, позволяющей сохранить базисные свойства объекта в условиях внешних и внутренних изменений[185]. Элементы, образующие объект, выполняют определённые функции. Это могут быть функции, способствующие объединению элементов в целостную систему и способствующие её успешному функционированию и развитию.

Структура объекта и функции образующих её элементов взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Исходя из этого, изменение структуры объекта не должно приводить к изменению сути самого объекта. В результате реструктуризации компания должна сохранить свои основные свойства, претерпев при этом ряд внешних и внутренних изменений.

Следовательно – реструктуризация объекта представляет собой процесс изменения состава элементов, их функций, связей между ними при сохранении основных свойств объекта. Целью реструктуризации является изменение качественной специфики объекта в соответствии с заданными параметрами для более успешного её функционирования.




Таким образом, реструктуризация компании представляет собой целенаправленный процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения в элементах, формирующих как имущественный комплекс компании, так и её бизнес[186], при этом данные изменения не являются частью повседневного делового цикла компании и направлены на увеличение её стоимости.

Соответственно, исходя из логики схемы можно выделить следующие направления работ в ходе реструктуризации:

· Реструктуризация элементов, формирующих имущественный комплекс компании (реструктуризация активов и обязательств компании);

· Реструктуризация элементов, формирующих бизнес компании (бизнес - единиц, формирующих компанию);

Работа в рамках указанных направлений проводится параллельно, либо поэтапно. При этом реструктуризация элементов, формирующих имущественный комплекс компании (реструктуризация активов и обязательств компании) осуществляется на первом этапе работ по реструктуризации компании, реструктуризация элементов, формирующих бизнес компании (бизнес - единиц, формирующих компанию) на втором.

После проведения работ по реструктуризации первого уровня можно получить потенциальную стоимость с учетом внутренних улучшений, после проведения работ по реструктуризации второго уровня можно получить потенциальную стоимость с учетом внутренних и внешних улучшений.



Условно схема реструктуризации компании представлена на рис. 14.3.

Рис.14.3 Схема реструктуризации компании

На схеме пунктирной линией выделяются активы и обязательства как объекты, подлежащие реструктуризации. Остающиеся объекты формируют бизнес направления, и подлежат реструктуризации как бизнес - единицы, формирующие компанию.

Объекты реструктуризации

Для того чтобы получить потенциальную стоимость с учетом внутренних улучшений в качестве объектов реструктуризации выступают активы и обязательства компании. Для получения потенциальной стоимости с учетом внешних улучшений, объектами реструктуризации будут являться бизнес- единицы[187] компании.

Под реструктуризацией объекта понимается изменение условий использования объекта с целью повышения экономической эффективности деятельности компании и/или получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации.

Реструктуризацией активов - изменение условий использования активов с целью повышения экономической эффективности деятельности компании и/или получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации. Реструктуризация обязательств[188] - изменение условий погашения обязательств с целью повышения экономической эффективности деятельности компании, а также получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации.

Проведение работ по реструктуризации позволяет получить результат, который может быть представлен следующим образом:

Эффект от реструктуризации компании = Экономический эффект от реструктуризации элементов, формирующих имущественный комплекс компании + Экономический эффект от реструктуризации элементов, формирующих бизнес компании

Представленный подобным образом результат, поддается математическому расчету.

Экономический эффект от реструктуризации - представляет собой результат реструктуризации, выраженный в виде суммы денежных или иных поступлений за вычетом затрат, связанных непосредственно с проведением реструктуризации.

При этом, экономический эффект от реструктуризации по компании в целом, представляет собой сумму эффектов от реструктуризации элементов, формирующих как компанию так и ее бизнес: Эффект от реструктуризации = Эффект от реструктуризации элемента А + Эффект от реструктуризации элемента В + ………+ Эффект от реструктуризации элемента N.

Исходя из экономической сущности издержек, связанных с процессом реструктуризации, в работе предлагается использовать следующее понятие альтернативных издержек, альтернативные издержки – затраты компании, связанные с наличием элемента до момента его реструктуризации. В данном случае возникает необходимость фиксации понятия капитализированных альтернативных издержек. Под капитализированными издержками понимаются капитализированные затраты, связанные с содержанием объекта реструктуризации.

Учитывая достаточно высокую степень неопределенности категории «альтернативные издержки», необходимо уточнить понятие экономического эффекта от реструктуризации и ввести категорию условного экономического эффекта.

Условный экономический эффект представляет собой результат реструктуризации, выраженный в виде суммы денежных или иных поступлений и капитализированных альтернативных издержек за вычетом затрат, связанных непосредственно с проведением реструктуризации. Данные определение не обладает «универсальностью» для всех объектов, подлежащих реструктуризации. Для получения наиболее точного результата использование определения возможно для изначально затратных объектов, например объектов социальной сферы, убыточных производств и т.п.

Условный экономический эффект целесообразно применять в качестве некой «справочной» величины, необходимость объективного наличия которой заключается в возможности корректировки управленческих решений.

Очевидно что эффект от реструктуризации и условный эффект от реструктуризации могут представлять собой абсолютную и относительную величину.

Техника проведения реструктуризации

Выполнение работ по реструктуризации можно представить в виде следующих этапов работ:

1. Определяется перечень объектов, формирующих имущественный комплекс компании.

2. Выделяются объекты, подлежащие реструктуризации на первом уровне.

3. Осуществляется сбор информации по реструктурируемым объектам.

4. Выделяются первоочередные для работы объекты, реструктуризация которых принесет наибольший экономический эффект.

5. Выделяются объекты, подлежащие реструктуризации на втором уровне.

6. Осуществляется сбор информации по реструктурируемым объектам.

7. Выделяются первоочередные для работы объекты, реструктуризация которых принесет наибольший экономический эффект.

Выбор метода реструктуризации

Методы реструктуризации активов

В зависимости от возможных действий с объектами, подлежащими реструктуризации, объединим методы реструктуризации активов в следующие группы: методы, связанные с отчуждением актива, методы, связанные с фиксацией актива на балансе. В рамках каждых из обозначенных групп, выделяются методы реструктуризации (рис.14.3.)

 

Рис.14.4 Методы реструктуризации активов

Методы реструктуризации обязательств устанавливаются в зависимости от сущности объекта. Очевидно, что задачи реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности отличаются. По отношению к дебиторской задолженности задачей является достижение максимального экономического эффекта путем получения максимально возможной суммы от права требования. По отношению к кредиторской задолженности задачей является достижение максимального экономического эффекта путем минимизации издержек, связанных с ее погашением.

Необходимо отметить, что отсрочка или рассрочка платежей по кредиторской задолженности, по сути представляет собой получение дополнительного заемного финансирования необходимого для повышения стоимости компании путем реализации инвестиционных проектов. Финансовый смысл реструктуризации кредиторской задолженности посредством отсрочки или рассрочки долга с позиции кредитора заключается в том, что для него текущая стоимость более ненадежных поступлений по нереструктурированному долгу должна быть равна текущей стоимости более надежных поступлений по реструктурированному долгу, если высвобождаемые в результате реструктуризации для заемщика средства будут использованы рационально и позволят заемщику заработать реальные деньги, которые можно будет направить на погашение отсроченного (рассроченного) долга.

Таким образом, по отношению к дебиторской задолженности методами реструктуризации являются: продажа, переуступка права требования, погашение с дисконтом, отсрочка или рассрочка, списание, взаимозачет. По отношению к кредиторской задолженности методы реструктуризации – списание, отсрочка или рассрочка долга с последующим списанием, признание задолженности недействительной и т.п. (рис.14.4).

Проведенный анализ методов реструктуризации показал объективную необходимость выполнения следующих действий:

1. осуществление четкой идентификации компании как объекта реструктуризации

2. фиксация этапов, направлений реструктуризации и определение методов реструктуризации в зависимости от выбранных направлений реструктуризации;

3. определение влияния методов реструктуризации на изменение стоимости компании через реструктуризацию элементов формирующих имущественный комплекс компании и реструктуризацию элементов, формирующих бизнес компании;

4. определение алгоритма действий в части выбора варианта реструктуризации, способного принести наибольший экономический эффект, тем самым оказать существенное влияние на увеличение стоимости компании.

Методы реструктуризации обязательств. Рис.14.4. Методы реструктуризации обязательств

На основании вышеизложенного предлагается следующая схема реструктуризации компании (рис.14.5).

Активы представляют собой совокупность элементов А1, А2, А3, …Аn для первого имущественного комплекса и А`1, А`2, А`3, …А`n для второго имущественного комплекса. Обязательства представляют собой совокупность элементов О1, О2, О3, …Оn для первого имущественного комплекса и О`1, О`2, О`3, …О`n для второго имущественного комплекса.

На схеме (ртс.15.5) обозначенная совокупность элементов А2 и О3 для первого имущественного комплекса и совокупность элементов А`2 и О`3

для второго имущественного комплекса являются бизнес – единицами,

Схема реструктуризации компании

 

Рис.14.5. Схема реструктуризации компании

подлежащими реструктуризации второго уровня, остальные элементы, являются разрозненными, не участвующими в формировании основного дохода и подлежат реструктуризации первого уровня.

Ранее проработанный аналитический материал позволяет выделить следующие методы реструктуризации активов: сдача в аренду, консервация, ликвидация, реализация, списание (в схеме методы обозначены как a, b, c, d, e, f). В рамках реструктуризации обязательств: списание, отступное, взаимозачет, выпуск векселей (в схеме методы обозначены как j, h, I, j, k, l). В рамках реструктуризации элементов формирующих бизнес компании: слияния и поглощения, выделение, ликвидация (в схеме методы обозначены как m, n, o).

Каждый из названных методов на данной схеме буквенно обозначен как a, b, c, d, e, f, j, h, I, j, k, l, m, n, o. Очевидно, что методы будут иметь одинаковое наполнение для первого и второго имущественного комплекса.

По отношению к элементу А1 возможно применение методов a, b, d, по отношению к элементу А2, методов m, o, по отношению к элементу О`1, метода j, и т.д. Очевидно, что из совокупности методов необходимо выделить те, которое приносят максимальный эффект и, следовательно, оказывают существенное влияние на стоимость компании.

Критерием будет являться экономический эффект (Э1, Э2, …Эn) от применения метода реструктуризации (a,b,c,d,e и т.д.) в части реструктуризации элементов, формирующих компанию или ее бизнес (А1, А2, А3, …Аn, А`1, А`2, А`3, …А`n, О1, О2, О3, …Оn, О`1, О`2, О`3, …О`n. В расчете экономического эффекта при применении того или иного метода участвует доход от реструктуризации (в виде единовременного получения любого рода актива, выраженного в денежной или материальной форме) (Х1, Х2, ….Хn), и затраты, связанные с действиями в части реструктуризации (представленные в виде единовременного платежа, либо в виде серии платежей «распыленных» в определенном временном промежутке) (С1, С2, …. Сn), временной период (время, необходимое для полного завершения действий по обозначенному варианту реструктуризации).

Ниже приведен формульный расчет совокупности экономических эффектов от совершения действий в области реструктуризации по отношению к различным элементам, формирующих компанию с учетом фактора текущей стоимости денежной единицы во времени по отношению к затратам, связанным с проведением реструктуризации.

    Эффект от реструктуризации А1
  Эффект от реструктуризации O1
    Эффект от реструктуризации А`3

При реструктуризации элемента А в части выбора методов реструктуризации a,b,d, в случае, если соблюдаются следующие условия:

> >

Методом реструктуризации, приводящим к наибольшему увеличению стоимости компании, является метод реструктуризации «a», так как использование данного метода приводит к получению наибольшего экономического эффекта, и соответственно, приводит к наибольшему увеличению стоимости компании.

Данный подход к определению наилучшего метода реструктуризации, применим ко всей совокупности элементов, формирующих имущественный комплекс компании и ее бизнес.

Оценка поглощений

Оценка стоимости предприятия в целях реструктуризации подразумевает анализ совместимости объединяющихся фирм:

¨ анализ сильных и слабых сторон участников сделки;

¨ прогнозирование вероятности банкротства;

¨ анализ операционного (производственного) и финансового риска;

¨ оценка потенциала изменения чистых денежных потоков;

¨ предварительная оценка стоимости реорганизуемого предприятия.

Затраты на реорганизацию можно рассматривать как вариант капиталовложений: мы имеем стартовые затраты и ожидаемую в будущем прибыль (поток доходов). Независимо от того, расходует фирма денежные средства или акции, она должна приложить все усилия, чтобы добиться оптимального распределения капитала и обеспечить в долгосрочном периоде благосостояние акционеров.

При оценке предполагаемого проекта реорганизации, необходимо составить прогноз будущих денежных потоков, которые предположительно будут получены после завершения сделки.

При расчете денежных потоков должны быть учтены все синергические эффекты, так как нас интересует предельное влияние реорганизации.

Синегрический эффект - превышение стоимости объединенных компаний после слияния и суммарной стоимости компаний до слияния или добавленная стоимость объединения (2 + 2 = 5).

При сокращении (дивестициях) может иметь место эффект обратного синергизма : 4 - 2 = 3. Реализуемые активы могут представлять интерес для другой компании и в итоге она готова заплатить за них высокую цену.

Синергия может проявляться в двух направлениях: прямая и косвенная выгода.

Прямая выгода- увеличение чистых активов денежных потоков, реорганизованных компаний. Анализ включает три этапа:

¨ оценка стоимости предприятия на основе прогнозируемых денежных потоков до реорганизации;

¨ оценка стоимости объединенной компании на основе денежных потоков после реорганизации;

¨ расчет добавленной стоимости (все расчеты проводятся на основе Модели Дисконтированных денежных потоков).

Добавленная стоимость объединения формируется за счет операционной, управленческой и финансовой синергии.

Операционная синергия - экономия на операционных расходах за счет объединения служб маркетинга, учета, сбыта. Кроме того, объединение может привести к упрочению позиции фирмы на рынке, получению технологического “ноу-хау”, торговой марки, что способствует не только снижению затрат, но и дифференциации выпускаемой продукции. Помимо экономии на затратах, дифференциации выпускаемой продукции, достигается экономия за счет эффекта масштаба (возможность выполнять больший объем работы на тех же производственных мощностях, что снижает в конечном итоге средние издержки на единицу выпускаемой продукции).

Управленческая синергия - экономия за счет создания новой системы управления. Объединение предприятий может осуществляться на основе горизонтальной и вертикальной интеграции, а также по пути создания конгломерата.

В любом случае целью объединения является создание более эффективной системы управления. Часто объектом для присоединения являются компании плохо управляемые, с нереализуемым потенциалом стоимости. В этом случае у предприятия есть два варианта развития: повышение качества управления без реорганизации или создание новой управленческой культуры на базе объединения. Первый вариант труднореализуем без смены управленческого персонала; второй как правило основан на упрочении управленческой культуры эффективно работающей компании.

Финансовая синергия - экономия за счет изменения источников финансирования, стоимости финансирования и прочих выгод. Сам факт объединения компаний может вызвать информационных эффект, в результате чего стоимость акций возрастает (при этом реальных экономических преобразований еще не осуществлялось). Слияние/присоединения могут усилить интерес к компании со стороны потенциальных инвесторов и обеспечить дополнительные источники финансирования. Повышение цены акции (даже фиктивное, в результате информационного эффекта) может повысить надежность компании в глазах кредиторов, что косвенно повлияет как на структуру, так и стоимость задолженности. Данный вид синергии ведет не к приросту денежных потоков, а к снижению риска инвестирования с точки зрения внешних пользователей. Реорганизация (особенно преобразование) может привести также к налоговым преимуществам.

Процесс оценки эффективности реорганизации может оказаться легче оценки нового инвестиционного проекта, так как объединяются действующие предприятия.

Прогнозы объема продаж, издержек как правило бывают основаны на результатах прошлых лет- , следовательно, они более точные.

Косвенная выгода - акции объединенной компании могут стать более привлекательными для инвестора и их рыночная стоимость возрастет. Информационный эффект от слияния в сочетании с перечисленными видами синергии может вызвать повышение рыночной стоимости акций и мультипликатора Р/Е. Поскольку целью финансового управления акционерного общества является повышение благосостояния акционеров, а, следовательно, прибыли на акцию, рассмотрим данный аспект подробнее.

Пример. Компания Х рассматривает вопрос о возможности слияния с компанией У.

  Компания Х Компания У
Чистая прибыль 5 000 2 500
Количество обыкновенных акций 2 500 1 500
Прибыль на акцию 2,0 1,67
Р/Е
Цена одной акции 11,7

Общества, участвующие в слиянии, определяют порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества.

  Рыночная цена акции х Число поглощающей компании предложенных акций
Меновое = соотношение _____________________________________________________________________ Рыночная цена акции поглощаемой компании
   

По условию нашего примера, рыночная цена акции компании Х равна 20, компании У - 11,7, меновое соотношение будет равно 0,585 (20 х : 11,7 = 1).

Компания Х должна обменять 0,585 своей акции у компании за 1 акцию компании У. Однако такие условия обмена могут не заинтересовать акционеров компании У. Допустим, акционеры компании У согласны на условия обмена исходя из рыночной цены акций компании У = 12. В этом случае за каждую акцию компании У необходимо передать 0,6 акций компании Х, для чего требуется выпуск дополнительно 900 обыкновенных акций компании Х. Финансовые показатели компании “Х+У” после слияния будут следующие:

Показатели Компания “Х+У”после слияния
Чистая прибыль (при слиянии данные финансовых отчетов суммируются) 7 500
Количество акций 3 400
Прибыль на акцию 2,2

Исходя из предположения, что прибыль сливающихся компаний осталась без изменения, общая прибыль на акцию в результате объединения повысилась. Однако акционеры компании У получили 0,6 акций компании Х, а, следовательно, могут рассчитывать и на соответствующую долю прибыли (0,6 х 2,2) = 1,32, что уступает исходному значению прибыли до слияния (1,67). Мультипликатор Р/Е по условиям сделки был равен 7,18 (12 : 1,67 = 7,18), что превышает исходное значение (7). Соотношение 7,18/7 несмотря на снижение прибыли на акцию может в долгосрочной перспективе свидетельствовать о возможном увеличении дохода на акцию после слияния (косвенная выгода).

Снижение (“размывание”) прибыли на акцию для акционеров компании Х произойдет в том случае, если соотношение Р/Е по акциям компании У превысит исходное соотношение Р/Е по акциям компании Х.

Возможные последствия реструктуризации на прибыльность акционерного капитала рассчитываются по следующим параметрам:

¨ изменения прибыли на акцию, исходя из менового соотношения ;

¨ изменение мультипликатора Р/Е как индикатора возможных краткосрочных перспектив:

¨ размеры сливающихся компаний: как правило более крупная компания имеет значение мультипликатора Р/Е выше, а, следовательно, до определенного предела (рыночная цена обмена) результатом слияния будет повышение общей прибыли на акцию.

Чем больше значение мультипликатора Р/Е поглощающей компании по сравнению с аналогичным показателем поглощаемой компании и различие в объемах получаемой прибыли, тем значительнее увеличение мультипликатора Р/Е поглощающей компании в результате слияния.

Если ориентироваться на краткосрочную перспективу, то многие сделки по слиянию приводят к “разводнению” прибыли на акцию и с этой точки зрения будут признаны неэффективными. Однако “разводнение” может быть компенсировано, если различие в темпах роста прибыли между двумя компаниями значительное, а цена, выплачиваемая с учетом большего значения мультипликатора Р/Е, рассматривается как инвестиции, рассчитанные на несколько лет.

Эмпирические данные о влиянии поглощения на ценность свидетельствуют (как уже отмечалось в разделе 15.2) о том, что акционеры компаний-мишеней при поглощении оказываются явными победителями, так как они зарабатывают повышенную избыточную доходность не только во время объявления о приобретении, но и в течение нескольких недель после него.

Избыточная доходность представляет собой доходы сверх ожидаемых, которые должны быть созданы инвестициями после корректировки с целью учета риска и особенностей рынка

Дженсен и Рубек (Jensen and Ruback, 1 983) сделали обзор 13 исследований, посвященных доходам во время объявлений о приобретениях, и сообщили, что избыточная средняя доходность акционеров компании-мишени при успешном тендерном предложении составляет 30%, а при успешном слиянии – 20%.

Исследования 663 тендерных предложений проведенных Джерреллом, Брикли и Неттером (Jarrell, Brickey and Netter, 1988) так же отметили рост курса акций целевых фирм (компаний-мишеней) перед объявлением о поглощении, что указывает либо на чрезмерную восприимчивость финансового рынка, либо на просачивание информации относительно будущих сделок.

Некоторые попытки поглощения провалились либо из-за аннулирования предложения покупающей стороной, либо потому, что целевая фирма сумела «отбиться» от поглощения. Анализ влияния провалов поглощения на акционеров целевой фирмы показал, что в то время как первоначальная реакция на сообщение о провале была отрицательной – хотя это и статистически незначимо, - большое число целевых фирм, поглощаемых в течение 60 дней после провала первого поглощения, в конечном счете зарабатывали большие избыточные доходы (55% - 60%).

Влияние сообщений о поглощении на курс акций покупающей фирмы не столь однозначно. Дженсен и Рубек сообщают, что избыточный доход акционеров покупающей фирмы в период тендорного предложения составляет порядка 4%, а в период слияния является нулевым. Другие исследования показывают, что приблизительно половина всех покупающих фирм во время сообщений о поглощении зарабатывают отрицательный избыточный доход, что наводит на мысль о наличии во многих случаях скептического отношения акционеров к воспринимаемой стоимости поглощения[189]. Как показывают исследования, при наличии конкурирующего покупателя на протяжении 180 операционных дней после соответствующего объявления наблюдается значительный отрицательный избыточный доход (приблизительно 8%) у акционеров покупающей фирмы, проигрывающих покупателю-конкуренту, и никакого избыточного дохода в случае его отсутствия.

Эмпирические данные о синергиисвидетельствуют, что синергия является основным мотивом многих слияний и приобретений.[190] Несколько исследований было посвящено вопросу, существует ли синергия вообще и, если существует, то сколько она стоит. Если предполагается, что при поглощении возникает синергия, то ценность объединенной фирмы должна превышать сумму ценностей покупающей и покупаемой фирм, действующих независимо друг от друга.

где = ценность фирмы, созданной в результате объединения А и В (синергия);

= ценность фирмы А, действующей независимо;

= ценность фирмы B, действующей независимо;

Исследования доходности акций в период объявления о слияниях обычно содержат вывод, что в большинстве поглощений ценность объединенной фирмы возрастает, причем этот рост является значительным. Однако комментировать этот результат необходимо с осторожностью, поскольку возрастание ценности объединенной фирмы после слияния согласуется также и с некоторыми другими гипотезами, объясняющими приобретения, к которым относится недооценка и изменение в корпоративном контроле.

Эмпирические данные о ценности контроля.[191] Более сильная причина существования рынка для корпоративного контроля заключается в видах фирм, обычно приобретаемых при враждебных поглощениях. Исследования показывают, что типичная компания-мишень при враждебном поглощении обладает следующими свойствами.

· Она имеет недооцененные акции относительно отрасли и на фоне рынка в целом, что выражается в доходе ее акционеров в году, предшествующем поглощению.

· В году предшествующем поглощению, она была менее прибыльной, чем фирмы из ее отрасли.

· Вложения инсайдеров в ее акции были гораздо меньше, чем в аналогичных фирмах.

Сравнивая целевые фирмы при враждебном и дружественном поглощениях, следует отметить ряд различий. Так, целевые фирмы при враждебном поглощении имели доход на акцию в среднем на 2,2% ниже, чем другие фирмы в отрасли, а доход их акционеров был на 4% ниже рыночного, и только 6,5% их собственного капитала находилось в руках инсайдеров.

Существуют также данные, согласно которым после враждебного поглощения фирмы проводят значительные изменения в характере функционирования. [192]

1. После многих враждебных поглощений последовало увеличение долга, вызвавшее утяжеление долгового бремени. Однако долг быстро снижен за счет поступлений от продажи активов.

2. В объеме капитала, инвестированного в эти фирмы, не произошло никаких серьезных изменений.

3. После почти 60% поглощений последовали крупные изъятия капиталовложений, при которых половина или более фирм были ликвидированы. Подавляющее большинство изъятий капиталовложений было осуществлено из долевых вложений в сферах бизнеса, не связанных с основным бизнесом компании (то есть они были направлены против корпоративной диверсификации, осуществленной в прошлые периоды).

4. В 17 из 19 случаев враждебных поглощений произошли значительные изменения в менеджменте с полной его заменой в 7 случаях.

Таким образом, вопреки популярному взгляду, после большинства враждебных поглощений покупатель не лишает целевую фирму ее активов и не доводит ее до уничтожения. Вместо этого целевые фирмы меняют свою основную сферу бизнеса, а их функционирование часто улучшается.

Вопросы:

1. Каковы основные направления деятельности компании при разработке программы реструктурирования?

2. Какова сравнительная характеристика базовых операционных стратегий (лидерство по затратам, дифференциация)?

3. Какие причины вызывают необходимость поиска внешних факторов бизнеса?

4. В чем заключается суть процесса реструктуризации долга РФ? Какое влияние данный процесс оказывает на развитие экономики нашей страны и стран мирового сообщества.

5. Обозначьте основные методы реструктуризации долгосрочных финансовых вложений. Укажите специфику оценки в зависимости от выбранного метода. Сформируйте подход в части выбора наиболее оптимального метода.

6. Обозначьте основные методы реструктуризации непрофильного бизнеса. Укажите специфику оценки в зависимости от выбранного метода. Сформируйте подход в части выбора наиболее оптимального метода.

7. Обозначьте основные методы реструктуризации дебиторской задолженности. Укажите специфику оценки в зависимости от выбранного метода. Сформируйте подход в части выбора наиболее оптимального метода.

8. Обозначьте основные методы реструктуризации кредиторской задолженности. Укажите специфику оценки в зависимости от выбранного метода. Сформируйте подход в части выбора наиболее оптимального метода.

9. Каково экономическое содержание синергетического эффекта реорганизации?

10. Какие причины сдерживают процесс реструктурирования российских компаний?

Ключевые функции Bloomberg:

GLCO – Мировые цены на сырьевые товары

FXC – Матрица валютных курсов

ECFC – Экономические прогнозы

ECST – Мировая экономическая статистика

LOIS – Монитор ликвидности 3-м. спред LIBOR-OIS

WEI – Мировые фондовые индексы

MOST – Наиболее активные бумаги

FXIP – Информационный портал валют

CBQ – Обзор рынка по стране

IBQ – Анализ индустрии

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: