double arrow

Глава 14. Реструктуризация компании: стратегия и управление стоимостью


Глобализация мировой экономики предопределяет высокую степень динамичности деловой среды. В этих условиях бизнес вынужден решать задачи оптимизации организационной структуры и обеспечения эффективного использования производственных ресурсов. Решение этих задач неразрывно связано не только с реструктуризацией обязательств и активов, но и с реструктуризацией элементов, формирующих компанию. В этой связи особую значимость приобретают процессы слияний и поглощений компаний.

Слияния и поглощения становятся все более важным инструментом перераспределения ресурсов в мировой экономике и реализации корпоративных стратегий

Слияния, поглощения, объединения структурных подразделений, совместные предприятия уже давно стали неотъемлемой чертой корпоративного управления, направленного на увеличение стоимости бизнеса.

В данной главе внимание сосредоточено на выявлении факторов, оказывающих влияние на развитие бизнеса, рассмотрены традиционные мотивы продавцов и покупателей бизнеса, рыночная реакция, предпосылки для изучения приобретений, стратегия и процесс продаж и поглощений, технология проведения реструктуризации, эмпирические данные о влиянии слияния и поглощения на стоимость, синергетический эффект и причины неудачных сделок, а также вопросы оценки реструктуризации и поглощений.

14.1. Внутренние и внешние факторы развития бизнеса

Рыночные отношения открывают перспективу для российского бизнеса, но в то же время становится ясно, что многие предприятия имеют мало шансов выжить под давлением конкуренции и новых условий хозяйствования без существенной реорганизации. Определяя процесс реорганизации как обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящее к увеличению стоимости бизнеса целесообразно выделить как внутренние, так и внешние факторы его развития.

Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования. Внешние факторы развития бизнеса вызывают необходимость реорганизации видов деятельности и структуры капитала.

Факторы, движущие стоимость,- это отдельные переменные в модели дисконтированного денежного потока, характеризующие те или иные стороны в деятельности предприятия. При количественном изменении той или иной переменной происходит изменение величины денежного потока, и, соответственно, стоимости.




Важнейшее место занимают факторы, движущие стоимость, как то:

1. Временной фактор.

2. Объемы реализации.

3. Себестоимость реализованной продукции.

4. Соотношение постоянных и переменных затрат.

5. Маржа валовой прибыли.

6. Собственные оборотные средства.

7. Основные средства.

8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия.

9. Стоимость привлечения капитала.

Первые семь факторов непосредственно влияют на величину денежного потока, последние два - на ставку дисконта.

Воздействие на те или иные факторы осуществляются в рамках конкретных стратегий развития предприятия.

В рамках всех типов стратегий применяются два основных альтернативных подхода: лидерство по затратам и дифференциация.

Первый подход, как и следует из его названия, заключается, прежде всего, в строгом контроле над затратами и, тем самым, в максимальном повышении эффективности производства.

Второй подход заключается в том, что предприятие концентрирует усилия на производстве и реализации продукции, не имеющей серьезных конкурирующих аналогов.

На операционном уровне стратегии рассматривают следующие стоимостные факторы:



¨ ассортимент производимой продукции или услуг;

¨ ценообразование;

¨ выбор рынков;

¨ рекламу;

¨ эффективность затрат;

¨ систему сбыта;

¨ качество обслуживания клиентов.

При применении подхода “лидерство по затратам” оптимальными являются следующие приемы: (1) сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах; (2) оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах; (3) увеличение своей доли на рынке для достижения “экономии на масштабе” по каждому виду деятельности; и засчет всего этого (4) обеспечение конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.

Подход “дифференциация” предполагает, главным образом, использование потенциала увеличения цены и, тем самым, маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами.

Инвестиционные стратегии рассматривают:

¨ уровни товарно-материальных запасав;

¨ сбор дебиторской задолженности;

¨ управление кредиторской задолженностью;

¨ расширение производственных мощностей;

¨ планирование капиталовложений;

¨ продажу активов.

В подходе “ лидерство по затратам” рекомендуется: (1) минимизировать остаток денежных средств; (2) стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности; (3) минимизировать уровень товарно-материальных запасов , но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов; (4) экономить на использовании основных средств; (например, беря в аренду машины и оборудование, а не покупая их); (5) продавать избыточные неиспользуемые активы.

В подходе “дифференциация” рекомендуется: (1) связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами; (2) добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности, (3) инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.

Финансовые стратегии в обоих подходах рекомендуют: (1) создавать оптимальную структуру капитала; (2) выбирать наиболее дешевые способы финансирования и заемного и собственного капитала; (3) максимально сокращать факторы делового риска.

Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий всех трех уровней приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, стоимости компании

Внешние факторы развития бизнеса.Внешний рост основан на купле/продаже активов, подразделений, слияниях и поглощениях, а также видах деятельности по сохранению корпоративного контроля. Стратегическая цель - повышение стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов; аккумуляции средств на основных направлениях развития бизнеса и сохранение корпоративного контроля.

Возможность реструктурирования возникает из-за того, что между стоимостью, которой обладает компания в настоящее время (текущей стоимостью) и потенциальной стоимостью, которая достижима при изменении ряда обстоятельств, существует стоимостной разрыв.

Стоимостный разрыв - разница между текущей стоимостью предприятия при существующих условиях и текущей стоимостью предприятия после реструктуризации (представляет собой чистую текущую стоимость эффекта реструктуризации).

NPVc = D (PN)n + (EE)n - (I)n +/- (T)n r, где

NPVc - чистая текущая стоимость эффекта реструктурирования;

n - период времени после реструктуризации;

D(PN)n - дополнительная прибыль от реструктурирования;

(EE)n - экономия производственных издержек и дополнительная

прибыль за счет диверсификации производства;

(I)n - дополнительные инвестиции на реструктурирование;

(T)n - прирост/экономия налоговых платежей;

r - коэффициент текущей стоимости.

В качестве базовой модели расчета стоимости предприятия в целях реструктурирования применяется Метод оценки дисконтированных денежных потоков, так как данный метод является единственным, позволяющим учитывать будущие изменения в денежных потоках предприятия.

При оценке предполагаемого плана реструктурирования необходимо составить прогноз чистых денежных потоков после уплаты налогов, связанных с текущей деятельностью компании без учета финансовых издержек реорганизации. В данном случае реструктуризацию можно рассматривать как вариант капиталовложений с первоначальными затратами и ожидаемой в будущем прибылью.

Корпоративное реструктурирование подразумевает изменения в структуре капитала или собственности, не связанные с операционным (деловым) циклом компании и основанные на использовании источников внешнего роста капитала.

В Российской Федерации реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (в соответствии с ФЗ “Об акционерных обществах” № 208 - ФЗ от 26.12.1995г.)

Какие причины вызывают необходимость поиска источников внешнего роста предприятия?

Первая и самая очевидная - это потенциал, заложенный в действующем бизнесе, который был определен выше как стоимостной разрыв. Многие предприятия, активно используя стратегии внутреннего роста, для максимальной реализации намеченных планов, а также сохранения компании как действующей, стремятся привлечь факторы внешнего роста. Данное направление процесса реструктуризации получило название стратегическое.

Виды деятельности по стратегическому направлению реструктурирования включают: расширения (слияние, присоединение); сокращения (разделение, выделение) и преобразование акционерного капитала (рис.14.1).

Целью расширения является увеличение стоимости акционерного капитала за счет:

¨ приобретения действующих предприятий (легче приобрести контроль за действующим предприятием, чем создать новое);

¨ получения управленческих, технологических, производственных выгод в случае объединения различных компаний (эффект дополнения, когда система восполняет недостающие элементы);

¨ возможного эффекта диверсификации и снижения совокупного риска за счет объединения компаний различного профиля деятельности;

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
В СЛУЧАЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗЫ ЗАХВАТА
Расширение
Сокращение
Преобразование  
Слияние  
Присоединение
Разделение  
Выделение Выделение
Внешнее управление имуществом должника  
  Санация
Система защитных мер интересов управляющих и акционеров
Программа выкупа акций
Преобразование
НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ (РЕОРГАНИЗАЦИИ) БИЗНЕСА

 


Рис.14.1. Направления реструктуризации (реорганизации) бизнеса

 

¨ синергический (системный) эффект, который возникает в том случае, если свойства системы в целом превосходят простую сумму свойств отдельных ее элементов.

Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяется порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества. Вопрос о реорганизации общества в форме слияния выносится на решение общего собрания акционеров обществ, участвующих в слиянии, выбирается Совет директоров вновь возникающего общества.

Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Общества, осуществляющие объединение, заключают договор, в котором определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества. Вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении выносится на решение общего собрания акционеров. Все права и обязанности присоединяемого общества переходят к присоединяющему.

В Мировой практике накоплен значительный опыт по реализации и оценке сделок по слиянию/присоединению. Данные сделки проводятся под контролем антимонопольного комитета и должны удовлетворять следующим условиям:

¨ в обмене с обеих сторон участвуют обыкновенные акции;

¨ запрещены условные платежи;

¨ компания, участвующая в сделке должна иметь опыт работы как самостоятельная единица не менее 2 лет;

¨ поглощаемая компания не должна избавляться от значительной доли активов присоединенной компании в течении двух лет;

¨ для принятия решения требуется согласие как правило не менее 2/3 акционеров.

Вместо слияния/ присоединения компания может прибегнуть к покупке акций интересующей фирмы и получить контроль над ней; акции можно покупать постепенно, не вызывая повышения цен на них и не имея согласия акционеров.

Холдинговой компаниейпризнается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций другого предприятия, причем дочернее предприятие независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.

Таким образом, достоинство холдинга в том, что он позволяет получить контроль над другой компанией при меньшем объеме инвестиций, чем при слиянии. Кроме того, акции можно скупать постепенно, не требуя согласия акционеров и не провоцируя информационный эффект объединения. Нагромождая холдинговые компании, можно использовать эффект финансового рычага применительно к контролируемым активам и прибыли до определенного предела - сложность управления разветвленной компанией и распыление средств.

С юридической точки зрения материнская компания владеет акциями дочерней компании, ей не принадлежат активы дочерней компании и она, как правило, не несет ответственности по обязательствам дочерней компании, хотя может предоставлять гарантии по ним.

Зависимымобществом считаются такие, деятельность которых контролируется основным и доля капитала основного общества составляет от 20 до 50%. Это обстоятельство позволяет оказывать существенное влияние на решения, принимаемые в компании-эмитенте.

Целью сокращения является выбор стратегического направления развития компании с мобилизацией всех возможных внутренних резервов и привлечением внешних источников роста.

Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Совет директоров реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и условиях этой реорганизации и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Совет директоров реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях осуществления выделения, о создании нового общества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса. При выделении из состава одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование общества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. При образовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

Вторая причина поиска источников внешнего роста предприятия - реорганизация предприятий неплатежеспособных, банкротов или предприятий, которые столкнулись с серьезными проблемами.

Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. В соответствии с Российским законодательством к должнику могут применяться процедуры:

¨ реорганизационные (внешнее управление имуществом должника, санация);

¨ ликвидационные (принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов);

¨ мировое соглашение.

Главная задача данного направления реструктуризации - сохранить предприятие как действующее.

Третье направление процесса реструктуризации - предотвращение угрозы захвата или сохранение собственности и контроля. Привлекательным для захвата являются только компании, имеющие потенциал “стоимостного разрыва”.

Компания, которую хотят поглотить имеет в своем распоряжении большой набор способов защиты от посягательств на ее независимость.

Гипотеза о защите интереса управленческого персонала гласит, что возводимые на пути захватов барьеры должны обеспечить занятость управленческих кадров и защиту интересов акционеров.

Многие компании заключают со своим управленческим персоналом контракты на управление. В них предусматривается высокое вознаграждение за работу руководства. Эти контракты известны также под названием “золотой парашют”. Их высокая стоимость увеличивает цену компании и может служить сдерживающим фактором при захвате.

Условие квалифицированного большинства при голосовании вопроса о слиянии (75/80%) означает, что любые изменения в уставе утверждаются сверхбольшинством голосов. Вместо обычного большинства, необходимого для принятия решения по другим вопросам, в ситуации слияния для утверждения сделки может требоваться более высокая доля.

Предложение об обратном выкупе с премией - это предложение о выкупе компанией своих акций по цене, превышающей рыночную “зеленая броня”. Эта премия может быть выплачена за счет акционерного капитала компании.

Превращение компании в частную может осуществляться за счет выкупа акций. Преобразование компании в частную посредством скупки акций означает изменение структуры собственности. Для этого используется большое количество инструментов. Наиболее распространенный - наличный расчет с бывшими акционерами и слияние компании открытого типа с частной корпорацией. Приватизация может осуществляться посредством выкупа акций за счет кредита, то есть в сделке принимает участие третья сторона, а иногда и четвертая. При любом выкупе акций за счет кредита компания сталкивается с риском двух видов. Первый - коммерческий риск (может случиться так, что компания не будет развиваться по установленному ранее плану и денежные потоки, необходимые для обслуживания долга, окажутся меньшими, чем прогнозировалось). Второй вид риска связан с изменением процентных ставок (обычно кредит предоставляется на условиях плавающей ставки и объем платежей по нему изменяется вместе с колебаниями ставки, а, следовательно, рост процентных ставок может значительно ухудшить положение компании или даже привести ее к краху).

Как правило, в качестве инициаторов выкупа выступают управляющие кампании с целью сохранения собственности и контроля, а также возможного приобретения компании или подразделения.

14.2. Рынок слияний и поглощений

Для достижения максимальной эффективности в процессе слияний и поглощений (M&A) покупатели и продавцы должны обладать пониманием объемов, условий и тенденций, существующих в сделках M&A, чтобы не позволить ввести себя в заблуждение сделками, о которых сообщается в средствах массовой информации. Для большинства сделок, касающихся частных компаний, требуются лишь ограниченные сообщения о смене владельца, цене продажи или стратегических целях. Люди обычно узнают только о самых крупных сделках, вовлекающих крупнейшие публичные компании. Однако такие сделки составляют лишь незначительный процент от общей активности в этой сфере и не могут обеспечить наблюдателя достоверной картиной рынка слияний и поглощений. Учитывая, что частные компании занимают достаточно большую часть общей активности по сделкам M&A, становится очевидным, что покупатели и продавцы должны понимать, как измерять и создавать стоимость такого бизнеса. Кроме того, для принятия обоснованных управленческих решений по M&A необходимо обладать исторической информацией и статистическими данными по перспективам подобных сделок. Интерес представляют данные о тенденциях на рынке слияний и поглощений, сопоставление сообщений о слияниях и поглощениях, распределение цены покупки и сообщениях о M&A, а также способах оплаты.

Таким образом, всегда полезно знать, почему та или иная сторона рассматривает сделку по слиянию или поглощению. Это должно помочь потенциальному участнику сделки не только оценить силу переговорной позиции, но и структурировать предложения таким образом, чтобы они соответствовали финансовым, стратегическим и личным целям противоположной стороны. Наиболее распространенные мотивы продавцов и покупателей представлены в таблице 14.1.

Таблица 14.1. Традиционные мотивы продавцов и покупателей в сделках M&A

Традиционные мотивы продавцов Традиционные мотивы покупателей
Наличие стратегических недостатков, которые не могут быть преодолены независимым бизнесом Расширение ассортимента продукции или географических рынков. Диверсификация с целью минимизации риска
Слабая либо снижающаяся эффективность деятельности или растущие финансовые затруднения Увеличение доходности и денежного потока через повышение дохода или сокращения затрат
Рыночные или отраслевые условия, создающие высокую цену продажи Стремление улучшить возможности роста
Потребности владельцев, связанные с имущественным планированием Расширение конкурентных преимуществ или устранение недостатков
Потребность в дополнительном капитале для финансирования роста Предотвращение прихода на рынок конкурентов
Личное желание уйти из-за возраста, слабого здоровья, семейных проблем или усталости Приобретение необходимой технологии или производственных мощностей оказывается более быстрым через расширение бизнеса изнутри
Отсутствие приемника, в том числе конфликты среди членов семьи и владельцев, либо потеря ключевых персон Лучшее использование избыточного капитала или менеджмента

Информация по сделкам M&A в мировой экономике известна еще с конца 1800 годов в США, в начале 1900 годов Дж. П. Морганом была развернута бурная деятельность по консолидации бизнеса.[180] С тех пор по Соединенным Штатам прокатились несколько волн такого рода активности: первая волна совпала с экономическим подъемом 1960-х годов, затем последовала волна неоднозначных по последствиям реструктуризаций в 1980-е годы, и самая последняя, отличавшаяся грандиозным масштабом сделок, пришлась на конец 1990-х годов.

Европа тоже испытала мощный всплеск слияний и поглощений, чему способствовали такие разноплановые факторы, как введение единой валюты, перепроизводство во многих отраслях и попытки (не всегда успешные) повернуть европейские рынки капитала лицом к акционерам. Европейские «охотники за компаниями» проявляют неожиданную активность и в международных сделках.

Азиатские рынки по ряду причин пока меньше затронуты слияниями и поглощениями, хотя в Японии наблюдаются признаки усиления этой активности по мере восстановления японской экономики.

Несмотря на более двухсотлетнюю историю сделок по слиянию и поглощению экономисты, политики и обычные люди не устают спорить о полезности слияний и поглощений для экономики. Однозначного ответа на этот вопрос нет и по сей день. Слияние может пойти на пользу акционерам как приобретающей, так и приобретаемой компании, но оказаться вредным для экономики в целом, если ведет к образованию монополии, ущемляющей интересы потребителей. Человек, потерявший работу в результате слияния, или город, лишившийся своего «градообразующего» предприятия, не сразу оправятся от такого удара (а то и вовсе не оправятся). С другой стороны, реальные улучшения в эффективности могут обернуться более высоким качеством и более низкой ценой товара. А экономика в целом становится более жизнеспособной, богатой на предпринимательские возможности и рабочие места, если ресурсы постоянно перетекают туда, где они способны принести большую отдачу.

Тем не менее, всякий кто планирует слияние или поглощение, должен осознавать непреложный факт: многие корпоративные приобретения не увеличивают стоимость для акционеров.

Обобщенные результаты десятков научных исследований, представленные в работе Т. Коупленда,[181] свидетельствуют том, что больше всех выигрывают в результате торгов акционеры приобретаемых компаний, так как им достается в среднем 20% ценовой премии при дружественных слияниях и 35% - при враждебных поглощениях.

На долю акционеров покупающих компаний в среднем приходится очень незначительная прибыльность, статистически не отличимая от нуля.

Это не означает, что покупатели никогда не добиваются успеха после осуществления сделки или рынок всегда реагирует на такие сделки безразлично либо негативно. Однако это показывает, с каким сомнением инвесторы воспринимают шанс покупателя заработать на сделке какую бы то ни было прибыль сверх того, что он заплатил. Точно также благоприятный первоначальный отклик рынка отражает всего лишь ожидание, что сделка, в конце концов, хотя и не сразу, приведет к наращиванию стоимости.

Анализируя рыночную реакцию ex ante[182] можно обнаружить, что многие из исследованных сделок рынок расценил как выгодные для покупающих акционеров. Проблема в том, что в общей массе оказалось также много сделок, от которых рынок не ждал ничего хорошего. – отсюда и ничтожный средний эффект. Среди компаний-покупателей, чьи акции сразу после объявления сделки сильно изменились в цене (в ту или иную сторону), порядка 42% остались в выигрыше, а 58% проиграли.

Так какого же типа сделки порождают у рынка благоприятные ожидания? По наблюдениям исследователей, во всех случаях положительной реакции проявлялись следующие признаки:

· Более существенный общий прирост стоимости. Шанс на успех компании-покупателя возрастает, когда сделка в целом демонстрирует реальный потенциал создания стоимости. Если сделка расценивается только как источник предполагаемых прибылей или убытков, акции покупателя падают в цене в 98% [183] случаев. Если же рынок усматривает в сделке долговечную «жизненную силу» - например, подлинные синергетические преимущества, - гораздо вероятнее, что покупатель, заплатив «справедливую» цену акционерам-продавцам, все же сумеет получить часть выгод для своих акционеров.

· Более низкая ценовая премия. У покупателей, которые платят за компанию-мишень более низкую ценовую премию (менее 10%), втрое выше шанс испытать благоприятное движение цены акций после объявления о сделке. Более того, покупатели, приобретающие филиалы или подразделения других компаний, скорее встретят благоприятную реакцию рынка, нежели покупатели, приобретающие корпорацию целиком. Это может объясняться тем, что у филиалов и подразделений, как правило, нет рыночной цены акций, которая служила бы точкой отсчета в торгах; продавцы сами хотят осуществить сделку, а менеджеры – избавиться от проблемного предприятия; покупающая компания способна быстрее и эффективнее интегрировать в свой бизнес отдельное предприятие.

· Покупатель отличается более высокой эффективностью. Компании, которые в основной деятельности демонстрируют финансовые результаты ниже среднеотраслевого уровня, добиваются меньших успехов при слияниях/поглощениях, нежели отраслевые лидеры. Так компании-покупатели, чья рентабельность инвестированного капитала в течение пяти лет превышает среднеотраслевой показатель, чаще испытывает прирост цены акций после объявления сделки, тогда как у отстающих компаний акции чаще падают в цене.

Анализ результатов ex post[184]проведенный в конце 1980-х годов Центром корпоративного лидерства компании McKinsey по изучению 116 программ поглощений в США и Великобритании свидетельствует о том, что в более 60% случаев программы потерпели неудачу и только порядка 23% программ завершились успехом. Из 97 программ, которые удалось квалифицировать как явно успешные либо явно неудачные наивысшая норма успеха (45%) выпала на те случаи, когда приобретающие компании покупали более мелкие фирмы из смежных областей бизнеса. К мелким фирмам можно отнести те поглощаемые компании, цена покупки акций которыхсоставляла менее 10% рыночной стоимости компании-покупателя, а области бизнеса считаются смежными, если рынки компании-мишени и компании-покупателя совпадают. Когда же компания-мишень имела крупные размеры и принадлежала к несмежному бизнесу, доля успешных исходов составила лишь 14%.

В полном соответствии с результатами анализа ex ante проведенное исследование ex post тоже показало, что вероятность успеха слияния/поглощения очень сильно зависит от эффективности основного бизнеса приобретающей компании. Так, например, из 23 успешных программ в США сильный основной бизнес характерен для 92%.

Таким образом, как показывают наблюдения, прибыльный рост посредством слияний и поглощений не дается без труда, хотя некоторые покупатели и команды менеджеров благополучно с этим справляются. Однако гораздо чаще менеджеры обнаруживают, что их планы поглощений вызывают у инвесторов недоверие.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой