- Чувства называются «когнитивно», «через голову»
- Их степень преуменьшается.
Формулы вербализации чувств:
- Я удивлен...
- Я не ожидал…
- Я огорчен...
- Мне неуютно...
-Меня немного задевает...
- У меня вызывает некоторый протест...
- Меня тревожит (беспокоит)...
«Косвенная» вербализация чувств партнера:
— я согласен, что это может вызывать протест;
— я согласен, что это вызывает дискомфорт;
— согласен, что такой поворот дела вызывает неприятные чувства;
— да, это, конечно, огорчительно.
4. Фазы деловой беседы:
Первая фаза деловой беседы
Начало беседы или вступление в контакт
При установлении контакта обращайте внимание на конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов.
Установление контакта. (Кто, его состояние, барьеры). Итог: «меня слушают».
Вы-подход. Предполагает, что Вы говорите о потребностях и интересах СОБЕСЕДНИКА
«Для Вас это будет означать…», «Вы сможете этим пользоваться…», «Это дает Вам …», «Модули –» дешевле ремонт», «Графический интерфейс –» не надо учить сотрудников».
Приемы:
1. Трюизмы. Банальности, с которыми нельзя не согласиться. Например: летом жарко.
2. Переформулирование. Например: стакан полупустой- полуполный. 30 % жира или 70 % мяса.
3. Выбор без выбора. Например: сядем сюда или сюда.
4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты резких и неприятных слов и выражений. Например, выражение «он умер» может быть преобразовано в «он ушел из жизни»; «старик» в «человек в возрасте»; «дебил» в «неспособный»; «упрямый» в «настойчивый» и т.д.
Начало беседы.
Ошибки при установлении контакта: негативные мыслительные стереотипы - ведут к неприятным мыслям («Не хочу Вас долго задерживать»), обесценивание партнера («Я тороплюсь, т.к. после Вас у меня назначена важная встреча»), собственное обесценивание
(«Я не помешаю?»)
Главное- настрой.
Нег. пример: Трудность в том, что программ очень много, что сложно найти ту, которая Вам полезна. Я не хочу, чтобы у вас оказалась программа, которая Вам не подходит. Давайте посмотрим.
Поз. пример: Мы найдем программу, которая бы максимально отвечала Вашим требованиям. Я помогу Вам. Вместе установим, что выбранная программа Вас полностью удовлетворяет. Обсудим, чего Вы ожидаете, и я Вам порекомендую…
Анализ ситуации, проблемы.
Рефрейзинг – переформулирование в позитивном ключе в случае возражений. Его смысл – выделить и закрепить позитив.Например: «У меня нет времени на обсуждение» – «То есть, если бы у Вас было свободное время, то Вы бы обсудили мое предложение». «Это старушечья модель обуви!» -» «Вас интересуют современные молодежные модели»
Итог: «мы имеем», «мы понимаем». Не ярлыки и эмоции, не советы.