Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале


В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.

Анализ вариантов для выбора территорий под застройку должен охватывать следующие основные вопросы:
1) сравнительную оценку природных и санитарно-гигиенических условий намечаемых под застройку территорий;
2) достоинства и недостатки во взаимном размещении промышленных предприятий и жилых зон;
3) условия организации удобных сообщений между жилыми зонами и основными местами приложения труда с учетом необходимых затрат времени трудящимися на трудовые поездки в различных вариантах размещения жилых территорий;
4) условия обеспечения жилых зон водоснабжением, канализацией и энергоснабжением;
5) сравнительную оценку территорий по затратам на их инженерную подготовку;
6) удобства сообщения населенных жилых районов с местами массового отдыха в городе и в пригородной зоне;
7) сравнительную оценку объемов и стоимость всех видов строительства по укрупненным показателям;
8) выбор типов застройки жилой зоны для расселения и обслуживания жителей. Детальный проект застройки, базирующийся на конкретном титульном списке строительства и выявленном плане финансирования этого строительства, рассчитывается на несколько ближайших лет.
Проект застройки, как проект любого сооружения, должен всегда состоять из двух частей – графической и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно-планировочные и инженерные решения. Текстовая часть содержит обоснования и пояснения принятых решений.

Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий: величины города, объемов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания населения.
Застройка жилых районов осуществляется в соответствии со строительным зонированием, предусмотренным генеральным планом города. Практика подтверждает, что комплексное рассмотрение застройки и инженерного оборудования приводит к положительным решениям жилых районов: применяются более экономичные методы прокладки подземных сетей, наиболее рациональные приемы вертикальной планировки, создаются удобные сети транспортных и пешеходных путей.
Планировка новых жилых районов должна проводиться с полным использованием имеющегося рельефа, а также условий ориентации и инсоляции зданий. В соответствии с местом можно применять строчную застройку, свободную живописную расстановку зданий на склонах рельефа или периметральную застройку, если этого требуют климатические условия.
Организация жилых районов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в основном сводится к определению:

1) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции, радиации, наиболее экономичного использования земли;

2) способов расстановки зданий с учетом надлежащего вентиляционного режима (проветривания);

3) рациональных форм и размеров озеленения;

4)санитарно-технического оборудования зданий.

В жилых районах протекает 65% жизни городского населения: бытовые процессы, воспитание детей, отдых, культурные развлечения и сон. Планировка и застройка этих районов должна учитывать как современное, так и перспективное развитие обслуживания населения всеми видами коммунальных услуг.

Город с населением в 25–35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, включающий все учреждения, полностью обслуживающие потребности населения. Город с населением в 100 тыс. человек может иметь примерно 2–3 жилых района. В этом случае общегородские учреждения дополняют систему повседневного обслуживания жилых районов, так как учреждения периодического обслуживания могут быть в основном размещены в центре города.

В центре жилого района должны быть размещены основные организации, которые обслуживают прилегающие микрорайоны. На размещение центров большое влияние оказывает система общественного транспорта, которая объединяёт различные учреждения, обслуживающие жилые районы. Таким образом, в зависимости от величины города изменяется распределение учреждений обслуживания. Единого способа для всех городов в размещении и объемах учреждений, обслуживающих жилые районы, не существует. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 мин, это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует принимать не более 800 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.

На основе практики градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района:

1) здание общественных организаций;

2) кинотеатр;

3) стадион с комплексом площадок, спортивный зал и бассейн, стрелковый тир;

4) клуб или Дворец культуры;

5) библиотека;

6) ресторан и кафе;

7) универсальный магазин;

8) почта;

9) банковские учреждения;

10) поликлиника – аптека (филиал скорой помощи);

11) предприятия бытового обслуживания;

12) районный гараж (прокатная база);

13) больница, диспансер, родильный дом (в зависимости от численности населения в районе);

14) продовольственные магазины;

15) зал универсального назначения.

Этот комплекс учреждений должен в порядке заранее установленной очередности размещаться в центре жилого района для обслуживания определенной группы микрорайонов.
Общественные центры жилых районов следует размещать в наиболее красивых местах – на возвышенностях, берегах рек, используя природные особенности территории. Крайне желательно, чтобы районные учреждения размещались концентрированно. Рядом с общественными центрами следует размещать парки и физкультурные сооружения.
При объединении районных учреждений создается возможность строительства крупных зданий, обеспечивающих более экономичную их эксплуатацию. Так, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающего предприятия бытового обслуживания, почту–телеграф, аптеку, кредитные учреждения, и т. п.
Под микрорайоном понимается часть жилого района, в которой организовано полное повседневное культурно-бытовое обслуживание населения. При проектировании микрорайонов предусматривается, чтобы они располагались на межмагистральной территории, изолированной от транзитного транспортного движения. Линии массового транспорта, направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить равные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояние до остановок общественного транспорта не должно составлять более 500 м от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.
Размеры территории и расчетная численность населения микрорайона определяются планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся прежде всего естественный рельеф и возможности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насаждений и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона в плане, кроме того, влияет конфигурация сети магистральных улиц города.
Определение размеров микрорайонов производится с учетом объемов жилищного строительства, принятой этажности, плотности жилого фонда, состава учреждений, обслуживающих микрорайон, природных и других местных условий застройки.
При составлении проектов застройки микрорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зонированию территорий. При этом должны предусматриваться следующие функциональные зоны:
1) жилая зона;
2) зона школ и дошкольных учреждений;
3) зона коммунально-бытовых учреждении;
4) зона сада и спортивного комплекса.
Жилую зону целесообразно размещать в периферийной части, а сад – в центре микрорайона, предусматривая при этом возможную его связь с зелеными насаждениями, окружающими микрорайон.
Санитарно-гигиеническое значение зелени заключается:
1) в благоприятном влиянии на температурный режим внутренних пространств микрорайона;
2) непосредственной защите отдельных участков территории от излишней инсоляции (затенение проходов и мест отдыха);
3) в уменьшении очагов образования пыли;
4) в положительном психо-гигиеническом воздействии на человеческий организм;
5) в возможности пребывания жителей на воздухе и организации их отдыха непосредственно вблизи жилья.
Зону школ и дошкольных учреждений необходимо изолировать от улиц с напряженным транспортным движением. Эту зону целесообразно располагать между жилой зоной и садом микрорайона с тем, чтобы изолировать школы и дошкольные учреждения от жилых домов и образовать с садом микрорайона единый массив зеленых насаждений. Возможно также дифференцированное размещение зоны школ и дошкольных учреждений в нескольких местах микрорайона на участках, изолированных от жилых домов.
Рекомендуется размещение жилых зданий намечать вместе с разработкой схемы обслуживания населения.
Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения:
1) клуб;
2) площадки для физкультурных занятий;
3) детские ясли, сады и площадки;
4) школы исходя из охвата 100% детей 7–14 лет и 85% подростков 15–17 лет;
5) амбулатории;
6) сад для отдыха населения:
1. сады, объединенные со спортивными
устройствами;
2. придомовые сады;
3. зеленые насаждения на участках школ
и дошкольных учреждений;
4. зеленые насаждения вдоль проездов,
аллей, зеленые защитные полосы (около гаражей, автостоянок, котельных).
Сады микрорайонов предназначаются для отдыха населения всех возрастов как в летний, так и в зимний период;
7) столовые (домовая кухня);
8) продовольственные магазины;
9) предприятия бытового обслуживания.
Учреждения обслуживания подразделяются на категории, требующие различной планировочной организации. Торговые помещения, общественные столовые, приемные пункты, починочные мастерские и другие аналогичные учреждения и предприятия должны быть отнесены к категории учреждений, которыми может пользоваться любой житель города; их следует размещать преимущественно в зданиях, выходящих на улицы. Детские сады и ясли должны обслуживать только детей, прикрепленных к ним. Такие учреждения, как самодеятельные прачечные, стоянки и места хранения индивидуальных автомобилей и велосипедов и пр., призваны обслуживать исключительно людей, проживающих в микрорайоне.
Некоторые учреждения могут являться как бы филиалами основных, размещаемых в центре жилого района.
Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками.
Жилой квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон улицами. В практике советского градостроительства размеры жилых кварталов принимаются в пределах от 4 до 12 га.
В капиталистическом городе жилой квартал представляет собой лишь территориальное объединение ряда зданий, предназначенных как для жилья, так и для других целей, причем нередко в сочетании, которое ухудшает условия проживания. В социалистическом городе жилой квартал должен быть организованным комплексом, включающим в себя наряду с жилыми зданиями те элементы обслуживающего характера, связанные с обобществлением быта, которые должны быть приближены к жилью.
Наиболее распространенной формой квартала является прямоугольник. Однако формы кварталов бывают самые различные в зависимости от направлений улиц и рельефа участков. Кварталы неправильной формы сложнее застраивать типовыми зданиями, особенно на углах. Размещать кварталы следует по возможности длинной стороной вдоль магистральных улиц с целью увеличения расстояния между перекрестками.
В кварталах, помимо жилых домов, размещаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварталов – и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового обслуживания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых домов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей.
Незастраиваемая часть территории квартала используется под зеленые насаждения и физкультурные площадки, хозяйственные дворы и проезды с тротуарами.
Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположенные на территории квартала, занимают до 15% его площади. Расположение проездов для легкового и грузового транспорта близко от входов в жилые дома создает опасность, особенно для детей.


Магазины, столовые, производственные мастерские и другие помещения в первых этажах зданий вызывают усиленное движение по внутриквартальным проездам грузового автомобильного транспорта – образование шумов, запахов и пыли, часть территории отходит под склады порожней тары; возникает общее загрязнение квартальной территории. Непродуманное размещение гаражей для индивидуальных машин, мест для сушки белья, выбивания пыли, установки мусоросборников ведет к плохому использованию территории. В каждом отдельном случае застройки квартала все эти вопросы следует решать комплексно, с учетом размещения жилых домов.



В существующих старых городах проводится реконструкция жилых кварталов с укрупнением их территории и переходом к многоэтажной застройке, с сохранением ценной старой застройки.
Огромный размах жилищного строительства в РФ достигнут путем широкого внедрения индустриальных методов возведения зданий и сооружений. За короткий срок в стране созданы заводы, которые машинным способом изготовляют детали домов. На самих строительных площадках теперь производится лишь монтаж и отделка зданий. В ряде городов созданы домостроительные комбинаты. Они накопили хороший опыт, механизированным способом изготовляют детали, на заранее подготовленных фундаментах монтируют дома и производят все работы по их отделке и инженерному оборудованию.
Одним из важнейших условий индустриализации строительства является повышение сборности сооружений. Применение конструкций заводского изготовления позволяет сводить к минимуму послемонтажные работы. Целью индустриализации жилищного строительства является ускорение его темпов, повышение производительности труда и снижение себестоимости строительно- монтажных работ при одновременном повышении их качества.
Переход к полносборному домостроению является важнейшим фактором в дальнейшем снижении стоимости жилищного строительства. За последние годы разработан целый ряд типовых проектов жилых домов с различной конструктивной системой и технологией их изготовления.
Застройка жилых кварталов и микрорайонов проводится в соответствии с общими принципами советского градостроительства, отражающими заботу о человеке. По применяемым в советском градостроительстве нормам, допускаемая плотность застройки кварталов и микрорайонов поставлена в обратную зависимость от ее этажности. Чем выше застройка, тем меньшую плотность она должна иметь. Такая система нормирования плотности застройки исключает возможность переуплотнения в квартире или микрорайоне, а также создает достаточные по размеру озелененные территории.
Нижний предел плотности допускается только в случаях застройки в сложных гидрогеологических условиях.
Следует отметить, что в настоящее время имеются тенденции к некоторому повышению плотности застройки за счет более рационального размещения зданий. Необходимо учитывать, что взаимное затенение группы зданий неблагоприятно влияет на их инсоляцию и радиацию внутренних помещений прямым и рассеянным светом. Влияние солнечного освещения на здание в практике планировочных работ определяется продолжительностью инсоляции, т. е. продолжительностью прямого облучения солнцем фасадов зданий. Санитарно-гигиеническое значение непосредственного солнечного облучения для жилых зданий исключительно велико. Солнечный свет убивает большинство болезнетворных бактерий, профилактически воздействуя на среду, в которой находится человек.
Однако этот метод учета влияния солнечного освещения должен быть признан недостаточным, так как не в полной мере характеризует степень энергетического воздействия лучей (радиации), на внутренние помещения, что должно было бы служить преимущественным критерием в оценке ориентировки здания.
Поэтому при установлении целесообразной ориентации зданий надлежит считаться с условиями не только инсоляции самого здания лучей (радиации) на внутренние помещений.
Плотность жилого фонда на 1 га микрорайона и жилых групп (брутто) (По проекту новых СНиП)
При застройке зданий с числом этажей 2 3 4 5 6 7 8 9
Жилая площадь на 1 га территории микрорайона или жилой группы должна быть: от 1800 2400 2600 2800 3000 3300
3600 3900 до 2000 2700 2900 3100 3300 3700 4000
4300

Проект реконструкции квартала с ценной застройкой
1 – опорные здания; 2 – проектируемые здания; 3 – сносимые здания
Оптимальной ориентацией жилых помещений для средней полосы является юго- восточная. В летнее время она создает наибольшую радиацию в утренние часы, когда температура воздуха не повышается. В зимнее же время, когда желательно получение максимума радиации, эта ориентация обеспечивает высокую степень ее и в утренние и в полуденные часы вследствие более низкого стояния солнца.
Решая вопрос о размещении зданий, надлежит считаться с ветровым режимом на застраиваемой территории и теми изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями.
В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.
Инженерная подготовка проводится до строительства жилых домов; на территории строительства к началу застройки должны быть полностью закончены работы по устройству дорог и внутриквартальных проездов, прокладке подземных инженерных коммуникаций, вертикальной планировке и озеленению.
Основным типом домов для застройки является жилой дом с квартирами, рассчитанными на посемейное заселение. Для некоторых категорий населения
(одиноких или бездетных семей) целесообразны и приемлемы дома гостиничного типа.
Особо существенным для планировки является этажность зданий, поскольку она влияет на планировочную организацию застраиваемой территории.
К числу инженерных условий, определяющих этажность жилых зданий, надлежит отнести:
1) степень несущей способности грунтов, зависящую в первую очередь от гидрогеологических и геологических данных;
2) наличие сейсмических, карстовых и оползневых процессов, искусственных выработок ископаемых и пр.
Экономическими условиями в определении этажности зданий являются:
1) разница в стоимости зданий различной этажности, вытекающая из их конструктивных особенностей;
2) разница в стоимости общегородских устройств – дорожной сети, транспорта, коммунальных сооружений и предприятий, поскольку изменения в этажности могут влиять на плотность заселения, а следовательно, и на размеры территории города.
При определении этажности зданий всегда стремятся создать композиционно целостный и выразительный архитектурный облик отдельной улицы, площади или набережной города. Это достигается определенным пространственным взаиморасположением зданий и их ансамблей в сочетании с местными природными условиями. Каждое отдельное здание или сооружение всегда рассматривается в органической связи с другими. Недостаточный учет этих обстоятельств может привести к безликой и скучной застройке.
Архитектурно-художественными условиями, влияющими в частности на этажность застройки, являются:
1) соотношение высоты зданий и ширины прилегающих улиц. Широкая улица с малоэтажной застройкой создает невыгодное зрительное впечатление, так же как и слишком узкая улица, застроенная высокими зданиями;
2) в некоторых случаях необходимость для большей выразительности
Застройки введения в ее композицию, зданий повышенной этажности, особенно в общественных центрах.
В РФ основную массу жилых зданий города рекомендуется строить в 4–5 этажей.
Преимуществами именно этой этажности являются:
1) возможность обеспечить внутри-домовое и внутриквартальное благоустройство приотносительно низких показателях его стоимости;
2) возможность сохранения санитарно-гигиенических требований разрывов между зданиями, нормы зеленых насаждений при относительно высокой плотности заселения;
3) возможность в подавляющем большинстве случаев сооружения зданий без искусственных оснований.


Опыт градостроительства показывает, что введение в рядовую застройку зданий повышенной этажности отвечает экономическим требованиям в использовании городской территории.
Здания смешанной этажности вносят в массовую застройку известное разнообразие и повышают пространственную выразительность застройки магистралей.
Понижение этажности уменьшает плотность заселения, но приводит к увеличению территории застройки и, следовательно, удорожает стоимость благоустройства и коммунального оборудования жилой территории. Поэтому пониженную этажность приходится допускать только в особых случаях, когда она вызвана либо природными условиями (малая несущая способность грунта, сейсмичность и пр.), либо в малых населенных пунктах. Но и в этом случае надлежит рекомендовать строительство жилых зданий не менее двух этажей.
Одноэтажное строительство может допускаться в ограниченных размерах лишь в районах, отводимых для индивидуальной застройки.
Здания детских учреждений рекомендуется проектировать преимущественно двухэтажными. Более высокие здания нежелательны по эксплуатационным соображениям. Небольшие детские учреждения можно располагать в одноэтажных зданиях.
Строительство зданий различного назначения ведется в основном по типовым проектам с широким применением крупных деталей. Этот принцип, прогрессивность которого очевидна, положен в основу городского строительства в городах РФ.
В частности для жилищного строительства широко применяются наружные и внутренние стеновые панели, панели перекрытий, кровельные панели и т. д. По специальным комплектовочным ведомостям детали доставляются непосредственно на строительство без промежуточных складов.
К основным конструкциям жилых зданий следует отнести: фундаменты, стены, перекрытия, полы, перегородки, окна и двери, крыши.
Фундаменты являются одной из самых ответственных частей зданий, так как от их технического состояния зависят целость и сохранность всего здания.
Они должны быть прочными и долговечными; применяемые для постройки фундаментов материалы должны хорошо сопротивляться воздействию грунтовых вод, в том числе агрессивных.
Стены должны быть прочными, устойчивыми и обладать необходимыми теплотехническими качествами, обеспечивающими нормальный температурно-влажностный режим внутренних помещений. Физиологическое восприятие микроклимата помещения человеческим организмом возникает в результате теплообмена между человеком и окружающей его средой. Комфортному ощущению микроклимата соответствует тепловое состояние среды, при котором центральная нервная система человека получает наименьшее количество так называемых термических раздражений (охлаждение, сильный перегрев). Кроме того, как наружные, так и внутренние стены должны обеспечивать надлежащую степень звукоизоляции. Огнестойкость стен должна быть не ниже установленных противопожарных требований.
Перекрытия жилых зданий должны быть прочными под воздействием нагрузок и обладать термическим сопротивлением, если они разделяют помещение с различным» температурными режимами (например, для чердачных или подвальных помещений). Перекрытия должны обладать надлежащими звукоизоляционными качествами.
Полы жилых помещений должны быть ровными и горизонтальными; гладкими, но нескользкими и поглощающими шум шагов. Полы, подвергающиеся воздействию воды и сырости (в ванных комнатах и санитарных узлах), должны быть водонепроницаемыми.
Схема сборного дома из панелей
Перегородки должны обладать малым весом, небольшой толщиной, хорошими звукоизоляционными качествами. На 1 м2 жилой площади приходится около 2–2,5 м2 перегородок; следовательно, по объему работ и количеству затрачиваемых материалов перегородки являются одним из существенных элементов зданий.
Окна должны обеспечивать достаточные освещение естественным светом и вентиляцию помещений; конструкция окон должна удовлетворять теплотехническим требованиям.
Двери, в соответствии с их назначением, бывают: наружные, для входа в квартиры, внутренние, двери подсобных помещений, балконные двери. Каждому из перечисленных типов дверей могут быть предъявлены различные требования.
Кровли жилых зданий должны обладать достаточной водонепроницаемостью и обеспечивать сбор и отвод атмосферных вод.
К оборудованию современного жилого дома следует отнести: водопровод, канализацию, горячее водоснабжение, систему отопления, электроснабжение, телефон, автоматическое регулирование климата внутри помещений, кондиционирование воздуха, автоматическое включение и выключение освещения на лестничных клетках и т. д. Кроме того, в квартирах должны быть оборудованы в настоящее время газовые, а в перспективе – электрические плиты для приготовления пищи, электрохолодильники и универсальные кухонные электроприводы со столом и шкафчиком для сменного оборудования (мясорубка, картофелечистка, овощерезка и т. д., стиральные машины, электрические шкафы для сушки белья.
Гаражи-стоянки для легковых индивидуальных автомобилей обычно размещаются в отдельных зданиях. Возможно устройство подземных гаражей-стоянок внутри микрорайонов и кварталов.
При застройке городов следует резервировать участки для размещения в жилых районах крупных гаражей-автостоянок для легкового транспорта, емкостью не менее 500–700 автомобилей и высотой в 5 и более этажей. Следует отметить, что гаражи-стоянки небольшой емкости всегда экономически нерентабельны ни в строительном, ни в эксплуатационном отношениях.

Гаражи-стоянки в жилых районах должны быть приспособлены как для индивидуальных автомашин, так и для проката. Следует предусматривать участки и для постройки станций обслуживания автомобилей, с равномерным их размещением по городу.
Установить, какую часть всех автомобилей следует располагать в гаражах в пределах жилой застройки, возможно лишь при построении всей гаражной сети для конкретного города.

 

Заключение.

Территории городов практически имеют целевое назначение. Наличие заранее определенных по назначению территориальных зон способствует упорядочению использования территории города, позволяет целесообразно разместить однородные его элементы и наиболее экономично использовать городские земли.

Особенностью российского градостроительства является полная возможность размещать отдельные зоны города по заранее продуманным планам их перспективного развития и в комплексе создавать генеральные схемы или генеральные планы территориальной организации городов.

 

Список используемой литературы.

1.Петерс Е.В. «Градостроительство и планирование населенных мест». 2005.- 163 с.

2. Крюков Ю.А., Сизов А.П., Дарский В.Б., Берладир А.В. "О новых понятиях городского землепользования" "Геодезия и картография" 1994г №10 с.47-50.

3.Сизов А.П. "Мониторинг городских земель с элементами их охраны": Учебное пособие. - М.: 2000.

4. Лазарев А.А. «Основы градостроительства».2005. –100 с.

5.Портал департамента земельных ресурсов города Москвы-www.dzr.mos.ru

6.Свободная энциклопедия-wikipedia.org
7. Н. С. Хрущев. О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на
1959– 1965 годы. Госуд. изд-во политической литературы, 1959, стр. 109

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: