Распределение городской территории по видам использования

Зонирование территорий в границах муниципальных образований

 

 

Выполнил: ст. 32-б группы

Семёнов Д.Б.

Преподаватель: доц.
Ломакин Г. В.

 

Москва 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………....……2

Определение понятия «Зонирование»………………………………………..3

Оформление, согласование и утверждение схемы зонирования земель.....4

Виды зонирования территорий в России………………………………......…5

Кадастровое зонирование……………………………………………….….….6

Градостроительное зонирование…………………………………….…….….7

Распределение городской территории по видам использования…….….…11

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале…………….….…….....26

Заключение………………………………………………………………..…….40

Список используемой литературы………………………………..…………..41

 


Введение. Функциональные особенности использования земли определили ее место среди природных ресурсов. Она является исходной материальной основой благосостояния членов общества, пространственным базисом для размещения производительных сил и расселения людей, основой для нормального протекания воспроизводственных процессов всех факторов экономического роста – трудовых, материально-технических и природных. Она также обладает стоимостью, оценка которой представляет собой одно из важнейших условий нормального функционирования и развития экономики.     Определение понятия «Зонирование». Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. Термин «зонирование» происходит от слова «зона». Земли, леса воды, недра и другие природные объекты делятся на конкретные участки, территории, зоны; выделяются зоны в атмосфере и даже в космосе. Зонирование необходимо для введения соответствующих мониторингов и кадастров, учета природных объектов, правильного рационального их использования, надлежащей охраны. Организацию зонирования земель на уровне областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе проектов (схем) зонирования земель и утверждается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.     Оформление, согласование и утверждение схемы зонирования земель. Материалы районной схемы зонирования земель для целей налогообложения содержат краткую пояснительную записку с расчетными таблицами и графические материалы. В пояснительной записке излагаются основные принципы зонирования земель, обоснование необходимости применения тех или иных коэффициентов на природные и социально-экономические условия и порядок расчета рекомендуемых поправочных коэффициентов к базовым ставкам земельного налога. На графическом материале отображаются границы, номера и названия кадастровых кварталов; населенные пункты, их наименование и административный уровень; основные массивы орошаемой и неорошаемой пашни (для земледельческой зоны); обводнение и культурно-техническое состояние кормовых угодий (для пустынных и полупустынных зон); дорожная сеть с отображением ее качества; пригородная зона и зоны с особыми условиями пользования землей; другие основные элементы плана; границы зон для целей налогообложения с указанием рекомендуемых поправочных коэффициентов к базовым ставкам земельного налога. Схема зонирования земель для целей налогообложения по району согласовывается с районным исполнительным органом, уполномоченным органом по земельным отношениям, налоговым органом и утверждается районным представительным органом.     Виды зонирования территорий в России. Представляется целесообразным рассмотреть все существующие сейчас в России виды зонирования территорий. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности предусмотрено в Градостроительном кодексе РФ (ст. 37 и др.). Данный вид зонирования проводится для обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности людей, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращения чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей среды, сохранения особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, охраны памятников истории и культуры, сельскохозяйственных и лесных угодий. Территориальные зоны, их границы и правовой режим определяются в схемах зонирования, которые разрабатываются при подготовке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Данные о правовом режиме территориальных зон, в том числе виды разрешенного использования и иные ограничения, включаются в правила застройки. Вопросы зонирования территорий поселений регулируются в ЗК РФ (ст. 85 и др.) и в Градостроительном кодексе РФ (ст. 40 и др.). Земли поселений являются единственными землями в РФ, состав которых устанавливается нормами о зонировании территорий. Земли поселений делятся на территориальные зоны, на которые разбивается вся территория городских и сельских поселений. Каждая территориальная зона обладает специфическим правовым режимом, обусловленным ее назначением. Границы и правовой режим территориальных зон фиксируются в документах зонирования территорий. Согласно п. 2 ст. 39. Кадастровое зонирование. Кадастровое зонирование территории представляет собой деление территории на кадастровые единицы в целях организации системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Кадастровое зонирование территории непосредственно связано с процедурой государственной регистрации земельных участков и связанных с ними объектов недвижимого имущества. В связи с этим, в основу кадастрового зонирования территории положен принцип цельности и неделимости объекта недвижимости или имущественного комплекса. Результаты кадастрового зонирования отражаются на схеме кадастрового зонирования территории. Схема кадастрового зонирования территории муниципального образования предназначена для графического отображения системы элементов кадастра, местоположения, формирования кадастровых участков. Основными кадастровыми единицами являются кадастровые округа, зоны, блоки, массивы, кварталы, участки. На стадии кадастрового зонирования рассмотрены объекты до уровня кадастрового квартала. Кадастровое зонирование - процесс, в результате которого земли делятся на определенные участки, которые принято называть кадастровыми единицами. Границы данных участков-единиц наносятся на специализированные карты. Кадастровое зонирование используется в качестве наиболее удобного способа построения единой и цельной системы, позволяющей осуществлять управление землями. В соответствии с законодательством, все земельные участки, права собственности на которые подлежат оформлению, должны быть оформлены единым образом с внесением их в документы кадастрового учета. Кадастровое зонирование и его результаты отражаются в специализированных документах-схемах. Далее данные, представленные в этих схемах отражаются на кадастровых картах и позволяют более четко следить за территориями.   Градостроительное зонирование.
Градостроительное зонирование – это деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых определяются территориальные зоны с видами их градостроительного использования и ограничения на их использование (карта градостроительного зонирования муниципального образования).   На карте градостроительного зонирования: 1. Устанавливаются границы территориальных зон. Любой земельный участок относится только к одной территориальной зоне. То есть не допускается формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, размещённых в разных территориальных зонах. 2. Обязательно отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия.   Состав территориальных жилых зон: 1. зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2. зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3. зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4. зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5. зоны застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение · отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения; · объектов здравоохранения; · объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования; · культовых зданий; · стоянок автомобильного транспорта; · гаражей; · объектов, связанных с проживанием граждан; · территорий, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства.   Состав территориальных общественно-деловых зон (ОДЗ): 1. зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2. зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3. зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4. ОДЗ иных видов. ОДЗ предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В ОДЗ могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные гаражи. Состав территориальных производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур: 1. коммунальные зоны (зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли); 2. производственные зоны (зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду); 3. иные виды зон производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфра структур (сооружений и коммуникаций ж/д и автомобильного транспорта, связи) и установления санитарно-защитных зон таких объектов.   Состав территориальных зон сельскохозяйственного использования. 1. Зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями-садами, виноградниками и др.); 2. Зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения; Примечание: зоны сельскохозяйственного назначения в том числе и зоны сельскохозяйственных угодий) могут включаться в состав территориальных зон в границах черты населённых пунктов.   Состав территориальных зон рекреационного назначения: 1. Зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озёрами, водохранилищами, пляжами; 2. Зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.   Состав территориальных зон особо охраняемых территорий: 1. Земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.   Состав территориальных зон специального назначения: 1. Зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления; 2. Зоны, занятые иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.   Состав иных видов территориальных зон - по усмотрению органов местного самоуправления, определяется с учётом функциональных зон и особенностей использования земельных участков.

 

Распределение городской территории по видам использования.

 

Основной задачей вертикальной планировки является построение проектной поверхности городской территории для:
1) застройки (определение участков с недопустимо крутыми склонами, с рельефом, ограничивающим длину зданий, и локализация участков, не удобных для застройки по рельефу, определение наиболее важных для создания силуэта города точек рельефа);
2) улиц (определение участков, не пригодных по рельефу для прокладки улиц) и установление наиболее выгодных трасс городских магистралей;
3) организации поверхностного стока (исследование водоразделов и тальвегов, выявление возможных трасс для коллекторов ливневой и хозяйственно-фекальной канализации).

Вертикальная планировка осуществляется с наибольшим сохранением естественного рельефа и с наименьшим объемом земляных работ. Во всех случаях преобразования рельефа следует учитывать необходимость сохранения почвенного покрова для зеленого строительства.

Мероприятия по вертикальной планировке должны, как правило, осуществляться до застройки районов города.

Благоустройство рельефа весьма разнообразно по приемам: искусственное создание рельефа при сплошной подсыпке территории, организация рельефа в условиях обвалования затопляемой территории, вертикальная планировка при гористом рельефе и другие случаи.

Практика градостроительства показывает, что почти нет территорий, полностью не пригодных для городской застройки. Многие города развивают новое строительство на весьма неблагоприятных территориях, осуществляя предварительно мероприятия по их инженерной подготовке и благоустройству. С другой стороны, нет и территорий, полностью пригодных для застройки в их естественном состоянии. Любые территории требуют осуществления на них обязательных элементов инженерной подготовки – вертикальной планировки и организации поверхностного водоотвода. Освоение неудобных территорий оказывается возможным благодаря применению новых методов работ и прогрессивной техники для их выполнения, так, например, использованию земснарядов и других машин, обеспечивающих быстрое выполнение работ по намыву больших объемов грунта, необходимого для повышения уровня затапливаемой территории, при сравнительно невысокой стоимости работ.

Следует отметить, что города, расположенные на территории с резко выраженным пересеченным рельефом, всегда имеют крайне изменчивые термические и ветровые условия. Проветривание улиц в этих условиях становится сложным, что учитывается при их трассировании.
Наиболее жесткие условия предъявляются к рельефу территорий, отводимых для промышленности и железнодорожного транспорта, требующих минимальных уклонов поверхности. На второе место следует отнести жилые районы, которые хотя и могут располагаться на территории со значительными уклонами, но за счет некоторых неудобств как в начертании уличной сети, вынужденной приспосабливаться к рельефу, так и во внутренней организации микрорайонов и кварталов. На третье место следует отнести территории, предназначенные для парковых зеленых зон, так как они несравненно более свободны в выборе рельефа, пересеченность которого при умелом использовании улучшает общее впечатление от ландшафта.

Материалы вертикальной планировки необходимы для взаимного расположения по высоте отдельных зданий, сооружений и подземных сетей.

С помощью вертикальной планировки можно создать наиболее выразительный силуэт застройки районов.
Застройка городов угольных и нефтеносных районов должна учитывать условия размещения строительства на территориях, где залегают полезные ископаемые.
Города, расположенные в районе высокой сейсмичности, требуют проведения городского строительства с учетом условий сейсмостойкости зданий и сооружений.
В связи с постройкой гидроэлектростанций и связанного с этим подъема уровня воды в реках приходится прибегать к обвалованию городских территорий.
При застройке в районах, где наблюдаются карстовые явления, нельзя не учитывать границы действующего карста с тем, чтобы заблаговременно исключить опасные зоны из участков, подлежащих застройке. В условиях овражистых территорий определяются мероприятия по борьбе с развитием оврагов и по их градостроительному использованию – устройству прудов, садов и т, д.

Особенно сложны мероприятия по борьбе с оползневыми явлениями, представляющими собой медленное перемещение (скольжение) земляных масс под влиянием поверхностных и подземных вод. Эти явления характерны главным образом для городов, расположенных на берегах рек и морей. Под влиянием оползней происходит разрыв водопроводных, канализационных и других сетей, повреждение дорог и разрушение фундаментов, а затем самих зданий, мостов, набережных. Оползневые явления крупного масштаба, совершающиеся к тому же внезапно, вызывают деформации сооружений, находящихся в сфере действия оползня.

Наиболее опасны по своему разрушительному действию высокогорные сели. В образовании этих селей участвуют лед, снег, дожди и ливни, выпадающие в горах и создающие мощные потоки, захватывающие на своем пути щебень и крупные камни. Мероприятия по борьбе с селевыми потоками всегда требуют крупных затрат, ибо носят комплексный характер (создание запруд, облесение склонов, устройство сооружений, задерживающих и направляющих селевой поток, и т. д.).

Серьезный недостаток современной градостроительной практики заключается в недостаточно исчерпывающей технико-экономической оценке территорий для застройки. Первостепенное значение имеет выбор новых территорий для застройки с обязательной их технической и экономической характеристикой.

Эта характеристика должна включать не только инженерную оценку территории, но и стоимость мероприятий по инженерной подготовке (вертикальной планировке, понижению уровня грунтовых вод, устройству новых улиц, организации транспорта и т. д.).

Для разных территорий одного города могут быть различные технико-экономические характеристики. Поэтому вариантное решение выбора территорий для застройки совершенно обязательно и имеет исключительно большое значение в условиях массовой застройки. Как правило, первоочередная застройка должна размещаться на территориях, требующих наименьших затрат на их освоение. Для перспективного строительства могут быть предусмотрены территории, требующие длительной подготовки для их использования.

Размещение промышленных предприятий в плане города и определение необходимых для них территорий представляет собой одну из главных градостроительных задач. Правильному ее решению должно быть уделено особое внимание, ибо от этого непосредственно зависят санитарный режим города и удобства транспортных внутригородских сообщений.
При определении территориального размещения промпредприятий следует стремиться к устранению излишних грузопробегов и перегрузок с одного вида транспорта на другой. Наиболее желательно совместное расположение предприятий, связанных между собой технологией производства, и одновременно приближение предприятий с большим грузооборотом к железнодорожным станциям и пристаням.

Весьма важно приближение электро- и теплоемких производств к питающим их предприятиям (ГЭС, ТЭЦ и т. д.).
В интересах города всегда желательно наиболее компактное расположение жилых и промышленных территорий; это уменьшает общие расходы на освоение городской территории.

Предприятия тяжелой индустрии, отличающиеся большим грузооборотом и развитым внутризаводским транспортом, а также имеющие производственные вредности, желательно выделять в особые зоны. Эти предприятия должны отделять друг от друга и от жилых районов города надлежащими санитарно- защитными разрывами. Такие предприятия следует располагать, как правило, с подветренной стороны относительно жилых районов.

Для предохранения рек от загрязнения грузовые склады и промышленные предприятия, находящиеся вблизи водоемов, следует располагать ниже жилых районов и зон отдыха по течению реки. Кроме того, необходимо исключить вовсе выпуск производственных вод в водоемы без их предварительной очистки.

Особое внимание следует уделять использованию береговой полосы рек, озер и морей для жилой застройки и организации парков и пляжей («выходам города к воде»).

Непосредственно на территории промышленных предприятий, как правило, не разрешается возводить жилые здания за исключением помещений для охраны и аварийного персонала. Санитарно-защитную зону допускается застраивать зданиями подсобного и обслуживающего назначения.

При чрезмерной концентрации промышленности могут возникнуть трудности с перевозками рабочих и служащих, особенно в часы смен («часы пик»). Эти трудности всегда зависят от численности трудящихся, занятых в соответствующей промышленной зоне, ее конфигурации, взаимного размещения ее жилой зоны, размеров и формы этой последней и т. д.

Зона размещения устройств внешнего транспорта также является практически производственной зоной. При размещении ее в плане города должны быть применены те же приемы, что и при выборе территории для промышленных предприятий. Места сосредоточения трудящихся, занятых в этой зоне, являются центрами трудового тяготения, как и промышленные предприятия.

Здесь также должны быть предусмотрены санитарно-защитные разрывы между зонами транспортных устройств и жилыми, причем ширина этих разрывов определяется интенсивностью транспортных операций и степенью создаваемых ими санитарно-гигиенических вредностей. К этим вредностям в первую очередь следует отнести шум, возникающий при работе транспорта.

Роль внешнего транспорта в жизни города очень велика. Внешний транспорт соединяет город и отдельные его элементы с внешним миром, служит средством для доставки и вывоза пассажиров и грузов. Выделение для транспортных устройств места в пределах городской территории является комплексной задачей. Для правильного разрешения этой задачи необходимо учесть грузооборот и пассажирооборот города в целом, размещение предприятий и складских территорий, а также систему уличной сети.

Трассы железнодорожных путей на территории города и застройку прилегающей территории проектируют с учетом восприятия города из окон железнодорожных вагонов. Как общее правило, непосредственно вдоль полосы отчуждения железной дороги рекомендуется прокладывать городские улицы или бульвары. Границы полосы отчуждения железных дорог, проходящих в городе, желательно оформлять зелеными посадками.
Аэропорты и аэродромы размещаются за пределами жилых зон и мест отдыха населения на расстоянии, определяемом специальными нормами, и должны быть связаны с городами благоустроенными путями сообщений, а в некоторых случаях– вертолетными линиями.

 

Размеры аэропорта принимаются в соответствии с проектом. При отсутствии проекта можно принимать для ориентировочных подсчетов длину взлетно-посадочных полос 4000 м, ширину до 60 м, площадь аэропорта от 300 до 800 га. За пределами летного поля аэродрома следует предусматривать специальные «зоны воздушных подходов». Границы зоны воздушных подходов устанавливаются в каждом отдельном случае специальными нормами в зависимости от типов эксплуатируемых самолетов.
В зонах воздушных подходов строительство зданий и сооружений определяется специальными правилами, которыми регулируется их высота и расстояние от аэродрома, по согласованию с Главным управлением гражданского воздушного флота.

Взлетно-посадочные площадки для вертолетов могут находиться в пределах аэродромов и на самостоятельных участках внутри городской территории.

Площадки устраиваются: на земной поверхности (вне пределов жилых зон из-за шума при взлете и посадке); на крышах зданий (гаражи, депо); на дамбах и пирсах вблизи открытых водоемов. Ориентировочно площадь, требующаяся для постоянных площадок, может быть принята равной до 0,5 га.

В городах, расположенных на берегах водоемов – морей, озер и рек, существенное значение в общей структуре городского плана имеют устройства для водного транспорта – морские и речные порты. В частности, строительство гидроэлектростанций, связанное с созданием крупнейших водохранилищ, потребовало интенсивного строительства портов, зачастую в условиях уже сложившихся городов.

Морские порты располагаются либо непосредственно на набережных океанов и морей, либо в морских устьях рек. Основное назначение морского порта – укрыть суда от волн, осуществить передачу грузов и пересадку пассажиров с морского транспорта на сухопутный, обеспечить снабжение и ремонт судов.

Торговые порты делятся на порты общего назначения, выполняющие разнообразные операции, и порты специальные, производящие преимущественно операции с грузом одной категории: с углем, нефтью, лесом, рудой, зерном и т. д.

Порты-убежища обычно представляют собой незначительные по величине рейды, естественно или искусственно защищенные от волн для укрытия судов.

При расположении морского порта предусматривается его районирование, т. е. размещение его отдельных частей, выполняющих определенные специализированные функции, например пассажирского района порта, грузовых причалов для зерна, угля, леса, нефти и других грузов, перевалочных пунктов для передачи грузов с воды на железную дорогу и т. д. При районировании порта следует руководствоваться принципом разделения портовых устройств на устройства, непосредственно обслуживающие население города, и технические устройства, обслуживающие нужды самого водного транспорта. Пассажирский район порта вместе с вокзалом следует размещать ближе к центральной части города. Грузовые причалы, обслуживающие город, следует располагать на его периферии. Перевалочные причалы, а также судоремонтные устройства необходимо выносить за пределы города, учитывая при этом необходимость подведения к ним железнодорожных подъездных путей.

В планировке портового города необходимо возможно большее разделение пассажирских и грузовых потоков, связанных с портом; должны быть улицы, ведущие из города в пассажирский и грузовой районы порта.
Общие размеры территории порта и его отдельных частей определяются специальными расчетами, исходящими из его годового грузооборота, пассажирооборота, видов перерабатываемых грузов, длительности навигационного периода и размеров судов.

Автомобильные и железные дороги, пересекающие города на насыпях и эстакадах, желательно устраивать среди широких полос зелени, с параллельно идущими городскими улицами.

При проектировании городов следует предусматривать архитектурно- художественное оформление въездов в город у железнодорожных вокзалов, пристаней, аэропортов и на автомагистралях. Решение въездов в город должно учитывать значение первого впечатления, производимого городом на человека, в силу чего на улицах-въездах рекомендуется устраивать сооружения в характерных для каждого города архитектурных формах. Перед вокзалами и пристанями устраивают площади и скверы с хорошо продуманной организацией транспортного и пешеходного движения.
Размер территорий, занятых под жилые районы, целиком зависит от плотности населения, которая в свою очередь определяется принятым процентом застройки, этажностью жилых зданий, размещением обслуживающих учреждений и т. п.

Зонирование жилых районов производится также и по высотности застройки. В территориальной организации городов выделяются следующие зоны:
1) зона преобладающей многоэтажной застройки в 4–5 этажей с включением в нее по архитектурным требованиям жилых домов повышенной этажности 9–16 этажей (в больших городах);


2) зона преобладающей малоэтажной застройки многоквартирными двух- и трех-этажными домами;

3) зона преобладающей одноэтажной застройки с усадебными участками.
Первые два вида строительных зон являются в городах основными.

Выбор территорий для жилых зон делается с учетом:
1) максимального использования рельефа застраиваемой территории;
2) создания наилучших условий для проветривания и инсоляции жилой застройки, а также обязательной изоляции ее от транспортных магистралей;
3) обеспечения всеми видами современного инженерного оборудования и благоустройства каждого жилого района.

Кварталы административных учреждений, имеющих областное, краевое, республиканское, общегородское или районное значение, размещаются на специальных территориях. Эти кварталы и отдельные располагаются обычно в центральной части города, в комплексе со зданиями основных культурных учреждений (Дворцов культуры, театров и т. д.) и зданиями торговых предприятий. Они образуют общественный центр города с одной или несколькими площадями, соединенными между собой главной улицей.
До 20% общей площади города занимают городские улицы, которые связывают между собой отдельные зоны города. При построении принципиальной сети магистралей исходят в первую очередь из требования удобств транспортных сообщений. Необходимо, чтобы по направлениям основных потоков движения была достигнута не только достаточная пропускная способность магистралей, но и малые коэффициенты непрямолинейности, т. е. трассирование магистральных улиц между отдельными зонами осуществлялось по кратчайшим направлениям.

Принципиальная сеть магистралей должна быть построена исходя из двух главных положений: максимальной взаимодоступности отдельных зон города и максимальной доступности пунктов сосредоточенного трудового тяготения
(крупных заводов, вокзалов и т. п.).

Принципиальная сеть магистралей, построенная только по транспортному критерию, может не соответствовать архитектурным требованиям планировки, если она не подчеркивает и не открывает нужных видовых точек. Поэтому проектирование сети магистралей должно производиться, опираясь на принципиальную схему их, как коллекторов для транспортного движения, однако с учетам окружающей застройки и создания наиболее хорошего впечатления от города.

Размещение и размеры отдельных площадей в современных городах, помимо условий планировки всего города в целом, определяются также наличием на этих площадях крупных административных и общественных зданий.
Зеленые насаждения должны представлять собой единую систему, связанную функциональными и архитектурными признаками. Территории, занятые зелеными насаждениями, входят в состав каждой из основных зон города. В составе жилой зоны находятся сады, парки и скверы; в промышленную зону входит озеленение самих промышленных площадок. В пригородной зоне располагаются загородные парки и лесопарки. Такая расчлененность зеленых территорий является до известной степени условной и не дает оснований рассматривать зеленые массивы города как разобщенные элементы.

Всегда желательно центральное расположение крупных зеленых массивов в плане города и глубокий ввод их в жилые районы. Размещение зеленых массивов в плане города должно решаться с учетом естественных условий территории, отводимой для города. Территории, не удобные для застройки в жилой зоне, должны быть, как правило, заняты зелеными насаждениями. Следует однако иметь в виду, что санитарно-гигиенический эффект в улучшении микроклиматического режима города весьма невелик при расположении зелени в пониженных частях городской территории. Поэтому озеленение оврагов, поймы реки не обеспечивает наилучшего решения задачи озеленения города.

Значительно больший эффект имеет размещение зелени на гребнях холмов, крутых и приподнятых над городом склонах террас и т. д.
При всех обстоятельствах весьма желательна непрерывность зеленых полос, которые должны проходить из крупных пригородных массивов в глубь города, обеспечивая связь системы городских садов и бульваров с загородными парками и лесопарками.

Пригородная зона тесно и непосредственно связана с городом в производственном, бытовом и культурном отношениях. Она представляет собой совокупность территорий, прилегающих к городу и используемых для:
1) размещения загородных коммунальных предприятий технического оборудования города: водозаборных устройств, канализационных очистных сооружений и т. п.;

2) организации отдыха городского населения, включая парки и лесопарки, открытые водоемы, и т. п.;

3) промышленных предприятий, прилегающих к городу и непосредственно связанных с ним;

4) добычи и производства местных строительных материалов;

5) сельскохозяйственных предприятий для производства сельскохозяйственных продуктов, с использованием отходов хозяйства города.

Для кратковременного отдыха служат территории, выделяемые для организации пляжей, станций водного спорта, лыжных станций и спортивно-охотничьих баз.

Кроме того, должны быть предусмотрены территории для размещения учреждений смешанного (длительного и кратковременного) отдыха, загородные гостиницы-пансионаты и палаточные лагеря, мотели и кэмпинги), продолжительность пребывания в которых предоставлена выбору самих отдыхающих.

В схеме перспективного размещения учреждений пригородной зоны крупного города должны быть установлены возможности создания санаторно-курортных зон и намечены зоны отдыха районного и общегородского значения.

В пределах пригородной зоны могут размещаться также отдельные элементы транспортного узла города (с сортировочными и техническими функциями), предприятия и хозяйства, имеющие самостоятельное градообразующее значение и связанные с наличием в зоне сырьевых ресурсов (местные ископаемые, ценные сельскохозяйственные культуры и пр.), территории оборонного значения и пр.

Конфигурация пригородной зоны определяется прежде всего удобствами транспортной связи города с отдельными хозяйствами, использующими территории этой зоны, рациональным размещением в ней отдельных хозяйств, топографией местности и составам земельных угодий. Поэтому пригородную зону нельзя определить в виде круга, механически намечаемого по заданному радиусу.

Между городом и местами массового отдыха населения следует предусматривать устройство новых и улучшение существующих дорог, ведущих к местам отдыха, и их благоустройство (озеленение и освещение), а также организацию быстроходного транспорта,в направлении к местам кратковременного отдыха, рассчитанного на возможность обслуживания максимальных пассажиропотоков. Для связи с местами массового отдыха предусматривается беспересадочное сообщение путем создания так называемых «вылетных линий» трамвая и метрополитена, а также использование новых видов транспорта (например, монорельсовых дорог).

Постепенное освоение отдельных зон городской территории осуществляется с таким расчетом, чтобы все вступающие в эксплуатацию отдельные здания и сооружения были полностью обеспечены заранее предусмотренными видами благоустройства. При составлении схемы очередности строительства города надлежит определить и порядок производства работ по сооружениям технического оборудования города, т. е. инженерной подготовке территории, сети магистралей и улиц, транспортной связи, санитарно-техническим устройствам и т. д.

Примерная схема размещения зон отдыха вокруг Москвы
Последовательное освоение отдельных зон предусматривает выполнение в первую очередь работ по инженерной подготовке, прокладке подземных сетей, устройству дорог и только после этого – возведению зданий и сооружений.
Этот способ, как показывает практика, дает наибольший эффект в градостроительном процессе.

В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет следующие основные цели:

1)вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных линий;

2) переcтройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями, путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного типа, общественными зданиями и всеми видами благоустройства;

3) увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и бульваров;

4) расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для движения тупиков и переулков;

5) реконструкцию общегородского центра с изоляцией его движения потоков транспорта;

6) реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города сортировочных и технических станций;

7) реставрацию памятников старины и архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: