РЕЗЮМЕ (ГЛ.4.1, 4.2.):
1. Внимание - ориентировочная реакция сознания.
2. Настройка непроизвольного внимания зависит от трёх факторов:
а) качественные и количественные особенности стимула;
б) принцип "подобное притягивает подобное";
в) совпадение содержание стимул-информации с потребностями, интересами и потенциалом ожидания.
3. Хорошая реклама должна учитывать контекст контакта, объём (3+1) и устойчивость внимания (секунды)
3. Различают четыре вида памяти:
а)сенсорная;
б) кратковременная;
в) долговременная;
г)"вытесненная" или подсознательная.
4. Универсальные механизмы памяти и мнемотехнологии:
а) ассоциативные сцепки (парные, последовательные, "метод мест", феномен "нашей песни").
б) четыре принципа Г. Лорейна (подача и получение информации по трём каналам восприятия, принцип диспропорции, "увеличение количества", "сопоставление несопоставимого")
в) другие виды памяти (рифма и ритм, метод акростихов и акронимов, метод Айвазовского).
ГЛАВА 4
|
|
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
МОТИВАЦИЯ, ПОТРЕБНОСТИ И КАТЕГОРИИ ЦЕННОСТИ,
Среди множества теорий и концепций предложенных научной психологией в течение 150 последних лет имеет смысл апеллировать к тем из них, которые имеют практическую значимость. Синтез таких направлений как психоанализ, гуманитарная, когнитивная и социальная психология, психология "новой волны" позволяет разработать модель, которая может лежать в основе производства и потребления рекламы.
Любые действия человека (исключая первичные виды побуждений, направленные на поддержание гомеостаза) в современной психологии традиционно принято считать мотивированными.
Мотив любого поведения, например покупки,- это при-чино-следственный вектор поведенческого акта. Особенностью мотивированного поведения является наличие интенции - намерения к его выполнению.
В основе мотивов лежат потребности, представленные гуманитарной психологией (К. Роджерс, А. Маслоу) в виде иерархии. Мотивации тесно связаны с эмоциями человека. Так, К. Изард (1977) считает эмоцию "интерес-возбуждение" фундаментальной мотивацией. 3. Фрейд писал: "Восприятие объектов и процессов превращается в психическом аппарате либо в удовольствие, либо в боль, а это включение удовольствие и боли регулирует поток энергии".
В настоящее время большинство психологов согласно с выделением двух типов мотивации: внешней и внутренней. Внешняя мотивация - это причино-следственный вектор поведения инициированный внешними побуждающими факторами, (например, рекламным предложением). Внутренняя мотивация - способ описания детерминированного (причино-следственного) поведения, инициирующие и регулирующие факторы которого внутри самого поведения, и личностного "Я".
|
|
Многочисленные теории мотивации, иногда противоречивые, а иногда дополняющие друг друга ("теория биологических побуждений", "теория оптимальной активации", когнитивные теории мотиваций) в приложении к потреблению товаров и услуг не объясняют банальной ситуации:
"Кажется, ты хотела купить платье? Почему ты купила сервиз, зонтик, косметику и эти антикварные тапки!?",- спрашивает он.
"Ну, они мне понравились",- отвечает она и начинает доказывать, насколько были полезны эти покупки.
Что произошло в данной ситуации? Имел ли выбор данных покупок для неё смысл? Или её выбор имел определённое предназначение?... Всегда ли мотивация направлена на определённую цель, или в ней выражена абстрактная функция?... И существует ли разница между смыслом определённой мотивации и её предназначением?... И в чём заключается смысл этой разницы?
Ситуация "Информационного конфликта", приведенная выше, типичное положение потребителя. Эмоционально аффектированный и внешне мотивированный торговыми марками покупатель становится "жертвой" проблемы выбора. И в этот момент вступают в силу "Категории ценностей" в соответствии с "Иерархией потребностей".