Основу современного финансового менеджмента составляют несколько базовых концепций:
1. Концепция идеального рынка капитала предполагает наличие следующих условий:
-полное отсутствие трансакционных затрат;
-отсутствие каких-либо налогов;
-наличие большого числа покупателей и продавцов, вследствие чего действия отдельного продавца или покупателя не влияют на цену отдельной ценной бумаги;
-равный доступ на рынок для юридических и физических лиц;
-отсутствие затрат на информационное обеспечение, что предполагает равный доступ к информации;
-отсутствие финансовых затруднений.
2. Анализ дисконтированного денежного потока. Стоимость финансовых активов зависит от потоков денежных средств, ожидаемых в результате использования этих активов. Процесс оценки будущих денежных потоков называется анализом дисконтированного денежного потока. Впервые концепция была разработана Джоном Бэрром Уильямсом. Первым применил этот метод для управления финансами корпораций Майрон Дж. Гордон.
|
|
3. Теория структуры капитала (Модильяни и Миллер). В 1958 г, Модильяни и Миллер опубликовали работу, в которой обосновали вывод, что стоимость фирмы определяется ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. Разумеется, как и любая теория, она не является абсолютно корректной и соблюдается при наличии определенных допущений. В частности, наличие идеального рынка и нулевое налогообложение.
4. Теория дивидендов (Модильяни и Миллер). При доказательстве своих утверждений авторы теории Модильяни и Миллер приняли следующие допущения:
-наличие идеального рынка капитала;
-дивидендная политика компании не влияет на бюджет капиталовложений;
-поведение всех инвесторов является рациональным.
5. Теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов. Автор теории портфеля Гарри Марковиц получил за свои труды в 1990 г. Нобелевскую премию. Из этой теории следует два основных вывода:
-совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели (причина такого снижения риска в отсутствии прямой связи между доходностью различных видов активов);
-уровень риска по каждому виду актива определяется не изолированно, а с учетом его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля.
Теория портфеля позволяет измерить уровень риска, но не оценивает взаимосвязь между риском и требуемой доходностью. Теория портфеля основана на следующих допущениях:
-наличие идеального рынка капитала;
-требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех переменных: безрисковой доходности, средней доходности на рынке ценных бумаг, индекса колеблемости доходности данного вида финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем.
|
|
6. Теория ценообразования опционов. Опцион — это право (но на обязательство) купить или продать какие-либо активы по заранее оговоренной цене в течение определенного периода Решение об использовании опциона принимает его держатель. Характерная особенность опциона — он не может иметь отрицательных последствий для его держателя, так как можно всегда отказаться от его исполнения.
Формализованная модель ценообразования для опционов Блэка—Шоулза появилась в 1973 г.
Опцион представляет собой контракт между продавцом и покупателем, дающий за определенную премию право (но не обязательство) купить или продать определенный финансовый инструмент по фиксированной цене в течение заранее установленного срока. Опцион является производным финансовым инструментом, так как его стоимость является производной от стоимости другого финансового инструмента (базовой ценной бумаги). В качестве базовой инструмента могут выступать акции, облигации, валюта, ставки процента, биржевые индексы, фьючерсные контракты.
7. Гипотеза эффективности рынков. Это одна из важнейших финансовых теорий, направленная на достижение эффективности рынка на основе оптимального соотношения между риском и доходностью. Причем здесь имеется в виду не операционная эффективность, а информационная. Иными словами эффективный рынок — это такой рынок, в ценах которого отражена вся известная информация. Любая новая информация немедленно отражается на ценах акций, и поэтому быстрый доступ к информации равнозначен получению высокого дохода.
Для обеспечения информационной эффективности необходимо соблюдение следующих условий:
-все субъекты рынка имеют одновременный и равный доступ к информации, не требующий дополнительных затрат;
-отсутствуют факторы, препятствующие заключению сделок (налоги, транзакционные затраты и пр.);
-сделки, совершаемые отдельным юридическим или физическим лицом не влияют на общий уровень цен;
-все субъекты рынка стремятся максимизировать свою выгоду.
Вполне очевидно, что ни на одном реальном рынке эти условия не соблюдаются: одни субъекты получают информацию раньше, другие позже; для получения информации нужны время и деньги.
Различные функции, реализуемые финансовым рынком, имеют одну важную общую деталь — все они связаны со сбором, обработкой и распространением больших объемов информации. Финансовый рынок можно представить как информационную систему, на вход которой поступают данные финансовой отчетности предприятий, газетные публикации, информация рейтинговых агентств и множество других сведений макро- и микроэкономического характера, политические новости, сообщения о природных катаклизмах и т.п.
Гипотеза абсолютной эффективности рынка предполагает, что любая новая информация не просто поступает на рынок, а делает это очень быстро — практически мгновенно она находит отражение в уровне цен. Поэтому равенство рыночной цены акции ее внутренней стоимости соблюдается в любой момент времени. В таких условиях становится невозможным купить бумагу дешевле или продать дороже ее действительной стоимости. Таким образом, рынок считается абсолютно эффективным по отношению к определенной информации, если, используя эту информацию, нельзя принять решение о покупке или продаже ценных бумаг, позволяющее получить сверх прибыль.