Базовые концепции финансового менеджмента

Основу современного финансового менеджмента составля­ют несколько базовых концепций:

1. Концепция идеального рынка капитала предполагает на­личие следующих условий:

-полное отсутствие трансакционных затрат;

-отсутствие каких-либо налогов;

-наличие большого числа покупателей и продавцов, вслед­ствие чего действия отдельного продавца или покупателя не влияют на цену отдельной ценной бумаги;

-равный доступ на рынок для юридических и физических лиц;

-отсутствие затрат на информационное обеспечение, что предполагает равный доступ к информации;

-отсутствие финансовых затруднений.

2. Анализ дисконтированного денежного потока. Стоимость финансовых активов зависит от потоков денежных средств, ожидаемых в результате использования этих активов. Процесс оценки будущих денежных потоков называется анализом дис­контированного денежного потока. Впервые концепция была разработана Джоном Бэрром Уильямсом. Первым применил этот метод для управле­ния финансами корпораций Майрон Дж. Гордон.

3. Теория структуры капитала (Модильяни и Миллер). В 1958 г, Модильяни и Миллер опубликовали работу, в которой обосновали вывод, что стоимость фирмы определяется ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. Разумеет­ся, как и любая теория, она не является абсолютно коррект­ной и соблюдается при наличии определенных допущений. В частности, наличие идеального рынка и нулевое налогообло­жение.

4. Теория дивидендов (Модильяни и Миллер). При доказа­тельстве своих утверждений авторы теории Модильяни и Мил­лер приняли следующие допущения:

-наличие идеального рынка капитала;

-дивидендная политика компании не влияет на бюджет капиталовложений;

-поведение всех инвесторов является рациональным.

5. Теория портфеля и модель оценки доходности финансо­вых активов. Автор теории портфеля Гарри Марковиц получил за свои труды в 1990 г. Нобелевскую премию. Из этой теории следует два основных вывода:

-совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфели (причина такого сни­жения риска в отсутствии прямой связи между доходностью различных видов активов);

-уровень риска по каждому виду актива определяется не изолированно, а с учетом его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля.

Теория портфеля позволяет измерить уровень риска, но не оценивает взаимосвязь между риском и требуемой доходностью. Теория портфеля основана на следующих допущениях:

-наличие идеального рынка капитала;

-требуемая доходность для любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех переменных: безрисковой до­ходности, средней доходности на рынке ценных бумаг, индекса колеблемости доходности данного вида финансового актива по отношению к доходности на рынке в среднем.

6. Теория ценообразования опционов. Опцион — это право (но на обязательство) купить или продать какие-либо активы по заранее оговоренной цене в течение определенного периода Решение об использовании опциона принимает его держатель. Характерная особенность опциона — он не может иметь отри­цательных последствий для его держателя, так как можно все­гда отказаться от его исполнения.

Формализованная модель ценообразования для опционов Блэка—Шоулза появилась в 1973 г.

Опцион представляет собой контракт между продавцом и покупателем, дающий за определенную премию право (но не обязательство) купить или продать определенный финансовый инструмент по фиксированной цене в течение заранее уста­новленного срока. Опцион является производным финансовым инструментом, так как его стоимость является производной от стоимости другого финансового инструмента (базовой ценной бумаги). В качестве базовой инструмента могут выступать ак­ции, облигации, валюта, ставки процента, биржевые индексы, фьючерсные контракты.

7. Гипотеза эффективности рынков. Это одна из важней­ших финансовых теорий, направленная на достижение эффек­тивности рынка на основе оптимального соотношения между риском и доходностью. При­чем здесь имеется в виду не операционная эффективность, а информационная. Иными словами эффективный рынок — это такой рынок, в ценах которого отражена вся известная инфор­мация. Любая новая информация немедленно отражается на це­нах акций, и поэтому быстрый доступ к информации равнозна­чен получению высокого дохода.

Для обеспечения информационной эффективности необхо­димо соблюдение следующих условий:

-все субъекты рынка имеют одновременный и равный до­ступ к информации, не требующий дополнительных затрат;

-отсутствуют факторы, препятствующие заключению сде­лок (налоги, транзакционные затраты и пр.);

-сделки, совершаемые отдельным юридическим или фи­зическим лицом не влияют на общий уровень цен;

-все субъекты рынка стремятся максимизировать свою выгоду.

Вполне очевидно, что ни на одном реальном рынке эти условия не соблюдаются: одни субъекты получают информа­цию раньше, другие позже; для получения информации нужны время и деньги.

Различные функции, реализуемые финансовым рынком, имеют одну важную общую деталь — все они связаны со сбо­ром, обработкой и распространением больших объемов инфор­мации. Финансовый рынок можно представить как информаци­онную систему, на вход которой поступают данные финансовой отчетности предприятий, газетные публикации, информация рейтинговых агентств и множество других сведений макро- и микроэкономического характера, политические новости, сооб­щения о природных катаклизмах и т.п.

Гипотеза абсолютной эффективности рынка предполагает, что любая новая информация не просто поступает на рынок, а делает это очень быстро — практически мгновенно она нахо­дит отражение в уровне цен. Поэтому равенство рыночной цены акции ее внутренней стоимости соблюдается в любой момент времени. В таких условиях становится невозможным купить бу­магу дешевле или продать дороже ее действительной стоимос­ти. Таким образом, рынок считается абсолютно эффективным по отношению к определенной информации, если, используя эту информацию, нельзя принять решение о покупке или про­даже ценных бумаг, позволяющее получить сверх прибыль.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: