Дивидендная политика влияет на движение денежных потоков, ликвидность, структуру капитала, цену акций и стоимость компании, поэтому финансовый менеджер несет большую ответственность при определении приемлемой дивидендной политики. Современные компании тратят огромные средства на выплату дивидендов.
Решение компании о выплате дивидендов и их размер играют большую роль в оценке инвесторами целесообразности вложений. Способность компании платить дивиденды свидетельствует о ее финансовом состоянии. Оценка стоимости компаний основана на определении стоимости акции как суммы дисконтированных денежных поступлений, т. е. дивидендов. При таком подходе изменение курсовой стоимости отражает изменение ожиданий в отношении будущих дивидендов.
Дивидендные выплаты являются главным объектом внимания акционеров при принятии решений, а на оценку деятельности менеджеров компании большое влияние оказывает размер дивиденда. Такая система оценки доходности акций побуждает менеджеров искажать информацию о действительном финансовом состоянии компании за счет завышения дивидендов. В перспективе это может нанести ущерб репутации компании. Дивидендный доход играет важную роль при сравнении котировок акций отдельных компаний и рынка в целом. Если отношение дивиденда к стоимости акции становилось меньше определенной величины, то акции считались переоцененными. Иными словами, эта величина становилась меньше доходности альтернативных вариантов вложения капитала.
В современной финансовой науке известны и другие подходы к оценке стоимости компании. По мнению Мертона Миллера и Франко Модильяни, политика дивидендных выплат, как и структура капитала, не влияет на стоимость фирмы. Следовательно, решение о величине выплачиваемых дивидендов является относительно малозначимым для акционеров, поскольку оно не затрагивает стоимость сделанных ими инвестиций.
На оценку акций и их доходности оказывает влияние неопределенность перспектив компании и сложности оценки будущего дохода на акцию. Существование этой проблемы не только не зависит от формы выплат дохода акционерам, но и от дивидендной политики в целом.
Дивидендная политика должна быть направлена на максимизацию богатства акционеров. Однако наилучшее для акционеров решение не всегда означает выплату максимальных дивидендов из полученной прибыли, так как использование дивидендов внутри самой компании может способствовать значительному повышению рыночной стоимости компании. Исходя из этого, дивидендная политика играет огромную роль вследствие ее влияния на структуру капитала и финансирование компании. Решение о выплате дивидендов принимает общее собрание акционеров по представлению совета директоров,
С точки зрения определения значимости дивидендной политики в общей оценке компании и в максимизации богатства акционеров существуют две теории.
Основными сторонниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые доказали, что стоимость компании определяется только ее способностью получать доход. В этом контексте для акционеров нет разницы между выплатой дивидендов и реинвестированием средств в компанию с последующим отражением реинвестированных средств в цене акции. Эта теория основана на допущении о существовании совершенных рынков, которые в реальной жизни не существуют.
Однако исследование состояния рынка в течение ряда лет показало, что дивиденды все-таки влияют на оценку стоимости компании. Если компания ежегодно выплачивает дивиденды, размер которых постоянно растет, то даже при общем снижении прибыли ожидания участников рынка продолжают расти.
Таким образом, значение дивидендов подтверждается наличием следующих факторов: влияние информации о дивидендах на инвестиционную оценку компании, предпочтение текущего дохода перед будущей прибылью, зависимость стоимости акций от рыночных колебаний.
Альтернативами выплаты дивидендов могут стать выплата дивидендов акциями или дробление акций. Выплата дивидендов акциями имеет такое же информационное значение, как и денежные дивиденды, и позволяет компании сохранять свой статус на рынке. Дробление акций обычно проводится в дополнение к выплате дивидендов наличными. Дробление акций не изменяет общей ценности пакетов акций инвесторов в компании. Рыночная стоимость акций автоматически корректируется с учетом новых акций в выпуске. Каждый акционер сохраняет такую же часть от общего количества акций, как и раньше, потому что каждый акционер получает дополнительные акции пропорционально имеющемуся у него пакету. Дробление акций, имеет благоприятное информационное содержание и может рассматриваться как показатель потенциального роста стоимости акций. При этом повышается реализуемость акций за счет увеличения их общего количества.
Формирование основных типов дивидендной политики ( консервативного, умеренного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров. Коротко перечислим данные теории и покажем их связь с формированием дивидендной политики на практике.
1. Известная теория Модильяни—Миллера утверждает, что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, так как эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на практике она неприменима.
2. Теория предпочтительности дивидендов, авторами которой являются Д. Гордон и Д. Линтер, показывает, что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, так как выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.
3. Теория минимизации дивидендов (теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.
4. Сигнальная теория дивидендов рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, так как многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов «подает сигнал» рынку о том, что фирма находится на подъеме.
5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров («теория клиентуры») утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, не согласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.
На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной и агрессивной