Цель и функции финансового менеджмента

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

С.О. КУШУ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

КРАСНОДАР-2015

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовый менеджмент представляет собой систему рационального и эффективного использования капитала, направленную на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Предмет курса «Финансовый менеджмент» определяется финансовыми задачами компании, основными из которых являются обеспечение платежеспособности; определение объема и поддержание оптимальной структуры активов предприятия; кон­струирование механизма получения чистой прибыли; определе­ние структуры капитала; определение структуры и объемов ин­вестиций и схем их финансирования. В рамках курса углубляет­ся исследование механизма принятия решений, необходимых для выработки финансовой стратегии и тактики компаний.

Целью изучения курса «Финансовый менеджмент» являет­ся формирование у студентов современного экономического мышления, позволяющего обосновывать управленческие реше­ния и организовать их реализацию на уровне компании. Для современного менеджера необходимо изучение основных поня­тий финансового менеджмента, приемов управления финансо­выми ресурсами компании. Назначение дисциплины — подгото­вить будущего специалиста к профессиональной работе в уп­равленческих структурах коммерческих и некоммерческих пред­приятий, региональных органах управления на должностях, требующих базового высшего экономического образования.

Задачами курса являются: изучение методов мобилизации и распределения капитала с учетом риска и доходности, конт­роля и регулирования денежных потоков, финансового плани­рования, методики анализа финансовой деятельности компании и расчета конкретных показателей.

В учебном пособии раскрываются финансовые проблемы предприятий в условиях нового этапа рыночных реформ. Рас­сматриваются экономическое содержание финансового менед­жмента, его роль и принципы организации, задачи и функции финансовой службы предприятия.

ТЕМА 1: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цель и функции финансового менеджмента

При определе­нии цели и задач компании очень важно четко сформулировать ее миссию, которая означает путь жизни компании. Цель формулируется исходя из миссии компании.

Для достижения основной цели необходимо решение более частных задач. Например, для роста рентабельности может по­надобиться повышение потребительских свойств продукции на единицу затрат, улучшить гарантийное обслуживание и т.д.

Надо отметить, что перечень целей и задач, которые пре­следует компания, осуществляя свою финансово-хозяйствен­ную деятельность, очень широк:

-рост объемов производства и реализации;

-максимизация прибыли;

-минимизация расходов;

-выживание компании в условиях конкурентной борьбы;

-лидерство в борьбе с конкурентами;

-максимизация рыночной стоимости компании;

-обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Это только некоторые из целей, которые мы могли бы перечислить. Следовательно, каждая из этих возможностей пред­ставляет проблемы, которые являются задачами финансового менеджера.

Максимизация прибыли будет, вероятно, наиболее распро­страненной постановкой задачи, но даже это не является очень точным определением.

Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенден­цию принадлежать к двум классам. Первый относится к при­быльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится к различным способам получения или уве­личения прибыли. Вторая группа, включающая избежание бан­кротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска. К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать од­новременно безопасность и прибыль. Поэтому необходима цель, одновременно включающая оба фактора.

Значение финансового менеджмента в корпорации настолько велико, что сбои в его организации могут привести к банкрот­ству. Среди наиболее общих причин банкротства предприятий можно назвать следующие:

-нерациональная структура капитала;

-большой объем долгосрочных инвестиций;

-длительные сроки погашения дебиторской задолженности;

- предоставление чрезмерных скидок при продаже про­дукции в кредит;

-нехватка оборотных средств;

-чрезмерная кредиторская задолженность;

-неэффективное управление денежными потоками.

Финансовый менеджмент заключается в принятии реше­ний, направленных на приобретение, финансирование и управ­ление активами и источниками финансирования, направленных на максимизацию стоимости компании.

Таким образом, основные функции финансового менедж­мента можно свести к четырем крупным группам.

1. Инвестиционные решения. В процессе планирования финансовый менеджер определяет потребность в инвестициях, доходность которых должна быть выше, чем стоимость их приобретения. Эффективность таких решений в немалой степени зависит от характера деятельности предприятия.

2. Оптимизация состава и структуры привлекаемого дол­госрочного капитала. После оценки общего объема инвестиций финансовый менеджер должен определить не только способы рационального использования собственных средств, но и воз­можности привлечения дополнительных денежных средств кре­дитного и фондового рынков.

Важной задачей финансового менеджера является поиск источников долгосрочного финансирования инвестиций, управ­ление составом и структурой используемого капитала. В каче­стве источников финансовых ресурсов на любом предприятии используются как собственные, так и привлеченные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предвари­тельно оценив стоимость этих ресурсов, степень риска, воз­можное влияние на финансовое состояние предприятия.

3. Краткосрочные финансовые решения. Краткосрочные финансовые решения, в отличие от долгосрочных, касаются притоков и оттоков денежных средств в течение года или в срок менее года. Обычно в этом случае подразумеваются вопросы, связанные с управлением оборотным капиталом. Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется, что предполагает возвращение средств после каждого производственного цикла или кругообо­рота, включающего производство продукции, ее реализацию, получение выручки. Кругооборот капитала совершается непре­рывно, непрерывно происходит и постоянная смена авансиро­ванной стоимости.

Поскольку оборотные средства включают как материаль­ные, так и денежные ресурсы, то от их организации зависит процесс производства и финансовая устойчивость предприятия.

4. Бюджетирование. Бюджетирование представляет собой систему управления корпорацией посредством совокупности вза­имосвязанных бюджетов, полностью отражающих в стоимост­ных показателях основные направления деятельности корпорации. Именно такой подход реализуется в технологиях бюджет­ного управления, составляющих ядро управленческого меха­низма большинства современных успешных компаний. Бюдже­тирование означает принятие управленческих решений, свя­занных с будущими событиями, на основе систематической об­работки данных.

Таким образом, стремление научиться управлять финан­сами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное раз­витие корпорации, ставит перед менеджментом российских пред­приятий сложную задачу овладения методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями корпорации и корпорации с внешней средой.

Описанные выше четыре сферы применения финансовых методов в корпоративном управлении — долгосрочные инвести­ции, структура капитала и управление оборотным капита­лом — включают в себя достаточно широкие категории. Для успешной работы предприятия в условиях жесткой деловой кон­куренции необходима эффективная организация финансового менеджмента, которая позволит добиться ощутимых экономи­ческих результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: