Движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология

Повестка дня на XXI век предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. Устойчивое развитие – это способ борьбы с бедностью и разрушением окружающей среды.

В настоящее время мы оцениваем успех экономического развития главным образом по количеству денег, которое оно приносит. Однако системы учета национальных богатств должны также принимать в расчет полную стоимость природных ресурсов и полную стоимость ухудшения состояния окружающей среды. Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен в принципе нести расходы по ликвидации загрязнения. Для уменьшения риска нанесения вреда оценка состояния окружающей среды должна производиться до начала осуществления проектов, которые могут иметь нежелательные последствия.

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Мы должны осуществлять решение проблем окружающей среды и экономического развития в комплексе и согласованным образом, чтобы удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни для всех и в то же время лучше защищать и сохранять экологические системы.

 

Система мирового экономического порядка и торговли, которая поощряла бы оптимальное распределение производственной мировой продукции, может внести свой вклад в достижение устойчивости экономического развития, если при этом будет проводиться разумная экологическая политика.

В мире должно обеспечиваться рациональное управление экономикой и природными ресурсами в целях устойчивого развития. Рыночные факторы – такие как процентные ставки и обменные курсы валют – должны быть стабильными. Цены на товары во всех странах должны отражать экологическую и социальную стоимость их производства.

Для того, чтобы поощрять инвестиции, государства должны покончить с коррупцией и обеспечить эффективное, экономное, честное, справедливое и подотчетное общественное управление наряду с соблюдением индивидуальных прав и предоставлением индивидуальных возможностей. Они должны обеспечить стабильность цен, разумные обменные курсы валют, эффективные системы налогообложения и поощрять развитие частного предпринимательства.

Для определения устойчивости в течение продолжительного времени планы экономического развития должны принимать в расчет необходимость сохранения и защиты природных ресурсов. Политика развития, которая сосредоточивается главным образом на увеличении производства товаров, не обеспечивая устойчивость ресурсов, на которых это производство основано, рано или поздно столкнется с падением производительности, а это может привести к росту нищеты.

Страны, пораженные нищетой, не смогут развиваться, если они будут обременены огромными внешними долгами, если у них не будет возможности финансировать свое развитие и если цены на их продукцию на мировых рынках останутся низкими. Финансовая помощь должна предоставляться на решение экологических проблем и обеспечение основных потребностей бедных и нуждающихся.

Мы должны рассматривать вопрос о новых концепциях богатства и процветания, которые позволили бы обеспечить более высокий уровень жизни путем изменения образа жизни и зависели бы в меньшей степени от ограниченных ресурсов Земли и лучше соответствовали бы ее возможностям жизнеобеспечения.

Достижение устойчивого развития потребует эффективного производства в сочетании с изменением структур потребления. Во многих случаях это потребует переориентации существующих систем производства и потребления, которые сложились в промышленно развитых странах и которые, в свою очередь, воспроизводятся в большинстве стран мира.

Существенные перемены в структуре производства и потребления в ближайшее время вряд ли произойдут, если не будут пущены в ход основные стимулы и рыночные механизмы, которые сделают ясной для всех экологическую стоимость потребления энергии, сырья, природных ресурсов и накопления отходов. Следует поощрять использование рыночных механизмов, таких как экологические сборы, налоги, системы залогов и возвратов.

Стратегии развития должны предусматривать решение комплекса проблем роста населения, здоровья экологических систем, технологий и доступа к ресурсам.

Решение демографических проблем должно стать частью национальных стратегий устойчивого развития и странам следует разработать демографические цели и программы. Им следует оценить, каким образом возрастная структура населения повлияет на будущие потребности в ресурсах.

Страны должны иметь представление о своих национальных возможностях по жизнеобеспечению народонаселения. Особое внимание должно уделяться таким жизненно важным ресурсам, как вода и земля, и экологическим факторам, таким как здоровье и биологическое разнообразие экологических систем.

Способность жизнеобеспечения – это способность имеющейся базы природных ресурсов удовлетворять потребности людей и не истощаться при этом. Управление ресурсами должно обеспечивать удовлетворение потребностей людей и сохранять устойчивость в течение длительного периода. Демографические программы по защите воспроизводства населения должны быть частью более широкой политики, которая имеет дело и с такими факторами как здоровье экологических систем, а также социально-экономические структуры и доступ к ресурсам.

Здоровье людей зависит от здоровья окружающей среды, включая чистую воду, уборку отходов и наличие достаточного количества здоровой пищи.

Загрязнение окружающей среды, связанное с производством и использованием энергии, работой промышленности и транспорта, отрицательно влияет на здоровье миллионов людей.

Несмотря на некоторые мероприятия по борьбе с загрязнением, деградация окружающей среды продолжается, потому что усовершенствования не успевают за экономическим развитием.

Всем государствам следует иметь программы по определению экологических факторов, угрожающих здоровью, и уменьшению соответствующих рисков. Они должны включать меры по защите экологии и здоровья в программах национального развития и обучать население мерам по устранению экологических факторов, наносящих ущерб здоровью.

В программах строительства упор должен делаться на использование местных материалов, энергетически эффективных проектов, материалов, не наносящих вреда здоровью и окружающей среде, и трудоемких технологий, которые могут обеспечить занятость для большого числа людей.

Необходимы национальные программы поощрения энергосберегающих и основанных на возобновляемых источниках технологий, использующих, например, энергию солнца, воды, ветра и биомассы.

Для того, чтобы выбор путей развития был экономически эффективным, социально справедливым, ответственным и экологически рациональным, необходимо понимать связь между окружающей средой и проблемами развития.

Некоторые правительства начали систематически учитывать воздействие экологических факторов на экономическую, социальную, налоговую, энергетическую, сельскохозяйственную, транспортную, торговую и другие сферы своей политики. В национальных системах учета должна быть информация о социально-экономических условиях и состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также должна оцениваться роль окружающей природы как источника, природного накопителя и поглотителя отходов.

Законодательная природоохранительная деятельность должна разрабатывать правовые акты, содействующие устойчивому развитию, основанному на разумных экономических, социальных и природоохранных принципах, и обеспечивать проведение их в жизнь.

Цены, рынки, налоговая и экономическая политика определяют отношение и поведение общества применительно к окружающей среде. Существует тенденция относиться к окружающей среде как к бесплатному товару и возлагать обязанности по возмещению экологического ущерба на другие слои общества, другие страны или будущие поколения.

Необходимость затрат на экологию должна ясно осознаваться как производителями, так и потребителями, а цены должны отражать относительную нехватку и общую стоимость ресурсов. Такого рода перемены необходимы в таких областях, как энергетика, транспорт, сельское и лесное хозяйство, водопользование, переработка отходов и туризм.

Наша атмосфера во все большей степени испытывает воздействие газов, вызывающих парниковый эффект и грозящих изменением климата, а также химических веществ, уменьшающих озоновый слой. Борьба с выбросами в атмосферу будет зависеть от повышения эффективности производства, передачи, распределения и потребления энергии, а также от создания экологически безопасных энергетических систем.

Промышленность должна более эффективно использовать материалы и ресурсы, устанавливать оборудование, контролирующее загрязнение среды, заменить хлорфторуглероды и другие разрушающие озоновый слой вещества более безопасными, а также снизить количество отходов. Это выгодно в экологическом и экономическом отношении.

Правительства должны принять во внимание экологические, социальные, демографические и экономические факторы, а затем выработать законы, административные предписания и экономические стимулы, побуждающие к рациональному использованию и управлению земельными ресурсами, опробовать пути возможного включения стоимости земель и экосистем в общенациональные показатели экономического развития, например, в показатель валового национального продукта (ВНП).

Выживание лесов зависит от того, сумеем ли мы признать и сохранить их экологическую, климатически охранную, социальную и экономическую ценность. Эти факторы должны быть включены в национальные системы экономических расчетов и учитываться при принятии решений относительно вариантов развития территорий.

Одним из главных способов борьбы с опустыниванием является посадка деревьев и других растений, способных задерживать воду и поддерживать качество почвы. Эти лесопосадки можно также использовать для получения топлива, древесины, фуража и продуктов питания.

Продуктивность крупных районов, производящих продовольствие, падает. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов потребует существенных изменений в сельскохозяйственной, экологической и экономической политике всех стран, а также на международном уровне. Людей следует стимулировать к вложению средств в будущее земельных угодий путем предоставления им прав на владение землей и обеспечения их ресурсами, финансами и средствами продвижения их продукции на рынки по справедливым ценам.

Утрата биологического разнообразия на планете продолжается главным образом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического разнообразия происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию.

Биотехнология может внести существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживание воды и очистку опасных отходов.

Около 70 процентов загрязнения морской среды связано с наземными источниками, включая большие и малые города, промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и туризм. Загрязняющими веществами, которые создают главную угрозу для морской среды обитания, являются сточные воды, химические вещества, продукты отстоя, мусор и пластмасса, радиоактивные отходы и нефть.

Пресная вода жизненно необходима для питья, санитарно-гигиенических целей, сельского хозяйства, промышленности, городского строительства, производства электроэнергии, рыбоводства в материковых водоемах и многих других видов деятельности Человека. Она также имеет значение для нормальной жизни природы. Управление водными ресурсами должно быть включено в качестве составной части в общегосударственную экономическую и социальную политику, которая также охватывает планирование землепользования, использование лесных ресурсов и охрану берегов рек. Более рациональное использование водных ресурсов потребует новаторских технологий, включая совершенствование существующих местных технологий с тем, чтобы полностью использовать ограниченные водные ресурсы и не допустить загрязнения воды.

Некоторые из крупных промышленных районов планеты настолько загрязнены химическими веществами, что это наносит ущерб здоровью человека, генетическим структурам и воспроизводству. Необходимо принять программы о предоставлении населению информации о потенциальных экологических опасностях от токсических, химических веществ и радиоактивных отходов на данной территории. Важная информация по вопросам охраны окружающей среды и развития включает сведения о продукции и видах деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду и повлиять на качество жизни.

Для реализации задач, стратегий и механизмов, включенных в Повестку дня на XXI век, необходимы партнерство, приверженность и активное участие в их реализации всех групп населения и сотрудничество с неправительственными организациями.

Многие проблемы и решения, перечисленные в Повестке дня на XXI век, порождены деятельностью, осуществляемой на местном уровне. Местные органы управления, например, муниципалитеты, строят и содержат такие структуры, как система питьевой воды и дороги. Они осуществляют контроль над планированием строительства жилья и промышленных предприятий, устанавливают местные нормы охраны окружающей среды и оказывают помощь в осуществлении национальной политики в области охраны окружающей среды. Ввиду наибольшей близости к населению местные власти играют важную роль в достижении общего согласия по поводу разработки и реализации местных стратегий, программ, политики правил и законов для того, чтобы достичь целей, сформулированных в Повестке дня на XXI век. Поэтому каждому местному органу власти следует разработать «местную Повестку дня на XXI век» для своего района.

Деловым и промышленным кругам необходимо придавать первостепенное значение мерам по охране и рациональному использованию окружающей среды, разработать методы и технологии, которые уменьшают вредное воздействие их деятельности на окружающую среду. Цены на товары и услуги должны во все возрастающей степени учитывать экологический фактор их производства, а также использование, рециркуляцию и удаление отходов.

Трудящиеся и профсоюзы считают первоочередными задачами сохранение рабочих мест и окружающей среды и оказание содействия развитию, отвечающему социальным интересам. Цель заключается в обеспечении полной занятости, способствующей получению стабильных средств к существованию в безопасной, чистой и здоровой окружающей среде как на работе, так и вне ее.

Ученые и технические специалисты несут особую ответственность за исследования биосферы и помощь в ее защите. Представители этой группы, которая включает инженеров, архитекторов, промышленных дизайнеров, планировщиков городов и представителей других профессий, должны разработать Кодекс действий и руководящие принципы для согласования потребностей человека и интересов защиты окружающей среды. Эти кодексы должны помочь им оценить целостность системы, поддерживающей жизнь на нашей планете.

Разработать экологически обоснованные методы ведения сельского хозяйства и технологии, которые повысят урожайность, сохранят качество сельскохозяйственных угодий, обеспечат рециркулирование питательных веществ, защиту водных и энергозапасов, а также методы борьбы с сельскохозяйственными вредителями и сорняками. Вопросы экологии нужно включить в программы подготовки специалистов в области сельского хозяйства. Цены должны отражать затраты на охрану окружающей среды. Структура цен, торговая политика и дотации фермерским хозяйствам должны стимулировать эффективное и рациональное использование природных ресурсов.

Для реализации грандиозных эколого-экономических программ устойчивого развития необходимы значительные капиталовложения, хотя основная часть финансирования должна обеспечиваться за счет государственного и частного сектора самих стран. Многие развивающиеся страны испытывают недостаток в ресурсах и технологиях, необходимых для решения главных задач своего развития и таких международных проблем, как изменение климата и защита биологического разнообразия. Развитые страны подтверждают свои обязательства достичь одобренного Организацией Объединенных Наций показателя по направлению 0,7 процента своего ежегодного национального продукта (ВНП) на официальную помощь развитию всего мира.

Для обеспечения устойчивого развития всем странам необходимы доступ к более безопасным для окружающей среды и более эффективным в использовании природным ресурсам, технологиям, а также подготовка кадров для их использования. Предложение о передаче технологий должно включать информацию об их возможном влиянии на окружающую среду, что позволит этим странам принимать взвешенные решения. Импортируемые технологии должны соответствовать социальным, культурным, экономическим и экологическим приоритетам. В некоторых странах импортируемые технологии могут дополняться местными новшествами для получения новых технологий.

Мир нуждается в долгосрочных научных оценках истощения природных ресурсов, использования энергии, влияния разнообразных факторов на состояние здоровья и демографических тенденций. Подобная информация могла бы быть полезной для оценки состояния окружающей среды и развития на местном, региональном и глобальном уровнях. Эти оценки следует сделать достоянием общественности в такой форме, которая обеспечит их полное понимание.

Просвещение может помочь людям в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Для этого просвещение должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию их стратегии развития. Выбор и формирование стратегии наряду с выбором целей предполагает тщательный анализ ситуации, в том числе и ретроспективный, и фиксацию сегодняшнего состояния экономики, геополитики, культуры, экологии и других внешних сфер жизнедеятельности.

Вариант такого анализа социально-экономического положения и возможных сценариев развития дан в представленной сегодня читателю коллективной работе – книге «Россия – стратегия развития в XXI веке». Названная книга выполнена под эгидой Неправительственного экологического Фонда им. В.И. Вернадского учеными РАЕН и РАН, объединенными общей заботой о будущем России. Анализ сложившейся геополитической, военно-стратегической, социально-экономической, экологической ситуации России конца XX столетия убедительно показывает, что главная цель Российского общества и государства на ближайшие десятилетия и долговременную перспективу – это построение на территории постсоветского пространства общества с устойчивым (ноосферным) развитием.

По вопросу о том, что понимается под обществом с устойчивым (ноосферным) развитием, в одной из работ, например, пишется следующее: «это общество, которое в течение длительного времени может развиваться без глобальных катаклизмов; прежде всего это общество, которое обеспечивает непрерывную реализацию следующих процессов:

– формирование полноценных членов общества, способных быть личностью и гражданином и выполнять комплекс социальных функций своего времени;

– формирование и функционирование инфраструктуры, обеспечивающей безопасность человека, производство и обмен товарами, продуктами и услугами в соответствии с ожидаемым спросом на них».

Ноосферное общество как определенный этап становления общества с устойчивым развитием (здесь уместно вспомнить слова В. И. Вернадского), – это общество, достигшее понимания (коллективного сознания) необходимости поэволюционного (по Н.Н. Моисееву) развития, соразвития человека, общества и природы;

– коллективным разумом понимающее необходимость рационального самоограничения в энергетических и материальных затратах во имя будущих поколений;

– принимающее непрерывное и длительное участие в формировании ноосферной базы знаний и технологий;

– общество, осознающее роль человека (по В.И. Вернадскому) как огромной геолого-образующей силы, изменяющей на глазах условия существования биосферы, и отсюда выдвигающее на первый план нравственные принципы, духовность, высоко профессиональный труд;

– общество, перманентно развивающееся в сторону увеличения сложности его структуры, появления все новых и новых форм организации жизнедеятельности – общество, в социальном плане обеспечивающее каждому человеку равные стартовые возможности, в особенности доступ к знаниям и информации.

Следует отметить, что в приведенном определении достаточно развернуто вмещаются главные аспекты, характеризующие содержание ноосферного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: