Глава 6. Эколого-экономическая оценка территории

 

 

Социально-экономическая обстановка и проблемы развития человека требуют, чтобы базовое образование являлось фундаментом для понимания процесса развития и охраны окружающей среды. Для совершенствования эколого-экономического образования следует включить концепции развития и охраны окружающей среды, в том числе концепции, касающиеся населения, во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные эколого-социально-экономические проблемы.

Создание образовательного потенциала является существенным шагом в подготовке национальных стратегий устойчивого развития и программ реализации Повестки дня на XXI век. Страны могут использовать опыт, полученный в ходе подготовки национальных докладов для конференции ООН по окружающей среде и развитию, а также существующие стратегии сохранения окружающей среды, развития и плана охраны природных ресурсов.

Международное законодательство в области устойчивого развития должно быть разработано таким образом, чтобы обеспечить сложное равновесие между потребностями в сфере развития и охраны окружающей среды.

В настоящее время уже накоплено много информации, которую можно использовать для принятия решений в области устойчивого развития и охраны окружающей природной среды. Населению требуется:

1. Больше информации о состоянии городского воздуха, пресной воды, земных ресурсов (включая леса и пастбища), опустынивании, деградации почвы, биологическом разнообразии, открытом море и верхних слоях атмосферы, о концепциях и механизмах рационального природопользования.

2. Больше информации о населении, урбанизации, бедности, состоянии здоровья и праве на доступ к природным ресурсам. Необходима информация о взаимосвязях между различными группами населения, включая женщин, коренные народы, молодежь, детей и инвалидов, и проблемами окружающей среды, принципами природоохранного неистощительного природопользования.

Странам и международным организациям важно обеспечить данные об окружающей среде, природных ресурсах и развитии, необходимые для управления устойчивым эколого-экономическим развитием. Широко используемые показатели – такие как валовой национальный продукт (ВНП) и величины индивидуальных ресурсов или потоков загрязняющих веществ – не обеспечивают достаточной информации об устойчивости. Необходимо использовать экологическую, демографическую, социальную и отражающую развитие информацию для выработки показателей, свидетельствующих о том, способствуем ли мы своей деятельностью созданию природной, ноосферной устойчивости территории мира.

3. В прогнозировании устойчивого эколого-экономического развития принято применять нормативно-ценностную модель. В настоящее время такой моделью в мировом понимании может рассматриваться принятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) Повестка дня на XXI век. Важнейшим фактором реализации новой стратегии развития мировой цивилизации принято рассматривать образование, его новые задачи с учетом законов охраны природы и сохранения ноосферы Земли.

 

 

6.1. Учет в эколого-экономических оценках
территории основных положений повестки дня на XXI век

 

Повестка дня на XXI век – огромная программа работы на следующее столетие, принятая Всемирной конференцией ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Эта программа международного сотрудничества направлена на гармоничное достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции показывают, что нельзя больше рассматривать окружающую среду и социально-экономическое развитие как изолированные области. В документах содержатся основополагающие принципы, на которых государства должны основывать свои будущие решения и политику, касающиеся последствий социально-экономического развития для окружающей среды.

Следует учитывать, что окружающая природная среда – это место нашей жизни, а экономическое развитие – это наши действия по улучшению материального благосостояния путем прогресса в производстве и социальной инфраструктуре. Из этого следует, что любая территория местного регионального, национального или глобального масштаба и уровня является, по существу, «эколого-экономической системой», где возникают экологические и экономические интересы. В силу этого эколого-экономическая оценка территории должна начинаться с характеристики понятия «эколого-экономическая система». С учетом научных источников можно сформулировать следующее определение: Эколого-экономическая система – это определенная территория, на которой в необходимом сочетании функционируют экологические, экономические и социальные системы при совместном использовании природных и производственных ресурсов.

Для эколого-энономических оценок территории и организации комплексного природопользования в регионах важны следующие принципиальные положения Повестки дня на XXI век:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: