Использование натуры как метод наглядного обучения дошкольников изобразительной деятельности. Методика выполнения заданий с натуры на занятиях по изобразительной деятельности

Натура – предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Это предмет, который вносится с целью его изучения и изображения. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения. Эта особенность изображения с натуры обусловливает своеобразие восприятия в процессе занятия. Основное – зрительное восприятие. При изображении на плоскости предмет воспринимается только с одной стороны, а при изображении объема – натура поворачивается, анализируется объемная форма.

Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств, свойственна детям младшего дошк возраста. Особенности использования натуры:

- облегчает работу памяти, т.к. процесс изображения объединяется с процессом восприятия, что помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

- помещается натура так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Педагог рассматривает натуру детально. Направляя и облегчая, словом и жестом процесс анализа.

- в качестве натуры используются листья, ветки, плоды, игрушки, которые просты по форме и имеют четкие очертания и членения частей.

Рисование с натуры включает в себя задание по изображению разнообразных объектов. Все объекты натуры выполняются карандашом или акварельными красками. Ведущая роль рисования с натуры в изучении и познании действительности. В процессе рисования с натуры дети овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее характерные черты. Основное внимание детей направляется на определение и передачу характерной формы изображаемого предмета, его общего пространственного положения, пропорций.

В целом рисование с натуры знакомит детей с правилами рисования, вооружает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, расширяет их представления о многообразии предметов и явлений действительности, несет познавательную направленность. Являясь эффективным средством познания действительности, рисование с натуры предшествует выполнению рисунком на темы и декоративных рисунков.

Т.о., использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка с натурой.

2 мл и ср группы – при натуре: предмет вносится, рассматривается, проводится сенсорное обследование, уточняются представления о предмете. Рисуют, кто какой хочет, нет требований к точности изображения. Натуру можно убрать.

Ст и подг группы – с натуры: передают изображение максимально похожим на натуру, рекомендуется сравнивать то, что получилось с тем, что есть. Натура остается до конца занятия.

Требования к натуре: гигиенические – чистая, безопасная, крупная по размеру. Педагогические – предмет д.б. интересен, вносится на кануне занятия. Рисование предмета д.б. замотивированным, мотив деятельности должен соответствовать содержанию изображения. Методические – подбор предметов, плоская натура: ветки листья, приклеенные на фон.

Сначала рисование натуры, потом лепка. Сначала общая натура для всех, потом индивидуально для каждого ребенка.

Рисование (1 раз в месяц) - натура ставиться на натурный столик – это 2 плоскости под углом 90*. В рисовании за натуру ставится фон, который соответствует фону и размеру листа ребенка. Натура на занятии не сдвигается, т.е. находиться в строго зафиксированном состоянии.

Лепка – натура ставится на поворотный круг, фон не ставится, дети могут подходить и рассматривать натуру со всех сторон, трогать.

Конструирование – натура разбирается, чтобы посмотреть соединение частей. В ст гр – 4-5 деталей, в подг гр – не более 7.

 

Использование образца на занятиях по изобразительной деятельности как метод наглядного обучения дошкольников. Методика выполнения заданий по образцу на занятиях по изобразительной деятельности.

Образец – работа воспитателя выполненная из того же материала, что и детская работа, которая вносится на занятиях в дидактических целях. Образец может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. Как метод, образец применяется для задач по развитию отдельных моментов – декоративные и конструктивные работы. Основная цель занятия декоративным рисованием и аппликацией – обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. На занятиях дети отражают свои впечатления от увиденных предметов, повторяют виденные узоры, а также учатся создавать узор самостоятельно. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения и сочетания цветов. Иногда можно вынести несколько образцов для выбора.

Использование образца определяется задачами, стоящими на данном занятии: предложение образца без специальных указаний, самостоятельная работа детей, образец в качестве приема обучения – для уточнения представлений об изображаемом предмете и не применять образцов с упрощенными, схематичными изображениями.

Требования к образцу: больше по размеру в 2 раза, чтобы можно было рассмотреть все детали, д.б. высокохудожественным и не должен опускаться до голой схемы.

Образцы делятся:

По цели использования – образец для прямого копирования (2 мл гр) и роспись (подг гр). Использование метода зависит от возраста детей и от этапа усвоения изобразительной задачи. Вариативность образцов (ср гр), количество вариантов не более трех. Все изображения сравниваются, находятся сходства и отличия и задание для детей нарисовать любой из трех или придумать свой. Варианты можно убрать, что дает толчок к творчеству. «Динамический образец» - последовательное изображение предмета, особенно хорош в предметном рисовании. Образец может оставаться до конца занятия и применим во всех группах. Неполный или частичный образец – когда образцом является лишь самая сложная часть изображения.

Т.о., образец может использоваться как метод обучения в мл группах и как прием во всех остальных.

 

Использование тестовых рисунков на занятиях по изобразительной деятельности как метод наглядного обучения дошкольников. Методика использования тестовых рисунков на занятиях по изобразительной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: