Натура – предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Это предмет, который вносится с целью его изучения и изображения. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения. Эта особенность изображения с натуры обусловливает своеобразие восприятия в процессе занятия. Основное – зрительное восприятие. При изображении на плоскости предмет воспринимается только с одной стороны, а при изображении объема – натура поворачивается, анализируется объемная форма.
Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств, свойственна детям младшего дошк возраста. Особенности использования натуры:
- облегчает работу памяти, т.к. процесс изображения объединяется с процессом восприятия, что помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.
- помещается натура так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Педагог рассматривает натуру детально. Направляя и облегчая, словом и жестом процесс анализа.
|
|
- в качестве натуры используются листья, ветки, плоды, игрушки, которые просты по форме и имеют четкие очертания и членения частей.
Рисование с натуры включает в себя задание по изображению разнообразных объектов. Все объекты натуры выполняются карандашом или акварельными красками. Ведущая роль рисования с натуры в изучении и познании действительности. В процессе рисования с натуры дети овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее характерные черты. Основное внимание детей направляется на определение и передачу характерной формы изображаемого предмета, его общего пространственного положения, пропорций.
В целом рисование с натуры знакомит детей с правилами рисования, вооружает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, расширяет их представления о многообразии предметов и явлений действительности, несет познавательную направленность. Являясь эффективным средством познания действительности, рисование с натуры предшествует выполнению рисунком на темы и декоративных рисунков.
Т.о., использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка с натурой.
2 мл и ср группы – при натуре: предмет вносится, рассматривается, проводится сенсорное обследование, уточняются представления о предмете. Рисуют, кто какой хочет, нет требований к точности изображения. Натуру можно убрать.
|
|
Ст и подг группы – с натуры: передают изображение максимально похожим на натуру, рекомендуется сравнивать то, что получилось с тем, что есть. Натура остается до конца занятия.
Требования к натуре: гигиенические – чистая, безопасная, крупная по размеру. Педагогические – предмет д.б. интересен, вносится на кануне занятия. Рисование предмета д.б. замотивированным, мотив деятельности должен соответствовать содержанию изображения. Методические – подбор предметов, плоская натура: ветки листья, приклеенные на фон.
Сначала рисование натуры, потом лепка. Сначала общая натура для всех, потом индивидуально для каждого ребенка.
Рисование (1 раз в месяц) - натура ставиться на натурный столик – это 2 плоскости под углом 90*. В рисовании за натуру ставится фон, который соответствует фону и размеру листа ребенка. Натура на занятии не сдвигается, т.е. находиться в строго зафиксированном состоянии.
Лепка – натура ставится на поворотный круг, фон не ставится, дети могут подходить и рассматривать натуру со всех сторон, трогать.
Конструирование – натура разбирается, чтобы посмотреть соединение частей. В ст гр – 4-5 деталей, в подг гр – не более 7.
Использование образца на занятиях по изобразительной деятельности как метод наглядного обучения дошкольников. Методика выполнения заданий по образцу на занятиях по изобразительной деятельности.
Образец – работа воспитателя выполненная из того же материала, что и детская работа, которая вносится на занятиях в дидактических целях. Образец может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. Как метод, образец применяется для задач по развитию отдельных моментов – декоративные и конструктивные работы. Основная цель занятия декоративным рисованием и аппликацией – обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. На занятиях дети отражают свои впечатления от увиденных предметов, повторяют виденные узоры, а также учатся создавать узор самостоятельно. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения и сочетания цветов. Иногда можно вынести несколько образцов для выбора.
Использование образца определяется задачами, стоящими на данном занятии: предложение образца без специальных указаний, самостоятельная работа детей, образец в качестве приема обучения – для уточнения представлений об изображаемом предмете и не применять образцов с упрощенными, схематичными изображениями.
Требования к образцу: больше по размеру в 2 раза, чтобы можно было рассмотреть все детали, д.б. высокохудожественным и не должен опускаться до голой схемы.
Образцы делятся:
По цели использования – образец для прямого копирования (2 мл гр) и роспись (подг гр). Использование метода зависит от возраста детей и от этапа усвоения изобразительной задачи. Вариативность образцов (ср гр), количество вариантов не более трех. Все изображения сравниваются, находятся сходства и отличия и задание для детей нарисовать любой из трех или придумать свой. Варианты можно убрать, что дает толчок к творчеству. «Динамический образец» - последовательное изображение предмета, особенно хорош в предметном рисовании. Образец может оставаться до конца занятия и применим во всех группах. Неполный или частичный образец – когда образцом является лишь самая сложная часть изображения.
Т.о., образец может использоваться как метод обучения в мл группах и как прием во всех остальных.
Использование тестовых рисунков на занятиях по изобразительной деятельности как метод наглядного обучения дошкольников. Методика использования тестовых рисунков на занятиях по изобразительной деятельности.