Анализа урока учителя

Структура урока

I. Психологическая оценка структура урока

1.Тема, цель и задачи урока.

2.Структура урока и его психологическая целесообразность.

II. Психологическая оценка содержания урока

1.Качество учебного материала: описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности.

2.Активизация различных сторон познавательной деятельности учащихся: образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения.

3.Соответствие урока возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний.

4.Доступность восприятия урока: ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью.

5.Воспитательное воздействие изучаемого материала: моральное, эстетическое, интеллектуальное и т.д.

III. Проявление познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею

1.Организация внимания. Пути организации на всех этапах занятия.

Виды внимания, имевшие место на уроке и форма их проявления у отдельных учеников. Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.

2.Организация восприятия. Что является объектом восприятия учеников (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)?

3.Активизация памяти. Виды памяти, имевшие место на уроке: наглядно-образная непроизвольная, механическая, логическая. Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений использовал учитель.

IV. Активизация мыслительных способностей школьников.

1.Каким путем (индуктивным или дедуктивным) учитель вел учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

2.Вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении данных понятий: раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.п.?

3.Каковы уровни усвоения понятий: проявления учащихся на уроке и ошибки при определении понятий?

4.Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации?

5.В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития: наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответов на вопрос).

6.Обучал ли учитель детей уже готовым методам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их? Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки.

V. Учет учителем индивидуальных особенностей учеников: их способностей, характера, типа темперамента.

1. Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке.

2. каким образом осуществлялся учет индивидуальных особенностей учеников.

VI. Организация учителем обратной связи.

1. На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?

2. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

3. Как восприняли ученики полученные на уроке оценки?

VII. Результаты урока

1. Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом?

2. Что дал урок для общего развития учащегося?

 

Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения

I. Обоснование цели, содержания и формы воспитательного мероприятия

1. Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школь­ников разных возрастных групп.

2. Его форма (классное собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающи­мися людьми и т. д.). Соответствие содержания форме меропри­ятия.

3. Соответствие воспитательного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, ак­тивности и самостоятельности).

4. Мотивировка выбора мероприятия для данного ученического коллектива (указать особенности взаимоотношений между учащимися, уровень воспитанности учащихся, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения: отметить были ли ученики инициативны при организации этой работы).

II. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия

1. На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т. д.)?

2. Как конкретно будет проходить мероприятие, каков его общий “сценарий”?

3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

4. Какие качества личности, умения и навыки потребуются от учащихся для подготовки и проведения мероприятия, какую степень самостоятельности надо им проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание.инициатива и т, д.)?

5. Кого из членов ученического коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий. Какую роль в организации мероприятия они должны играть?

Какими индивидуальными психологическими особенно­стями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе. Решению каких конкретных воспита­тельных задач это будет способствовать (одному—привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить се­бя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать но и подчиняться и т. д.)?

6. Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им самим и чем это обусловлено? Каковы формы его помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, при­сутствие на репетициях, консультации и др.)?

III. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия

1. Насколько организованным было начало работы?

2. Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели данного мероприятия?

В какой мере школьники, участвующие в проведении воспитательного мероприятия, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растерянны, вялы и т. д.)?

4. Все ли учащиеся увлечены ходом мероприятия? В чем про­являлась эмоциональная реакция детей и в какие моменты?

5. Формированию каких моральных, интеллектуальных и эстетических чувствучеников способствовал ход работы?

6. Какова была дисциплина школьников?

7. Какие массовидные явления наблюдались во время проведения мероприятия (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

Общая оценка мероприятия

1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная личностная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении работы снизило или усилило воспитательный эффект но сравнению с ожидаемым?

2. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как справились с заданиями по его подготовки и проведению? Какие качества личности проявили? Оправдалили себя ожидания воспитателя в этом отношении?

3. В чем заключается влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли оно на поведении, дисциплине, отношении детей к учению, на межличностных отношениях в коллективе и т. д. (дать анализ нескольких примеров)?

4. Какие коррективы были внесены в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено - объективными или субъективными причинами? Что было не учтено в обосновании мероприятия при его планировании?

5. Каковы педагогические, психологические, организационные выводы относительно планирования, подготовки и проведения воспитательных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: