Французское просвещение 18 века

Философия 18-го века развивалась прежде всего как философия просвещения. Философские идеи в живой и до­ходчивой форме публиковались в энциклопедиях и периодических изданиях, привлекали внимания людей своей ло­гичностью и доказательностью.

Философия просвещения была подготовлена работами П.Гассенди и П.Бейля. Идеи Просвещения выражали инте­ресы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий фео­дально-крепостнический строй. Основное направление кри­тики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивилизованные порядки крепостничества.

Смысл слова «Просвещение» - свет науки и культуры должен приблизить новый государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение ­течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, оснрвывающиеся на рели­гиозном или политическом авторитете, такими, которые вы­текают из требований человеческого разума и могут выдер­жать критику со стороны каждого индивидуума в отдельно­сти. Это понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Родиной Просвещения в середине 18-го века стала Франция, где классовые противоречия достигли наиболь­шей остроты. Основная теория Просвещения - теория естественного права и общественного договора, которая подго­тавливала грядущую социально-политическую перестройку.

Согласно этой теории каждый участник общества дол­жен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но го­сударство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может вы­полнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть.

Такую революционную теорию проводили самые ради­кальные идеологи Просвещения: Ж.Руссо, Д.Дидро, Гель­веций и П.Гольбах.

Во второй половине 18-го века просветительское дви­жение приобрело широкий демократический размах. Во Франции. появилась целая плеяда передовых мыслителей, ученых и писателей, сплотившихся вокруг издания «Энцик­лопедии», где редакторами были Дидро, Гольбах и Ламерти.

Просветители создали развитую форму материализма, оказавшую сильное влияние на последующее развитие фи­лософской мысли. По мнению Фридриха Энгельса, это была одна из высших ступеней в истории домарксовского мате­риализма.

Социальные идеи французских просветителей вплета­лись в общую систему их философского мировоззрения, в основном материалистического и атеистического. Критика католицизма завершилась критикой религии.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

1) деистическое;

2) атеистическо-материалистическое;

3) утопическо-материалистическое.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода ра­ционализма, в науке развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

В области морали и педагогики Просвещение пропове­довало идеалы гуманности; в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение чело­века от несправедливых уз, равенство всех людей перед за­коном. Последнее представляет собой понятие, разработка

которого является главной заслугой Просвещения.

Однако уже в конце 18 в. Фихте указал на отрицатель­ные стороны Просвещения. В конце 19 в. возвращение к ме­тафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: