Тема 1. Введение.
Раздел 1. Литература 1914-1945 гг.
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Объем дисциплины и виды учетной работы
Объем дисциплины
Форма обучения очная
| Виды учебной работы | Количество часов по специальностям | |
| 050301.65 Русский язык и литература | ||
| №№ семестров | ||
| Аудиторные занятия | ||
| Лекции | ||
| Практические занятия | ||
| Самостоятельная работа | ||
| Всего часов на дисциплину | ||
| Текущий контроль (вид, №№ семестра) | тестирование | тестирование |
| Виды промежуточного контроля | экзамен |
Форма обучения очная
| Названия разделов и тем | Всего | Виды учебных занятий | ||
| Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
| Лекции | Практические | |||
| Раздел 1. Литература 1914-1945гг. | ||||
| 1. Введение. | ||||
| 2. Социалистический реализм. | ||||
| 3. Первая мировая война и революция в литературе. | ||||
| 4. Антифашистское сопротивление и вторая мировая война в литературе. | ||||
| 5. Классический реализм. | ||||
| 6. Потерянное поколение в литературе. | ||||
| 7. Поиск продуктивных путей развития семьи и общества в литературе. | ||||
| 8. Осмысление исторического и духовного опыта поколений в литературе. | ||||
| 9. Модернизм. | ||||
| 10. Поэтика инстинктивной памяти. | ||||
| 11. Поэтика автоматического письма. | ||||
| 12. Поэтика сновидений. | ||||
| 13. Поэтика потока сознания. | ||||
| 14. Поэтика лица и маски. | ||||
| Раздел 2. Литература 1945-2000 гг. | ||||
| 15. Введение. | ||||
| 16. Реализм. | ||||
| 17. Опыт социалистического строительства в литературе. | ||||
| 18. Уроки второй мировой войны в литературе. | ||||
| 19. Ориентиры общества потребления и протест против них в литературе. | ||||
| 20. Итоги и перспективы общественного, духовного развития в литературе. | ||||
| 21. Модернизм. | ||||
| 22. Проблематика и поэтика экзистенциального выбора. | ||||
| 23. Неоавангардизм. | ||||
| 24. Постмодернизм. | ||||
| 25. Поэтика постмодернизма. | ||||
| 26. Мировой литературный процесс. | ||||
| Итого: |
Первая мировая война, ее масштаб и значение. Октябрьская революция в России, подъем революционного движения в мире. Углубление ситуации отчуждения. Поиск традиционной культурой оптимальных путей развития буржуазной и социалистической цивилизаций. Поворот модернистской культуры к природе. Черты нового варварства в культуре ХХ века: примитивизм, мифологизм, синкретизм, иррационализм, релятивизм. Влияние науки, философии на развитие литературы (теория относительности, психоанализ, интуитивизм, экзистенциализм, марксизм). Основные литературные направления: классический реализм, социалистический реализм, модернизм. Противостояние и взаимодействие.
Закономерность возникновения социалистического реализма, его эстетические истоки. Принципы направления: революционный историзм, партийность, народность, воинствующий гуманизм, интернационализм. Специфика революционного искусства в Советской России и на Западе. Возникновение доктрины соцреализма. Нормативизм и утопизм художественных установок, опасность движения к псевдореализму, псевдоромантизму. Политизация искусства, недооценка его эстетической специфики, формы. Преодоление «пролеткультовского» авангардизма, недоверия к классической традиции. Значение работы Л.Арагона «Реализм социалистический и реализм французский». Развитие теории соцреализма в книге Р.Фокса «Роман и народ». Творческие достижения писателей, вдохновленных революционными идеалами.






