double arrow

Тема 7. Поиск продуктивных путей развития семьи и общества в литературе


Тема 5. Классический реализм.

Тема 4. Антифашистское сопротивление и вторая мировая война в литературе.

Тема 3. Первая мировая война и революция в литературе.

А.Барбюс в борьбе за революционное искусство. Программа группы «Кларте». Принципы «социального реализма» в книге о Золя и других работах. Тема «ясности» в творчестве Барбюса. Ситуация пробуждения революционного самосознания масс на войне в романе «Огонь». Новизна подхода к военной теме. М.Горький о романе. Смысл подзаголовка. Коллективный герой и автор. Особенности композиции, жанра, стиля, языка. Поэтика Барбюса и эстетика кино. Общественная активность писателя-гражданина. Барбюс и СССР.

Книга Д.Рида «Десять дней, которые потрясли мир», ее резонанс в США и в СССР. Образ автора-повествователя и его концепция Октябрьской революции как осознанного жизнетворчества масс. Сочетание художественности и публицистичности, документа и вымысла, исторической хроники и символики. Изображение масштабных исторических событий и известных деятелей политики, культуры. Композиция книги.

Революционный пафос поэзии И.Бехера и Б.Брехта, ее главные темы, мотивы, приемы. Движение от экспрессионизма к соцреализму.

Теория «неаристотелевского», эпического театра в работах Б.Брехта ( «Об экспериментальном театре», «Малый органон для театра» ). Нацеленность драматурга на создание искусства, служащего задачам революционного изменения общества, освобождения человека от влияния идеологии фашизма. Противоположность принципов «вживания» и «очуждения». Активизация на основе реалистического правдоподобия условности в пьесе и ее сценическом воплощении. Использование монтажной композиции, эпичности повествования и комментария (зонги и др.), параболичности сюжета, мифологических и литературных параллелей. Вовлечение читателя и зрителя в проблемное поле действия. Антивоенная направленность пьесы «Мамаша Кураж и ее дети». Трагическая вина Анны Фирлинг, ее политическая и духовная слепота как идеолога буржуазного мира. Философская проблематика драмы «Галилео Галилей». Противоречивость характера и позиции героя, парадоксальность решения автором проблемы ответственности ученого за свой выбор. Диалектика добра и зла в пьесе «Добрый человек из Сезуана», использование в ней сказочной фантастики. Театр Брехта «Берлинер ансамбль». Значение открытий Брехта для развития современного театра.

Путь А.Зегерс к революционному искусству. Изображение фашистского режима в романе «Седьмой крест». Исследование психологии и идеологии различных слоев немецкого общества. Раскрытие антифашистского потенциала в массе «маленьких людей» и возможности их превращения в людей настоящих. Образ главного героя, коммуниста, борца, его непростой путь становления. Развитие возможностей романа воспитания. Переосмысление библейской символики. Драматизация романной структуры.




Движение Л.Арагона и П.Элюара от сюрреализма к соцреализму, влияние на их развитие советской литературы. Изображение антифашистского сопротивления в канун и во время войны. Мотив личной и культурно-исторической памяти в стихах Арагона. Тема партийной поэзии. Жанровое и стилевое многообразие творчества, содержательность проявления в нем синтеза искусств. Эволюция П.Элюара от «горизонта одного к горизонту всех». Философская обобщенность поэтического видения и его возрастающая историческая конкретность.

Дальнейший кризис идеалов гуманизма, поиск путей их обновления. Опасность сужения горизонтов художественного видения. Необходимость изображения человека в масштабных связях с природой, семьей, историей и духовной культурой. Углубление диалектики реалистического искусства на разных уровнях его организации. Развитие жанровых возможностей романа (семейный, социальный, исторический, интеллектуальный).

Тема 6. Потерянное поколение в литературе.

Прямое и косвенное изображение в литературе двух мировых войн. Обращение к проблемам судьбы поколения (Ремарк), взаимопонимания отцов и детей (Олдингтон), взаимоотношений полов (Олдингтон, Хемингуэй, Фицджеральд), крушения мечты (Фицджеральд, Хемингуэй). Причины и суть феномена потерянности. Героизм личности, следующей собственному нравственному кодексу в ситуации безвременья. Критика индивидуализма, раскрытие несостоятельности «сепаратного мира». Эволюция героя в творчестве Хемингуэя и других авторов. Парадоксальная диалектика победы и поражения («Старик и море»). Постепенное разрушение и развенчание мифа о потерянности человека, углубление историзма. Поиск конструктивного выхода из кризиса. Культ любви, дружбы, природы. Обращение к теме искусства и усложнение художественной организации произведений. Понятия «века джаза» (Фицджеральд) и «джазового романа» (Олдингтон). «Принцип айсберга» у Хемингуэя. Использование возможностей подтекста. Сочетание эпики и лирики, фактографии и символики. Обращение к опыту модернизма. Эксперименты с пространством и временем. Невозможность преодоления ограниченности кругозора персонажей и автора. Трагическая неразрешимость противоречий.



Расширение границ семейного романа до масштабов социального. Роман Д.Стейнбека «Гроздья гнева» - эпопея о судьбе американских фермеров, выходящая за рамки истории семьи Джоудов. Чередование в композиции «частного» и «общего» планов, сочетание правды факта и вымысла, соединение исторической перспективы изображения с мифологическими и литературными параллелями. Мастерство Стейнбека в раскрытии характеров и обстоятельств.

Сквозной сюжет цикла произведений У.Фолкнера об американском Юге. Фолкнер и «южная школа» в литературе США. Время и вечность в изображении вымышленного округа Йокнапатофы. Исследование противоречий в обществе и в человеческой душе. Многоплановость композиции, сюжета, повествования в романах «Шум и ярость», «Свет в августе». Использование техники потока сознания на основе реалистического видения. Проблема традиций. Фолкнер и Джойс.

Перерастание семейной хроники в эпопею в романах «Семья Тибо» Р.М. дю Гара и «Очарованная душа» Р.Роллана. Объективный и субъективный характер эпического мышления писателей. Преодоление Ролланом прежде присущей ему созерцательности, поиск действенного гуманизма. Продуктивность творческого общения с М.Горьким.

Драматизация структуры семейного романа в творчестве Ф.Мориака. Углубление психологической напряженности и духовной насыщенности исканий героев и автора. Исповедь, метафора, аллегория в структуре романа «Клубок змей». Развитие принципов реализма в работе «Романист и его персонажи». Проблемы веры и католической религии в книге «Жизнь Иисуса».

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: