Методы преподавания литературы
Дидактика и методика преподавания литературы
Литература как учебный предмет в современной средней школе
Многообразие социальных и эстетических функций литературы. Своеобразие литературы как учебного предмета. Задачи изучения литературы. Взаимодействие изучения литературы с опытом освоения других видов искусства.
Педагогическая парадигма. Задачи дидактики как науки. Два основных подхода к обучению. Основные понятия дидактики. Образование и обучение. Тип образования. Образ человека. Законы обучения. Закономерности обучения. Закономерности целей обучения. Закономерности содержания обучения. Закономерности технологий, форм и методов обучения. Закономерности использования средств обучения. Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения. Принципы обучения. Принципы образовательного процесса. Дидактические системы. Содержание образования. Концепции содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Основополагающие принципы обновления содержания общего среднего и высшего образования. Направления обновления содержания образования. Организация процесса обучения литературе в школе и вузе. Формы организации обучения, формы обучения, средства, информационно-справочные средства обучения в школе и вузе. Знания, умения, навыки. Их применение. Условия происхождения знаний. Универсальные способы получения и употребления знаний. Экстенсивные и интенсивные способы обучения. Пути оптимизации процесса обучения.
Исторический очерк. Сущность и определение метода обучения. Метод. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Современные методы обучения. Метод преподавания литературы - его дидактическая основа и предметная специфика. Из истории методики. Классификация методов, предложенная Н.И. Кудряшевым. Роль метода творческого чтения. Классификация методов, предложенная В.Г.Маранцманом. Нормативно-исполнительский инструментарий метода. Метод и виды деятельности учителя и учащихся. Пути активизации преподавания литературы в школе. Пути активизации преподавания литературы в вузе.
Определение понятия. Классификация. Обучение и технология. Метод и технология. Проблемное обучение. Современные образовательные технологии в школе и вузе.
Становление методики преподавания литературы как научной дисциплины. Этапы развития методической мысли. Становление, содержание и основные задачи предмета "Литература" в средних учебных заведениях и вузе с древнейших времен до Х1Х века.
Творческое освоение методических традиций - одно из условий успешного преподавания литературы. Древний Восток Школа в античном мире, средние века, в эпоху Возрождения, Новое время. Первые свидетельства о методике преподавания литературы. Словесные науки в школах Древней Руси. М.В.Ломоносов - зачинатель отечественной методики преподавания словесности. Дидактические и методические идеи М.В.Ломоносова. Преподавание словесности в ХVIII веке. Деятельность Н.И.Новикова. Развитие методической науки в первой половине ХIХ века (А.Ф.Мерзляков, Ф.И.Буслаев, А.Д.Галахов). Методические искания в 60-80 годы Х1Х века (В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, В.П.Скопин, В.П.Острогорский, В.П.Шереметевский, А.И.Незеленов, Л.И.Поливанов). "Поэтика" и "риторика" как основные курсы "старой" школы. Отличие гимназических и университетских курсов литературы предшествующих веков от современных. Методы обучения, предлагаемые методистами ХVIII - ХIХ веков. Споры о преподавании литературы. Формулы обучения. Решение вопроса об изучении новейшей, зарубежной литературы. Виды упражнений, рекомендованные дореволюционными методистами. Логико-стилистический анализ литературного произведения, практиковавшийся в отечественной школе конца ХIХ начала ХХ века. Эволюция способов освоения литературного произведения в дореволюционной школе.