double arrow

Психология и методика преподавания литературы. Восприятие литературного произведения как методическая проблема

Методика преподавания литературы на современном этапе

Методика преподавания литературы в советский период (Н.М.Соколов, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков)

Развитие методической мысли на рубеже Х1Х-ХХ веков (Ц.П.Балталон, А.Д.Алферов, Б.М.Эйхенбаум, В.В.Данилов, М.О.Гершензон)

Содержание и основные задачи предмета "Литература" в ХХ веке. Влияние литературоведческих школ на развитие методики.

Деятельностный подход к преподаванию литературы. Интеграция. Ученик - субъект учения. Знание о самом себе. Формирование компетенций. Личностно-ориентированные элементы образования: личность, содержание, окружающая среда. Практическая направленность преподавания. Ассоциативная технология. Сокращение репродуктивной деятельности. Длительная сосредоточенность на предмете исследования. Психолого-педагогическое пространство. Индивидуальная образовательная траектория. Модульное обучение. Роль информационной функции преподавания. Дискуссии о преподавании литературы.

Содержание и этапы литературного образования в "старой" и современной школе, в вузе

Основные концепции содержания литературного образования. Типы школ, классов. Принципы преподавания литературы в современной школе. Принципы построения школьных программ по литературе. Художественное произведение - творчество писателя - литературный процесс - основа литературного образования школьников. Историко-литературные и теоретико-литературные сведения, элементы литературоведения и литературной критики в школьных программах Место зарубежной и современной отечественной литературы в школьных программах по литературе. Дискуссии о структуре и содержании школьных программ по литературе. Учебно-методические комплексы по литературе. Работа с учебником. Предшествующие историко-литературному курсу этапы обучения. Преемственность в преподавании литературы между дошкольными учреждениями, начальной и средней школой. Отличие современных программ и учебников от гимназических. Предметы "Русская словесность" и "Риторика" в современной школе. Авторские программы. Образование и развитие. Управление и прогнозирование. Учебный план и стандарт по литературе в школе и в вузе. Кабинет литературы.

Урок литературы - урок диалог. Диалоговые основания преподавания литературы. Структура урока. Учебная ситуация урока Целеполагание. Основные вопросы урока. Главный вопрос урока. Слово учителя. Опрос. Домашнее задание Разные стороны читательского восприятия. Сочетание рационального и эмоционального начал в преподавании литературы. Чувственные стратегии освоения литературного материала. Учебная, творческая и исследовательская деятельность учащихся на уроке. Коллективная, групповая, индивидуальная деятельность. Опережающие задания. Формы сотрудничества. Системность урока. Формирование специальных умений. Результаты урока. Урок литературы - урок словесности. Интеграция уроков литературы с уроками русского языка, русской словесности. Типология уроков. Виды уроков литературы. Урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-зачет, урок-салон Взаимосвязь содержания и формы урока литературы. Варианты урока литературы на одну и ту же тему. Варианты уроков в школах разного типа Урок литературы в разных дидактических системах. Анализ урока литературы. Виды анализа урока. Алгоритм написания конспекта урока литературы. Работа над конспектом. Режиссура урока. Планирование работы учителя литературы. Лаборатория ученика. Практические и лабораторные занятия в вузе.

Понимание. Единство эмоционального и рационального в постижении произведений литературы. Развитие психологических качеств личности. Психологический, философско-исторический, литературоведческий, эстетико-искусствоведческий подходы к проблеме восприятия. Соотношение художественного восприятия и художественного творчества. Функциональность восприятия. Субъективность восприятия. Понятие восприятия в психологии и методике преподавания литературы. Определение понятия "восприятие" в методике преподавания литературы. Взаимосвязь восприятия и анализа. История восприятия и история литературы. Обусловленность восприятия. Формирование восприятия. Моделирование восприятия. Изменение восприятия. Создание условий для правильного восприятия. Возрастные, типологические, индивидуальные особенности восприятия. Развитие разных сторон читательского восприятия Активизация разных сторон читательского восприятия. Диагностирование восприятия. Периоды развития читателя-школьника. Сочетание "наивного реализма" с авангардным мышлением. Психологический портрет читателя-школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: