Внеклассной работы по литературе
Основные вопросы организации и методика проведения
Материалы к занятию
Литература
Ход занятия
Развитие письменной речи учащихся на уроках литературы
Развитие устной речи учащихся на уроках литературы
Практическая часть
Семинар
Теоретическая часть
1. Методика работы по развитию устной речи на уроках литературы.
2. Методика работы по развитию письменной речи на уроках литературы.
Разработка фрагмента урока по развитию устной речи учащихся на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Специфика словарной работы (см.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Учебник-хрестоматия для 5-го класса. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Баласс, 2005. – С.212-214)
Аналитическая работа
1. Формирование навыков комплексного анализа урока литературы в процессе работы с готовыми образцами. Используются примеры уроков обучающего сочинения, приведенные в учебнике «Методика преподавания литературы» под ред. О.Ю.Богдановой (с.373-382)
2. Анализ сочинения ученицы 5 класса на тему «Мой любимый детский писатель» (используется раздаточный материал). Проверка, исправление ошибок, написание рецензии, оценивание работы.
Самостоятельная работа
Групповая работа
1. Разработка конспекта урока по развитию письменной речи учащихся на уроках литературы в 6 классе. Совершенствование навыков составления плана, обучение написанию тезисов или развитие навыков конспектирования.
2. Разработать конспект урока (уроков) подготовки к сочинению на литературную тему в 10 классе.
3. Разработать конспект урока анализа сочинений на тему «Что такое «сказка для взрослых» (6 класс, используется раздаточный материал).
1-ая пара
1. Заслушивание ответов на вопросы семинара
2. Разработка фрагментов урока на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
2-ая пара
1. Анализ, корректировка разработанных фрагментов урока
3. Выполнение аналитической работы.
4. Распределение студентов по 3 группам, консультирование.
3-ая пара
1. Групповая работа студентов.
2. Консультирование.
4-ая пара
1. Деловая игра. Проведение уроков развития письменной речи.
2. Анализ уроков, проведенных студентами.
1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст.классах / Р.И.Альбеткова и др. – М.: Просвещение, 1991. – С.126-131
2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы:Учеб для студ.пед.вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С.317-384
3. Методика преподавания литературы. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус.яз. и литература». / Под ред. З.Я.Рез. – М.: Просвещение, 1977. – С. 279-314.
1. Сочинение ученицы 5 класса на тему «Мой любимый детский писатель»
2. Сочинения учеников 6 класса на тему «Что такое «сказка для взрослых» (раздаточный материал)
Практические занятия № 13-14 Планирование работы словесника
Аналитическая работа. 1. Изучить «Примерное планирование уроков литературы в 6-ом классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); 2. Соотнести данное планирование с материалом учебника.
Практическая работа. Составить календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе на четверть: 1 вариант – 1 четверть (раздел «Пролетая над снами»), 2 вариант – 2 четверть (раздел «Сказки для взрослых»), 3 вариант – 3 четверть (разделы «Следы во времени» и «Открывая мир вокруг»), 4 вариант – 4 четверть (раздел «Смеясь сквозь слезы»).
Самостоятельная работа. 1.Подготовить обзор методической литературы по теме «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». 2. Разработать сценарий внеклассного мероприятия по литературе на материале раздела, по которому составлялось календарно-тематическое планирование.
1. Барова Е.С. Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В.Бунеевой. // Серия «Свободный ум», - М.: «Баласс», 1999. – 256 с.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Год после детства. Учебник-хрестоматия для 6-го класса. В 2-хкнигах. – М.: Баласс, 2005. – 240 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
Практические занятия № 15-16 Посещение уроков в школе, анализ посещенных уроков