1. Россия в системе международных экономических отношений.
2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в переходный период.
3. Россия и ВТО: доступ российской продукции на зарубежные рынки. Тенденции развития системы регулирования ВЭД.
1. Россия в системе международных экономических отношений.
Таможенная политика Российской Федерации призвана способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете переговоров о вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
|
|
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.
В монографии были рассмотрены основные вопросы, связанные с таможенной политикой и налоговым регулированием внешнеэкономической деятельности.
2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в переходный период.
Внешнеэкономическая сфера является одной из тех областей экономической жизни нашей страны, которая претерпела наиболее радикальные изменения в ходе рыночных реформ. В России в течение 70 лет существовала государственная монополия на внешнюю торговлю, которая создала административно-распределительную модель внешнеэкономической деятельности. При такой модели давление внешней конкуренции было нейтрализовано автаркической структурой хозяйства. В конечном счете, изоляция предприятий от внешнего рынка привела к неконкурентоспособности на этом рынке производимой ими продукции. Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям, механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991г. На основе этого Указа все хозяйствующие субъекты любых форм собственности впервые получили право на внешнеэкономическую деятельность.
|
|
На первом этапе либерализации ВЭД (конец 1991г. - первое полугодие 1992г.) меры по реформированию этой сферы включали:
снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);
частичную либерализацию валютного курса;
отмену любых ограничений на импорт.
На втором этапе (второе полугодие 1992г.) был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль над вывозом которых охватывал 70% российского экспорта.
На третьем этапе либерализации ВЭД (1993-1995 гг.) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений. Объем осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций снизился в 1993г. до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль в ВЭД перешла к предприятиям всех форм собственности. В 1993 г. вступили в силу важнейшие законодательные акты, регулирующие ВЭД, - Таможенный кодекс и закон «О таможенном тарифе». В 1994 г. продолжался процесс либерализации внешней торговли, были отменены квотирование и лицензирование экспорта. В 1995 г. был отменен институт спец экспортеров по стратегически важным сырьевым товарам, прекратили действовать все льготы, ранее предоставленные отдельным участникам ВЭД.
В 1996 г. завершился заключительный этап либерализации российского экспорта - были отменены вывозные таможенные пошлины на все товары.
Внешнеэкономическую политику (ВЭП) можно понимать как систему целей и приоритетов государства в его внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность - действия предприятий или организаций, направленные на реализацию своей производственной или иной деятельности за пределами национального государства.
Осуществление внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях не только в целом, но и с отдельными странами и их группами, а также выработку методов и средств, которые обеспечивали бы достижение этих целей.
Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для процесса хозяйственной деятельности внутри страны. Эта задача является основной для внешнеэкономической политики большинства государств.
В современной внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют два основных принципа: либерализация и протекционизм.
Либерализация - снижение всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Протекционизм - политика, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Протекционизм и либерализация отражают не только специфику экономической политики тех или иных государств, но и их реакцию на изменения в международном разделении труда, события, происходящие в международных экономических отношениях.
Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную), политика в области привлечения иностранных инвестиций и валютная.
Для формирования эффективной ВЭП необходимо четко определить ее основные направления, которыми сегодня в России являются:
|
|
преобразующая деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под нее подстраивается ВЭП страны, включая ее таможенный режим и режим для иностранных инвестиций;
изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к постоянным как органической части их хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
четкое разделение функций ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также Российской Федерацией и ее субъектами;
ВЭП как составная часть внешней политики Российской Федерации, а потому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке - одна из центральных задач российской внешней политики.
3. Россия и ВТО: доступ российской продукции на зарубежные рынки. Тенденции развития системы регулирования ВЭД.
Особая роль в разработке и формировании механизма нетарифного и тарифного регламентирования в международной торговле принадлежит межправительственным организациям и объединениям государств. К их числу относится Генеральное соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), на базе которого в 1995 г. начала функционировать Всемирная торговая организация (ВТО); Совет таможенного сотрудничества (СТС) — Всемирная таможенная организация; Таможенный союз Европейского экономического сообщества, на долю которого приходится до 40% объема мировой торговли. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).
Среди них главное место всегда занимала ГАТТ, утверждая два основных принципа: свободу торговли и ликвидацию дискриминационных мер в мировой торговле, на основе которых регламентируются такие стороны внешнеторговой политики, как стандартизация и сертификация продукции, лицензирование и контингентирование экспорта и импорта, субсидирование экспорта и т.п.
Наряду с этими принципами признается важность двух условий:
реализация многостороннего торгового договора, остающегося правовой основой для внешней торговли большинства стран, и выработка кодекса правил и норм международной торговли, которые служат базой для формирования национальных механизмов регламентирования внешней торговли. В результате достигнутого единообразия и совместимости этих механизмов факторы, препятствующие развитию международной торговли, сведены к минимуму.
|
|
Исходной посылкой, на которой строилась договорно-правовая система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности фирм и компаний на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
Перечень особо значимых для развития торговли международных документов включает кодексы (свод правил): по таможенной стоимости, по импортным лицензиям, по добросовестной конкуренции, по гармонизации стандартов (ГС). На базе ГАТТ и по ее инициативе в рамках СТС был разработан ряд конвенций, регламентирующих, например, действие таможенно-тарифного механизма, послуживших основой формирования национальных систем таможенного регулирования внешней торговли.
Важнейшим достижением ГАТТ накануне ее трансформации (в декабре 1993 г.) в рамках пакета соглашений о взаимной либерализации торговли явилось провозглашение многостороннего регулирования не только торговли, но и услуг — финансовых, телекоммуникационных и связанных с воздушными перевозками.
Что касается России, то она до сих пор не входит в состав стран-участниц ВТО, число которых достигло 146. Россия получила статус наблюдателя в ГАТТ в середине 1992 г., а официальную заявку на вступление в качестве полноправного участника подала в июне 1993 г. Однако решение до настоящего времени не принято.
Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является СТС, одно из главных направлений которого — создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставить уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка.
В числе других направлений — разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и Других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.
Активное воздействие на мировой рынок нефти, с помощью ограничительной практики через контроль за уровнем ее добычи и цен, а также путем установления экспортных квот для основных стран—экспортеров нефти, оказывает международная организация ОПЕК.
Внешнеэкономический фактор справедливо относят к числу важнейших источников повышения эффективности общественного производства.
Возрастающая интернационализация хозяйственной жизни, расширение масштабов сотрудничества государств во всех сферах составляют одну из главных особенностей современного этапа мирового экономического развития. В основе этих процессов лежат объективные факторы, связанные с развитием международного разделения труда.
Преимущества и выгоды международного разделения труда реализуются через каналы внешней торговли. В свою очередь внешняя торговля неразрывно связана с другими формами международных экономических отношений - такими, как специализация и кооперирование производства, научно-технический обмен, совместная производственная деятельность; все это определяет объемы экспортных и импортных поставок.
Эффективная внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) способна обеспечить выход страны на передовые рубежи мировой экономики. В связи с этим использование возможностей взаимного международного разделения труда является важным направлением деятельности государства в современном периоде. А это зависит от той внешнеэкономической политики, которую проводит государство.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что в себя включает внешнеторговая политика государства?
2. Дайте понятие либерализма и протекционизма во ВЭД?
3. На какой основе строится система ГАТТ?
4. Цели и задачи создания ВТО?