Виды цен и их классификация.
Понятие цены. Система ценообразующих факторов.
Цена является денежным выражением стоимости товара и отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить.
Этапы формирования цены товара:
1.Выявление внешних факторов, влияющих на цены
Ценовая политика зависит от:
-типа рынка
-поставщиков, посредников
- политики государства.
2.Постановка целей ценооб-ния
3.Определение спроса на прод.
4.Оценка издержек на производство продукции
5.Анализ цен конкурентов
6.Выбор метода ценообразования
7.Разработка ценовой стратегии П.
8.Рыночная корректировка цены
9.Страхование цены
По хар-ру обслуж-го оборота6
1) оптовые(по кот-м П. реализует свою продукцию)
2) закупочные (по кот-м реализуется с/х прод. производителями госуд. организациям и др. для переработки)
3) розничные
4) цены на строительную.продукцию:
-сметная (предельные затраты на строительство)
-прейскурантная (усредненная стоимость ед.. типового строит-го объекта)
|
|
-договорная (устанавливается при подписании договора подряда)
5) цены на тарифы и услуги населению
6) тарифы грузового и пассажирского транспорта.
По степени свободы от гос-ва:
1. Фиксируемые (устан-ся гос.органами на ограниченный круг товаров)
2. Регулируемые (складываются под воздействием спроса и предложения, но гос-во может воздействовать н них путем:
- установление пред.ур.цен;
- уст-ние пред.надбавок к фиксируемым прескурантным ценам;
- уст-ние пред. Значений элементов розничной цены;
- уст-ние пред. Разового повышения цены;
- госуд. контроль за монопольными ц.
3. Свободные
По способу фиксации:
1-контрактные
2-трансфертные(при реализации прод. между филиалами или подразделениями)
3-биржевые котировки
4-цены торгов
По степени обоснованности цены:
1.базисные
2.справочные
3.прейскурантные
4.фактические
5.Цена потребления
По времени действия:
1)постоянные (в течение срока поставки)
2)скользящие(длительный срок изгот-ия)
3)сезонные
4) ступенчатые
Структура цены:
Розничная цена |
1. Стратегия высоких цен
исп-ся при высоком ур. текущего спроса и ограниченной конкуренции.
2. Стратегия низких цен
исп-ся при массовых поставках товара на рынок, высокой зависимости спроса от цены и сокращении издержек произ-ва
3. стратегия средних цкен
Яв-ся типичной для большинства.Осн-ся на получении средней нормы прибыли
|
|
4. Стратегия дифференцированных цен (цены на одни товары различны для некоторых рынков и покупателей)
5. Стратегия стабильных цен.
Продажа товаров по неизменным ценам в течение длит-ного периода
6. Стратегия нестабильных цен
Предполагает тесную зависимость цены от колебаний спроса объема продаж, издержек произ-ва
7. Стратегия гибких цен
Ставит цены в зависимость от возможности покупателя торговатьсяили исп-ся пр заключении индивид-х сделок по каждой партии неоднород-х товаров.
8. Стратегия ценового лидерства.
Установления цен в соответствие с ценами фирмы-лидера по данному товару.
9. Стратегия конкурентных цен
Хар-на ответная реакция производителя на снижение цен конкурентов.
10. Стратегия психологических цен
связана с псих-кими особенностями потребителя.