double arrow

Производственная мощность предприятия. Баланс производственных мощностей-- специальный баланс, который посредством системы показателей характеризует динами­ку производственных мощностей в

Баланс производственных мощностей -- специальный баланс, который посредством системы показателей характеризует динами­ку производственных мощностей в зависимости от условий их вос­производства и степени использования прежде всего их активной части. В балансе производственных мощностей приводятся данные о производственных мощностях на начало планового периода и оценивается их увеличение в расчетном периоде. При этом указы­ваются конкретные источники роста этих мощностей: ввод в дей­ствие нового оборудования, модернизация, организационные меро­приятия. В балансе отражается также и уменьшение производственных мощностей за счет выбытия изношенных фондов.

Производственная мощность предприятия определяется как мак­симально возможный объем производства продукции на определен­ном оборудовании в определенном периоде. Максимально возможный годовой (суточный, сменный) объем выпуска продукции (работ, услуг) при заданных номенклатуре и ассортименте на данном оборудовании при уста­новленном режиме работы.

М=Tmax*n/Nt Tmax- макс возм фонд вр n- кол ед оборуд. Nt-норма вр обраб 1го изд.

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса про­изводственных мощностей различают: входную, выходную и средне­годовую производственную мощность.

Входная/выходная производственная мощность предприятия— это мощность на начало/конец соответствующего планового периода. Мвых1введ*n/12 – Mвыб*m/12

Среднегодовая мощность — это мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.

Мс12/2

Баланс производственной мощности может быть выражен следу­ющей формулой:

М21оттп±Мнав

Где М2 — производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность); М1 — то же на начало периода (входная);

Мот прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий; Мтп — прирост мощности за счет расширения, технического пере­вооружения и реконструкции предприятия;

Мна — прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изме­нением номенклатуры и ассортимента продукции; Мв — уменьшение производственной мощности, вызванное выбы­тием основных производственных фондов.

В соответствии с требованиями рыночной экономики, наряду с уже указанными терминами, необходимо ввести также понятия до­стижимой нормальной производственной мощности и номинальной мак­симальной производственной мощности.

Номинальная максимальная производственная мощность — это тех­нически достижимая мощность, которая часто соответствует уста­новленной мощности, гарантируемой поставщиком производствен­ного оборудования. Достижимая нормальная производственная мощ­ность - это мощность, развиваемая при нормальных условиях работы с учетом не только установленного оборудования и техни­ческих условий на предприятии, но и принятой системы управле­ния. Эта мощность должна соответствовать предполагаемой вели­чине продаж предприятия, устанавливаемой исходя из принципов концепции маркетинга. Разница между этими величинами будет со­ответствовать величине дополнительной производственной мощности (резерв производственной мощности).

Резерв определяется с учетом влияния различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на величину но­минальной максимально достижимой производственной мощнос­ти предприятия. К позитивным факторам относятся:

- освоение новой техники;

- техническое перевооружение;

- изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

- изменение состава сырьевых ресурсов;

- снижение трудоемкости продукции;

- проведение организационно-технических мероприятий;

- сокращение времени простоя оборудования;

- снижение потерь от брака;

- уменьшение технологических перерывов;

- сокращение времени на подготовку производства;

- повышение квалификации персонала и рост производительнос­ти труда и т.п.

К негативным факторам отно­сятся:

-освоение новой продукции;

- несопряженность мощностей отдельных подразделений;

- аварии и форс-мажорные обстоятельства и т.п.

Для определения, какие резервы имеются на предприятии, су­ществует коэффициент использования производственной мощности.

Коэффициент использования производственной мощности может быть плановым или фактическим

Ки=Q/Мс

где Q объем производства за период; Мс— средняя мощность за период.

31. Качество продукции: понятие и показатели качества продукции.

Под качеством продукции понимается целостная совокупность ее потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением в фиксированных условиях потребления. Качество – совокупность характеристик объекта, от­носящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Для оценки качества продукции при ее создании, испытании, сертификации, покупке и потреблений используются показатели качества. К ним относятся следующие единичные показатели: 1. Показатели назначения – технико-экономические (про­изводительность, мощность, точность работы и другие, харак­теризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения). 2. Показатели надежности и долговечности. Надежность – это свойство изделия выполнять свои функции, сохра­няя эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодно­стью, сохраняемостью, долговечностью. Долговечность – это свойство изделия длительно (с воз­можным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанав­ливается в зависимости от условий обеспечения безопас­ности и экономической целесообразности. Показатели дол­говечности – технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срок службы. 3. Показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.). 4. Эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность и др.). 5. Эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек – изделие – среда», т.е. характеризуют соответствие изделия антропомет­рическим, физиологическим и психологическим потребно­стям человека. 6. Показатели стандартизации и унификации не харак­теризуют собственно качество изделия. Они показывают сте­пень использования стандартизированных и унифицирован­ных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затра­тах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия. 7. Показатели патентно-правовой защиты отражают сте­пень защищенности патентами основных технических ре­шений изделия. Также не характеризуют качество продук­ции в полном смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия. 8. Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления). Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя. Комплексные показатели используются в различных зве­ньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.

32. Конкурентоспособность продукции. Оценка качества и конкурентоспособности продукции.

Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребления в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на потребление и эксплуатацию данной продукции. Конкурентоспособность товара включает показатели характеризующие условия реализации товара на рынке. При оценке конкурентоспособности продукции важную роль играет анализ нормативных параметров и условий. Оценка качества продукции, ее технического уровня может проводиться на основе сопоставления единичных и групповых показателей качества оцениваемого изделия с соответствующими показателями базового образца.

33. Стандартизация: значение, функции, виды.

Правовой статус определяется законом «О стандартизации» в соответствии с ним это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: 1. безопасности продукции работ и услуг для окружающей среды, жизней, здоровья и имущества; 2. технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; 3. качества продукции работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4. единства измерений; 5. экономии всех видов ресурсов; 6. безопасности хоз. объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др. чрезвычайных ситуаций; 7.обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции выполняет основные функции: 1. экономическая функция реализуется в следующих областях: 1.1 представление в договорах, контрактах достоверной информации о продукции в удобной и понятной форме; 1.2 повышение качества и конкурентоспособности продукции поскольку благодаря стандартизации становится возможным проведение объективной оценки уровня ее качества; 1.3 внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники; 1.4 увеличение серийности и масштабов производства, способствующие увеличению производительности труда и снижение себестоимости продукции; 1.5 взаимозаменяемость и совместимость; 1.6 эффективное управление производство, т.к. стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах. 2.Соц. функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижение на практике такого уровня и параметров указателей продукции которые соответствуют соц. целям общества. 3. Коммуникативная функция обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений условных знаков, символов и т.д. способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания и расширяя обмен информации. Органом государственного управления стандартизацией метрологией и сертификацией является комитет РФ по стандартизации, метрологии сертификации. В зависимости от объекта стандартизации его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований, стандарты могут быть: основополагающие; терминологические; на продукцию и услуги; на процессы; на методы контроля, испытаний, измерений и анализа; на совместимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: