double arrow

Меркантилизм. Классические теории международной торговли и их эволюция

Классические теории международной торговли и их эволюция.

Лекция 6.

Тема 6. Теории международной торговли

Контрольные вопросы

1. Что такое экономическая интеграция? Каковы ее предпосылки и цели?

2. Каковы основные этапы интеграционного процесса, что в них общего и в чем различие?

3. Приведите типологию форм интеграционных объединений.

4. Дайте характеристику общему рынку и экономическому союзу.

5. Объясните сущность регионального характера интеграции.

6. Покажите причины создания различных интеграционных объединений между странами.

7. Назовите необходимые предпосылки образования интеграционных объединений.

8. Рассмотрите механизм создания Европейского Союза (ЕС).

9. Назовите руководящие органы ЕС и покажите механизм их действия.

10. Какие основные проблемы стоят сегодня перед ЕС?

11. Дайте характеристику зонам свободной торговли.

12. Какие ЗСТ вам известны?

13. Что отличает процесс формирования ЗСТ в рамках СНГ?

14. Определите, на каких уровнях интеграции находятся следующие группировки: Содружество Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Североамериканский интеграционный комплекс «НАФТА».

15. Объясните почему создание наднациональных органов регулирования международных отношений между странами на определенном этапе развития интеграционных процессов стало необходимостью.

Основные понятия:

меркантилизм; неомеркантилизм; теория абсолютного преимущества; естественные преимущества; приобретенные преимущества; теория размера страны; теория сравнительных преимуществ; альтернативная цена; теория соотношения факторов производства; парадокс Леонтьева; теория «цикла жизни продукта»; теория технологического разрыва; теория эффекта масштаба; внешний эффект масштаба; внутренний эффект масштаба; теория Линдера; теория конкурентного преимущества нации.

Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков.

К настоящему времени разработаны два основных типа теорий мировой торговли.

Первый тип теорий определяет естественный ход торговли, изучает и объясняет, какая структура торговли действовала бы, если бы торговля между странами была свободной. Теории этого типа ставят вопросы: в каком объеме, какой продукцией, с кем данная страна будет торговать при отсутствии каких бы то ни было ограничений? Это теория абсолютного преимущества и теория относительного преимущества.

Второй тип теорий предписывает государственное вмешательство в свободный поток товаров и услуг между странами с целью изменения объема, состава и направлений торговли. Это такие теории, как меркантилизм, неомеркантилизм, теория зависимости и др.

Впервые попытка определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана в экономическом учении меркантилистов.

Меркантилисты (Томас Мун, Чарльз Давенант, Жан Батист Кольбер, Уильям Петти) придерживались статистического взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатства. Поэтому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой.

Ассоциируя богатство страны с количеством золота и серебра, которыми она располагает, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно:

· поддерживать положительный платежный баланс- вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость;

· регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов;

· запретить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию;

· запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров. Таким образом, колонии превращались исключительно в поставщиков сырья метрополиям

Школа меркантилизма просуществовала в течение 150 лет и внесла свой вклад в теорию международной торговли:

· впервые была подчеркнута значимость внешней торговли для экономического роста стран;

· впервые был описан платежный баланс;

· дала толчок к развитию классической школы в мировой экономике.

Часть терминологии времен меркантилизма сохранилась до настоящего времени. Термин активный торговый баланс, например, все еще используется для указания на то, что страна экспортирует больше, чем импортирует. Пассивный торговый баланс указывает на дефицит торгового баланса. Многие из этих терминов употребляются, по существу, неправильно: например, слово «активный» (благоприятный) подразумевает выгоду, а «пассивный» (неблагоприятный) указывает на убыток. В действительности не обязательно иметь активное сальдо торгового баланса, как и не обязательно убыточен его дефицит.

Если страна имеет активное сальдо, или активный торговый баланс, в течение определенного времени она получает товары и услуги за меньшую стоимость, чем вывозит за свои пределы. В период меркантилизма разница возмещалась за счет перевода золота, а сегодня она компенсируется предоставлением кредита стране с дефицитным платежным балансом. Если кредит не погашается полностью, так называемый активный торговый баланс может фактически оказаться невыгодным для страны с активным сальдо.

Термин неомеркантилизм употребляется по отношению к странам, которые явно пытаются иметь активный торговый баланс для достижения какой-либо социальной или политической цели.

Например, страна может пытаться добиться полной занятости, производя сверх того, что диктует спрос в стране, и вывозя избыток за границу. Или же страна, возможно, старается сохранить политическое влияние в каком-нибудь регионе, поставляя туда больше товаров, чем получает оттуда.

Взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики. Иного взгляда придерживались представители классической школы.

Теория абсолютного преимущества А.Смита

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатстве народов», вышедшей в 1776 г., Адам Смит подверг критике положение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения золотом. Он заявил, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных ее гражданам. Смит разработал теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. На основе этой теории он поставил вопрос: «Зачем граждане страны должны приобретать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низкой цене?»

В соответствии с воззрениями А.Смита:

· правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

· нации, так же, как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

· внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

· экспорт является положительным фактором для экономики страны, т.к. обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

· субсидии на экспорт являются налогом с населения: они ведут к повышению внутренних цен и должны быть отменены.

Смит доказывал, что если торговля не будут ограничиваться, каждая страна начнет специализироваться на производстве той продукции, которая обладает конкурентным преимуществом. Ресурсы каждой страны перетекут в рентабельные отрасли, так как страна не сможет конкурировать в нерентабельных отраслях. Путем специализации страны смогут повысить производительность, так как:

· рабочая сила может стать более квалифицированной при выполнении одних и тех же заданий;

· работники не будут терять время на переключение с одного вида продукции на другой;

· длительные периоды производства однородной продукции обеспечат стимулирование более эффективных методов работы.

Страна сможет использовать избыток своей специализированной продукции для приобретения большего количества импорта, чем могла бы, в противном случае, произвести. Но на производстве какой продукции страна должна специализироваться? Смит считал, что на этот вопрос поможет ответить рынок, но при этом необходимо учитывать преимущества страны, как естественные, так и приобретенные.

Страна может обладать естественным преимуществом в производстве продукции благодаря климатическим условиям или из-за обладания некоторыми природными ресурсами. Например, эффективность производства чая, каучука и кокосовых орехов в Шри- Ланке обусловлена в основном благоприятными климатическими условиями.

Но в современной мировой торговле большая часть оборота состоит из готовых изделий и услуг, а не из полезных ископаемых и сельскохозяйственной продукции. Размещение производства этих товаров связано главным образом с приобретенным преимуществом, обычно обусловленным технологией производства.

Преимущество в технологии производства- это способность изготавливать разнообразную или сложную продукцию. Дания, например, экспортирует столовое серебро не потому, что существуют богатые датские копи, а потому, что датские компании выпускают высококачественные изделия. Преимущество в технологии производства также связано со способностью более эффективно производить однородную продукцию. Так, Япония экспортирует сталь, хотя должна при этом импортировать железо и уголь- два основных компонента производства стали. Основная причина успеха Японии заключается в том, что ее сталелитейные заводы применяют высокоэффективные технологические процессы, экономящие труд и сырьевые материалы.

Таким образом, какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране- экспортере, и ниже, чем в стране- импортере.

Теория абсолютного преимущества не учитывает различий стран по их производственной специализации; однако некоторые недавние исследования, основанные на учете фактора размеры страны, помогают объяснить, в каком объеме и какого типа продукция будет вовлечена в торговлю. Рассмотрим основные положения теории размера страны.

Разнообразие ресурсов. Теория размера страны утверждает, что из-за того, что странам с большей площадью присущи разнообразные климатические условия и природные ресурсы, они в общем ближе к самодостаточности, чем малые страны.

Транспортные расходы. Хотя теория абсолютного преимущества пренебрегает транспортными расходами, последние оказывают разное воздействие на крупные и малые страны. Обычно, чем больше расстояние, тем выше транспортные расходы, средние расстояния для торговли больше в крупных странах, а нормальное максимальное расстояние перевозки конкретного продукта составляет 100 миль, потому, что при превышении этого расстояния цены слишком возрастают. Большая часть производственных и рыночных мощностей в США находится более чем в 100 милях от канадской или мексиканской границы. А в Нидерландах почти все производственные и рыночные мощности расположены в пределах 100 миль от границы. Таким образом, именно транспортные расходы, скорее всего заставляют малые страны участвовать в торговле.

Эффект масштаба производства. Хотя площадь занимаемого пространства является наиболее очевидным способом измерения стран, последние могут также сравниваться по размеру их экономики. Страны с развитой экономикой и высоким доходом на душу населения, скорее всего, будут производить товары, для которых применяются технологии, требующие большей продолжительности выпуска продукции, потому, что эти страны развивают отрасли для обслуживания обширных внутренних рынков. Эти же отрасли стремятся к достижению конкурентоспособности на экспортных рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: