Международный бизнес как область исследований и преподавания вызывает значительные дискуссии. В данном учебном пособии мы исходим из того, что главным действующим субъектом международного бизнеса выступают отдельные фирмы, а государственные и межгосударственные центры власти, вместе с общественными организациями стран, регионов и всего мира, прежде всего, воздействуют на формирование внешней среды международного бизнеса фирм.
В первом приближении международный бизнес можно представить как особую сферу взаимодействия указанных двух типов субъектов:
- отдельных фирм и их альянсов, представляющих различные страны;
- государственные, межгосударственные и общественные организации различных уровней, представляющие разные страны.
Каждый из субъектов преследует свои интересы, однако в системе «международный бизнес» акцент смещен в пользу интереса бизнеса и его главного субъекта- фирмы, компании. Именно этот корпоративный, предпринимательский, управленческий аспекты в принципе отличают предмет исследований и преподавания сферы международного бизнеса от внешней торговли и международных экономических отношений.
|
|
Понятие «международный бизнес» может быть охарактеризовано следующими ключевыми моментами:
А). Международный бизнес(деловая операция), как и внутристрановой бизнес, ориентирован на коммерческий результат, на извлечение прибыли.
Б). Международный бизнес- это, в первую очередь, деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.
В). Деловое взаимодействие фирм в сфере международного бизнеса имеет трансграничный характер, опосредуется кросс-валютными и кросс-культурными взаимоотношениями.
Г). Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод из преимуществ межстрановых деловых операций. Сама эта возможность- ключевой момент в понимании природы и специфики международного бизнеса, международного предпринимательства и международного менеджмента- главный мотив в деятельности субъектов международного бизнеса и предпринимательства.
Д). Способность обнаруживать указанные возможности и извлекать из них выгоды характеризует международную конкурентоспособность фирмы и составляет сущность ее предпринимательского потенциала.
Американский исследователь Р.Робинсон выделил пять этапов в историческом развитии международного бизнеса: коммерческая эра; эра экспансии(промышленного освоения); эра концессий; эра национальных государств; эра глобализации.(Таблица 1)
Этапы исторического развития международного бизнеса. Таблица 1
№ | Период | Этапы | Мотивация | Взаимоотношения «бизнес-власть» |
1500-1850 | Коммерческая эра. | Поиск личной удачи, учреждались национальные монополии, которые обладали поддержкой собственных правительств. | Отстоять суверенитет компании. | |
1850-1914 | Эра промышленного освоения | Процесс инвестирования в отдельные отрасли колоний, полезные для промышленности метрополий | Складываются колониальные империи на фоне бурного развития промышленности в метрополиях | |
1914-1945 | Эра концессий – предоставление местными правительствами концессий западным компаниям. | Защита собственных интересов, протекционизм. | Западные компании –концессионеры выступают в качестве автономных местных правительств. | |
1945-1970 | Национальная эра – развитие рыночной экономики | Превращение новых государств в самостоятельных игроков на внешних рынках товаров и капиталов. Развитие международных рынков капитала. Возникновение мультинациональных корпораций (МНК), для которых НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, охватывающими десятки стран и сотни рынков по всему миру и обеспечивающими им глобальную конкурентоспособность | Политические изменения в Азии, Африке, Латинской Америке: -возрождение национализма; -стратегия «действуй локально»; -противодействие МНК. Поддержка правительством США экспансии своих МНК на перспективные рынки других стран по всему миру | |
1970 – наше время | Глобальная эра – вызвана ужесточением конкуренции. | МНК и ТНК– главные субъекты мультинационального бизнеса. Меняется стратегия – извлечение выгод путем комбинации собственных ключевых компетенций с возможностями ведения бизнеса по всему миру | Противостояние сменилось партнерством и взаимодействием МНК и правительства страны размещения. |
По своей сути историческое развитие международного бизнеса сводится к нескольким моментам:
|
|
Во-первых, выдвижение на роль главных субъектов международного бизнеса фирм, компаний, которые, реализуя свои конкурентные преимущества по всему миру, думают глобально, а действуют локально.
Во-вторых, смещение приоритета от простейших форм ведения международного бизнеса фирмами, основанных на экспорте и импорте товаров к сложным формам ведения бизнеса, основанных на прямых зарубежных инвестициях.
В-третьих, превращение сферы международного бизнеса в сферу конкуренции различных предпринимательских установок, идеологий и культур, воплощаемых в конкурентные преимущества фирм и компаний, действующих на национальных, зарубежных и международных рынках товаров, услуг, труда и капитала.
Указанные тенденции:
- проявляются в истории эволюции основных теорий международной торговли и международного инвестирования
- приводят в конечном итоге к глобализации международного бизнеса.
2. Основные теории международной торговли и международного инвестирования.
Теории международной торговли (Схема 1) ранних периодов истории делали акцент на стране или нации и ее внутренне присущих, естественных или приобретенных характеристиках, которые непосредственно определяли страновую конкурентоспособность. Однако, более поздние теории переключили фокус своего внимания в анализе конкурентоспособности на уровень отрасли, фирмы и продукта, поставив в центр внимания вопросы о том, какие условия внутри страны влияют на международную конкурентоспособность ее фирм, как страны, правительства, отраслевые и иные структуры влияют на указанные условия(Таблиц 2). К числу таких наиболее поздних и влиятельных теорий можно отнести теорию внутренней и внешней экономии масштаба П. Кругмана и теорию конкурентных преимуществ наций (стран) М. Портера.
Согласно П.Кругману, внутренняя экономия масштаба связана с размером отдельной фирмы: большая по размеру фирма имеет меньшие издержки на единицу выпускаемой продукции и потенциально имеет возможность создать несовершенный (монополизированный) рынок своей дифференцированной продукции, как на национальном, так и на международном уровне.
|
|