Государственные и международные стандарты и системы качества

В условиях перехода к рыночной экономике решение пробле­мы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы норматив­но-правовой базы организации и функционирования систем уп­равления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция». Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, кото­рая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, ме­тодики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации - создание системы норма­тивно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народно­го хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также кон­троль за правильностью использования этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стан­дарт может быть разработан на материальные предметы (про­дукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требо­вания различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продук­ции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию ка­чественной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к орга­низации и использованию системы стандартов. Организация ра­боты по стандартизации стала более демократичной, проводит­ся на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит реко­мендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми пред­приятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, та имущества, охраны окружающей среды и т.д.

В настоящее время сформировалась Государственная систе ма стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая реглан ментирует процессы построения, изложения и распространен» I стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять осно­вополагающих стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стам
дартов.

3. ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и ре­гистрации технических условий.

4. ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положе­ния.

5. ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложе­нию, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации вклю­чены следующие положения:

• обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и иму­щества, охрану окружающей среды, обязательные требования
техники безопасности и производственной санитарии;

• обязательные требования по совместимости и взаимозаме­няемости продукции;

• обязательные методы контроля, требований к качеству про­
дукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жиз­
ни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, со­
вместимость и взаимозаменяемость продукции;

• основные потребительские и эксплуатационные свойства
продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортиро­ванию и хранению, а также к утилизации продукции;

• положения, обеспечивающие техническое единство при раз­
работке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и
рациональное использование всех видов ресурсов, термины, оп­ределения и обозначения, метрологические и другие общетехни­
ческие правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стан­дартизации подразделяются на следующие категории:

• государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

• отраслевые стандарты (ОСТ);

• технические условия (ТУ);

• стандарты предприятий и объединений предприятий (со­юзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотрас­
левых, региональных и других объединений) (СТП); стандарты основополагающие;

• стандарты на продукцию, услуги;

• стандарты на процессы;

• стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, ана­лиза.

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходи­мости выработки стандартного подхода к понятию «производ­ство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой ме­тодической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, кото­рые были разработаны на основе советских (Львовской, Сара­товской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:

1. ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты пс
обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и при­
менению».

2. ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения ка­чества при проектировании и (или) разработке, производстве монтаже и обслуживании».

3. ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения ка­чества при производстве и монтаже».

4. ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

5. ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признаны в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между пг изводителями и потребителями продукции.

Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы нх потребителя при строгом соблюдении культуры производства Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия, веиия и др.).

Учитывая прогрессивный характер международных стандар-; И СО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на вне-пш рынок и образовании прямых хозяйственных связей, в на-и стране стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты I прямого использования в виде следующих трех Государствен-х стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО)2-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: