Качество продукции и конкурентоспособность предприятия

Глава 12

12.1. Понятие и показатели качества продукции

Современная рыночная экономика предъявляет принципиаль­но иные требования к качеству выпускаемой продукции. Каче­ство продукции относится к числу важнейших показателей дея­тельности предприятия. Повышение качества продукции в зна­чительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения ин­новаций, рост эффективности производства, экономию всех ви­дов ресурсов, используемых на предприятии.

Следует отметить, что от выпуска высококачественной про­дукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправлен­ной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению I качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Упрам ление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловлв-вающих ее пригодность удовлетворять определенные потребно] сти в соответствии с ее назначением.

Качество может быть только относительным, оно фиксирцУ ется на конкретный период времени и изменяется при появленм более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оцевЛ качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойстве каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечествеш-^е или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандам тах или технических условиях. При этом применяется термя «уровень качества».

Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а рребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изго­няя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области каче-ственная характеристика свойств продукции, составляющих

ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргоно-

мические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия.

Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условии ее применения могут использоваться как все так и

некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени ютказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воз­душных судов безотказность является самым основным показа­телем качества.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособ­ность до разрушения или другого предельного состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важ­ную роль для пищевой продукции.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения вы­сокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологиче­ской подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют на­сыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унифика­ции по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия де­лятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выра­жается через комплекс гигиенических, антропометрических, фи­зиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомо­билем, расположение руля у велосипеда, освещенность, темпера­тура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические показатели характеризуют композиционное со­вершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цве­тов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную за­щиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вред­ных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортиро­ании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует каче­ство продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлет­ворять те потребности, для которых оно предназначено. Но по­мимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупа­тель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соот­ношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:



Показатели

где Q - качество изделия;

С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработа­ла достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: