Упражнение 14
Упражнение 13
Упражнение 12
Упражнение 11
Упражнение 10
Упражнение 9
Упражнение 8
О Объясните кому-либо из своих знакомых структуру и предназначение модели «Русская матрешка».
О Рассмотрите, насколько ориентация на базовые, основные и специальные пресуппозции нейропрограммирования могла бы облегчить вам жизнь.
О Выучите наизусть семь специальных пресуппозиций и объясните их кому-нибудь из своих знакомых.
О Разберите какую-либо вашу проблему по элементам модели «НС —* ЖС».
Договоритесь с любым из своих знакомых о совместной работе, сядьте друг напротив друга, попросите его о чем-либо вам рассказать и начните последовательно (строго по отдельности!) подстраиваться и присоединяться:
- к позе,
- жестам,
- дыханию,
- выражению лица.
О Освоившись с поведенческими аспектами пристройки, вступите в диалог со своим знакомым, по очереди «отзеркаливая» при этом:
- тон,
- высоту голоса,
- скорость речи,
|
|
- ритм высказываний вашего партнера.
О Попросите вашего знакомого отвечать «Да» на любые ваши вопросы. Начните вперемешку задавать как вопросы, на которые ответ «Да» будет истинным (например, «Вы мужчина?»), так и те, на которые этот ответ будет ложью (например, «У вас розовые волосы?»). Откалибруйте (то есть попросту установите) разницу в невербальных характеристиках реакций вашего партнера между ложным и истинным «Да».
Установив эту разницу, попробуйте проверить себя, расспрашивая партнера об условиях и обстоятельствах его жизни (например, «У тебя есть дома чайник со свистком?»), причем на все ваши вопросы он по-прежнему должен ответить «Да». Зафиксируйте все случаи лжи, после чего проверьте, правы ли вы в этом, прямо спросив своего партнера.
О Соберите, согласно предложенной схеме, информацию о какой-либо проблеме (наличествующем и желаемом состоянии) одного из ваших друзей или родственников.
О Попробуйте в диалоге с ним расписать все это по схеме «перехода», строго соблюдая следующую последовательность:
- существующее положение (НС),
- положение после изменения (ЖС),
- область перехода (возможное решение).
Расскажите этому вашему другу или родственнику об используемых в настоящее время моделях психотерапии и спросите:
- с какой из них он хотел бы начать,
- какую — применить для решения своей проблемы.
Попробуйте определить, в какой роли (в каких ролях) из вышеперечисленных вы для него собираетесь выступать. Закончив, обдумайте, а в каких таких ролях вы привычно выступаете для своих знакомых, желающих обсудить с вами свои проблемы. Закончив, сделайте необходимые выводы.
|
|
Составьте с пресловутым своим другом или родственником контракт на изменение.
Вернитесь к тому, что обнаружилось в упражнениях 6 и 7, и проработайте выявленное там по психотехнологии повторного переживания происшествий.
«Сколько ни говори халва, во рту сладко не станет» — глаголет восточная мудрость. Эта сентенция целиком и полностью применима и к области психотерапии, где никакие, пусть даже преисполненные прекраснодушия и мудрости рассуждения не заменят главного: четких алгоритмов осуществления вполне конкретных психотерапевтических интервенций — психотехнологий психотерапии. И хотя сторонники недирективного подхода к оказанию психологической помощи зачастую негодуют по поводу такой вот «проверки алгеброй гармонии», мастерство психотерапевта, во-первых, — во все века и времена — определялось арсеналом и диапазоном используемых методов изменений, и только, во-вторых, — легкостью в их почти перекрестном использовании (как способность мгновенно перейти от одной, оказавшейся неэффективной психотехнологии к другой, более эффективной). Именно поэтому в данной части нашей книги мы и описываем конкретные психотехнологии психотерапии личной истории, причем впервые не ограничиваемся цитированием источников, но приводим собственные алгоритмы работы.
Многолетняя практика показала, что наиболее оптимальной в психотерапии личной истории является последовательность работы, при которой у клиента сначала воссоздается будущее, а уже потом трансформируется прошлое. Причем и в работе с прошедшими психотравмами и критическими инцидентами совершенно необходимым является четкое определение желаемого клиентом результата изменений, а также внешних эффектов от достижения этого самого внутреннего результата. Иначе клиент может как бы соскользнуть в свое безрадостное прошлое и даже «застрять» в нем, что потребует от психотерапевта углубленной, но, что самое любопытное, не всегда нужной и оправданной работы с прошедшим. Однако в дидактических целях (и с учетом того, что работа с прошлым занимает в психотерапии личной истории заметно большее место) мы изменили порядок подачи материала, описав:
• психотехнологии изменения прошлого (в начале) и
• создания будущего (в конце).