На начальном этапе природоохранной деятельности большинство предприятий, при решении вопросов наращивания стратегических преимуществ, рассматривали охрану окружающей среды как периферийную область своих интересов, связанную с необходимостью соблюдения природоохранных требований и несения соответствующих затрат.
Сегодня становится все более очевидным, что систематически реализуемые, продуманные и эффективные меры по охране окружающей среды, ресурсосбережению, снижению экологических предпринимательских рисков находятся в области стратегических интересов предприятия, вполне соответствуя его целям завоевать и поддерживать конкурентные преимущества.
Стратегический экологический менеджмент представляет собой систему методов по выявлению потенциальных преимуществ предприятия в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения, экологической безопасности в конкуренции с другими предприятиями, определению на этой основе долгосрочных целей компании и обеспечению их реализации с помощью определенных мероприятий и инструментов.
|
|
Формирование экологической стратегии предприятия предполагает:
1) концептуальную разработку и принятие решения о миссии предприятия;
2) анализ внешней среды и внутреннего потенциала предприятия;
3) разработку целей и стратегий предприятия, служащих реализации его миссии (рис. 1.1).
На основании анализа внутренней и внешней среды, уточнения миссии (экологической политики) и целей предприятия производится разработка экологической стратегии.
Экологическая стратегия является одним из центральных элементов экологического менеджмента. Она представляет собой связующее звено между экологической политикой и оперативными экологическими программами.
Рис. 1.1. Модель стратегического менеджмента предприятия [7]
Стратегический менеджмент решает задачу обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятия путем укрепления существующего и формирования нового потенциала эффективности (имидж, компетенции, доля рынка и др.).
Основные стратегии предприятий направлены сегодня преимущественно на снижение затрат, повышение качества продукции, и быстроте реагирования на изменение требований рынка. С возрастанием значения для бизнеса экологических и социальных факторов происходит значительное расширение круга традиционных экономических и технических параметров, которые определяют потенциал ее успеха и которые необходимо учитывать при разработке ее стратегии. В области охраны окружающей среды реагирование на указанные выше изменения может происходить путем включения в стратегию предприятия экологической составляющей, либо посредством разработки экологической стратегии как самостоятельного документа. Однако в обоих случаях на предприятии должна быть постоянная оптимизация взаимоотношения между экономикой и экологией, заинтересованными сторонами и обществом в целом.
|
|
В зависимости от степени учета экологических требований экологическая политика и стратегия делится на пассивную и активную. Пассивная экологическая политика и соответствующая ей стратегия ограничиваются выполнением существующих экологических законов, стандартов, нормативов. Активная экологическая политика и стратегия заключаются в том, что природоохранные императивы рассматриваются как шанс изменить продукт, технологию, поднять уровень компетенции персонала и т. д. Процесс управления предприятием в целом организуется таким образом, чтобы рыночные, коммерческие, социальные и природоохранные цели были согласованы. Именно на такой активной основе сегодня строят экологическое управление лидеры зарубежного и российского бизнеса.
В настоящее время важным является вопрос о базисных экологических стратегиях, отвечающих концепции устойчивого развития бизнеса [12]. К их числу относятся [7]:
• стратегия достаточности- добровольное ограничение потребления и соответствующее изменение стиля жизни;
• стратегия чистого производства,обеспечивающая минимизацию негативного воздействия на окружающую среду путем изменения технологии, номенклатуры выпускаемой продукции и применяемого сырья;
• стратегия экоэффективности- существенное увеличение коэффициента использования сырьевых ресурсов и коэффициента полезного действия всех технологических процессов;
• стратегия циркулярности- минимизация отходов и сокращение нагрузки на природу посредством формирования между предприятиями своеобразных индустриальных снабженческих цепей,реализующих кругооборот потоков сырья и отходов, в соответствии с ассимилирующим потенциалом природы;
• стратегия кооперирования - согласованное сокращение отрицательного воздействия на природную среду со стороны целой группы предприятий, кооперирующихся между собой в совместном решении экологических проблем, ресурсосбережении и минимизации отходов.
Данные стратегии обладают существенным потенциалом укрепления конкурентоспособности предприятия. Возможные конкурентные преимущества предприятия, связанные с разработкой и реализацией интегрированной экологической стратегии, представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Конкурентные преимущества интегрированной экологической стратегии [7, 8]
Реализация рассматриваемых стратегий, в свою очередь, связана с ориентацией экономических стратегий предприятий на:
• значительное сокращение потребления природных ресурсов на базе осуществления циркулярности в производственных процессах;
• сокращение энергоемкости производства и продукции и применение экологически чистых видов энергетических ресурсов и топлива;
• использование местных ресурсов, локальных потенциалов региона, создание региональных согласованных систем производства, потребления и переработки отходов, их вторичного использования;
• согласование темпов экономического развития со скоростью эволюции и ассимиляционным потенциалом экологических систем;
• предотвращение загрязнения природной среды;
• минимизацию отходов.
Указанные стратегии отвечают принципам современного экологического менеджмента, а с концептуальной стороны их объединяет идея инноваций устойчивого развития. Именно инновации устойчивого развития и отвечающие им стратегии относясь по своему характеру к радикальным и несут потенциал прорывного эффекта в решении экологических проблем.