Обострение противоречий между великими державами.
Династическим интересам, связывавшим российский
и германский императорские дома, противоречил военный союз с Французской республикой. Правда, российское правительство долго не торопилось его углублять, одновременно сдерживая германские угрозы против мечтавшей о реванше Франции. Отношения с Великобританией обострились из-за Персии, куда одна страна проникала с севера, а другая — с юга. Россия дважды, в 1893 и 1903 гг., отклонила английские предложения о размежевании сфер интересов в Персии.
Россия традиционно поддерживала борьбу балканских народов за независимость против Турецкой империи с одной и Австро-Венгрии - с другой стороны. Однако отсутствие последовательности и твердости в русской политике на Балканах привели к тому, что Австро-Венгрия и Германия последовательно теснили позиции России на Балканах и Ближнем Востоке. Неоднократно предъявляемые к Турции требования выполнить свои обещания о проведении реформ в подвластных ей провинциях с христианским (армянским и славянским) населением не были поддержаны другими державами и ничем не подкреплены. Отношения с Турцией оставались напряженными также и из-за российского устремления к Черноморским проливам и Турецкой Армении.
Вытесняемая из европейской и ближневосточной политики, Россия все больше разворачивалась к Дальнему Востоку, что отвечало интересам Германии. «Кузен Вилли» толкал «милого Никки» к Тихому океану, чтобы свободнее было хозяйничать в Западной Европе и на Ближнем Востоке. Это устраивало Англию и Австро-Венгрию, но не Францию, нуждавшуюся в России.
Проникновение России в Китай. Освоение русскими Дальнего Востока усилилось с доведением Великого Сибирского пути до Забайкалья. Как вести его дальше? Земли по Амуру и Уссури еще не были заселены и освоены, более коротким был прямой путь на Владивосток через густонаселенный Северо-Восток Китая. В 1896 г. Россия добилась от Китая концессии на постройку Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с исключительным правом хозяйствования в полосе ее отчуждения и даже на военизированную охрану из русских солдат. В Маньчжурию хлынул русский капитал, придворные круги мечтали о создании там «Желтороссии».
Зарождение конфликта с Японией. Западные державы получили от Китая порты на Тихоокеанском побережье, Япония захватила о. Формоза (Тайвань), Пескадорские острова и полуостров Ляодун, но под нажимом России отказалась от последнего. Россия же добилась от Китая аренды Ляодуна, где построила военную базу Порт-Артур и торговый порт Дальний, соединив их железной дорогой с КВЖД. В ходе подавления восстания Ихецюань (названного в Европе «Боксерским») в 1899—1901 гг. войска 8 держав заняли Пекин и разграбили его дворцы. Россия оккупировала Маньчжурию и проникла в Корею, где дельцы, связанные с царским двором («безобразовская клика») получили лесную концессию на пограничной реке Ялу и ряд др. концессий. Здесь интересы России столкнулась с интересами Японии.
Планы сторон. Обе стороны хотели войны. Министр внутренних дел В.К. Плеве говорил о необходимости «маленькой победоносной войны» для ослабления растущего революционного движения. Однако дипломатической поддержки в будущем столкновении Россия себе не обеспечила, Япония же накануне заключила договор с Англией.
Морские силы России на Дальнем Востоке и Японии были примерно равны, по сухопутным японцы превосходили русских почти в 4 раза. Не имея стратегических резервов, японцы планировали одним ударом добиться господства на море, высадить десант и быстро наступать сухопутными силами из Кореи. Россия, чьи огромные резервы располагались в глубине страны, рассчитывала продержаться до их подхода 7 месяцев.
Начало войны. Ночью 26 января 1904 г. японский флот без объявления войны атаковал Тихоокеанскую эскадру русских, стоявшую без охранения на внешнем рейде Порт-Артура и повредил новейшие броненосцы. Одновременно в бухте Чемульпо (ныне Инчхон) в Корее были атакованы крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец». Они находились там для обслуживания русской миссии в Корее. Получив ультиматум командира японской эскадры о сдаче, командир «Варяга» капитан 1 ранга В.Ф.Руднев обратился к командирам иностранных военных судов, стоявших рядом в гавани, с просьбой о помощи, но не получил ее. Чтобы не допустить боя в мирном порту, «Варягу» пришлось покинуть его и вступить в бой с 6 японскими крейсерами и 8 миноносцами. Получив тяжелые повреждения, крейсер был потоплен командой, канонерка «Кореец» была взорвана своими.
Поражения в Маньчжурии. Ослабленная русская эскадра укрылась вовнутренней гавани Порт-Артура. Сухопутные силы японцев в апреле разбили русских в приграничном сражении на р. Ялу, оттеснив главные силы русских в Маньчжурии к северу, а это означало, что Порт-Артур остался без защиты. Назначенный в конце февраля командующим Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О.Макаров начал активные действия против японского флота, но в конце марта погиб при взрыве флагманского броненосца «Петропавловск» от японской мины. Вместе с ним утонул известный художник-баталист В.В.Верещагин. Новое командование снова поспешило спрятать эскадру на внутреннем рейде.
Не встретившие сопротивления японцы высадили десант на Ляодунском полуострове и 13(26) мая блокировали Порт-Артур с суши. Не имея перевеса в живой силе, они действовали крайне активно и быстро перебросили войска на север, используя господство на море и захваченную железную дорогу.
Назначенный главнокомандующим военный министр А.Н.Куропаткин не сумел использовать имевшиеся у него шансы на победу и в решающий момент сражения под Ляояном в августе 1904 г. отступил, оставив гарнизон Порт-Артура без надежды на спасение. Получив подкрепление, русская армия пыталась перейти в контрнаступление. 12-дневное сражение на р. Шахэ в октябре 1904 г. кончилось безрезультатно, и противники перешли к обороне, что было выгодно только японцам.
Капитуляция Порт-Артура. Сжимая кольцо осады, японцы заняли господствующие высоты над городом и портом высоты и стали расстреливать стоявшие в бездействии суда. Две попытки прорваться во Владивосток успеха не принесли, и царские адмиралы сами затопили боевые корабли. В боях погиб начальник обороны сухопутного фронта крепости Порт-Артур талантливый военный инженер генерал Р.И.Кондратенко. Им впервые были использованы ручные гранаты, минометы, электрические проволочные заграждения — все то, что потом широко применялось в годы Первой мировой войны. 20 декабря 1904 г. (2 января 1905 г.) Порт-Артур капитулировал, его гарнизон и команды судов попали в плен. Офицеров японцы предлагали отпустить, если те принимали обязательство не участвовать более в войне. Но лишь немногие выбрали этот позорный путь. В их числе был начальник Квантунского укрепленного района генерал-адъютант А.М.Стессель. После войны его судили и признали виновным в сдаче крепости.
Цусима. В феврале 1905 г. русские сухопутные силы были
вновь разбиты под Мукденом. Тем временем корабли 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр, собранных под командой вице-адмирала З.П.Рожественского, совершали тяжелый переход из Балтийского моря вокруг Европы, Африки и Азии в обход принадлежавшего Великобритании Суэцкого канала через Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Они не смогли останавливаться в многочисленных портах союзной с Японией Великобритании, грузились в неприспособленных пунктах побережья и везли с собой огромные запасы угля и воды. После потопления 1-й Тихоокеанской эскадры поход потерял смысл, но тем не менее продолжался. В день коронации Николая II — 14 (27) мая 1905 г. японцы обнаружили русский флот в Цусимском проливе и начали его незаметное преследование в тумане. Обнаружив противника, Рожественский сначала построил свои эскадры в две колонны, потом начал перестраивать их в одну, потеряв таким образом время. Используя преимущество в скорости, японский флот окружал голову русской колонны. Менее чем через час флагманский броненосец русских «Князь Суворов» был поврежден, вице-адмирал Рожественский ранен, и флот потерял управление. На следующий день с опозданием принявший командование контр-адмирал Н.И.Небо-гатов вынужден был сдаться. Были потоплены 4 русских броненосца, броненосец береговой обороны, 3 крейсера и эсминец. 3 эсминца были затоплены своими экипажами. Во Владивосток прорвались 2 крейсера (один сел на мель и был взорван командой) и 2 эсминца. 3 крейсера и эсминец ушли в нейтральные порты, где были интернированы. Японские суда получили лишь повреждения, но были на плаву.
Россия осталась без военного флота. Военным судом Рожественский был оправдан, как получивший ранение и лишенный поэтому возможности командовать флотом.
Портсмутский мир. Не желая дальнейшего усиления Японии, американское правительство в апреле предложило свое посредничество в мирных переговорах. Япония, чьи силы были на исходе, согласилась сразу, Россия — только после разгрома у Цусимы. Переговоры в г. Портсмут (американский штат Нью-Хемпшир), благодаря дипломатическому искусству главы русской делегации председателя комитета министров С.Ю.Витте, сумевшему мобилизовать мировую прессу, закончились подписанием 23 августа (5 сентября) 1905 г. Портсмутского мира. По нему Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура, Дальнего и ведущую к ним железную дорогу, южную половину острова Сахалин, признала права Японии в Корее. Обе стороны обязались вывести войска из Китая, не нарушать суверенитета Кореи. Россия дала Японии рыболовную концессию в своих территориальных водах, а Япония обязалась не мешать судоходству в проливах у Южного Сахалина, не возводить на острове укреплений. Последствия Портсмутского мира были ликвидированы только в сентябре 1945 г. в результате капитуляции Японии, однако советское правительство, отказавшись подписать Сан-францисский мирный договор 1951 г. не закрепило это в соответствии с международным правом что и породило сушествуюшие сейчас территориториальные притязания Японии к России по поводу Южных Курил.
Политика Николая И, уже дискредитированная на Балканах и Ближнем Востоке потерпела на Дальнем Востоке оглушительный провал. Престиж правительства упал до низшей отметки и внутри страны, и на международной арене. Ему приходилось вступать на путь внутренних реформ и искать выход из дипломатической изоляции.