В. Федеральные законы и кодексы как источник предпринимательского права

Федеральные законы развивают и конкретизируют конституционные нормы, относящиеся к регулированию предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Прежде всего, федеральными законами определяются основы российской экономики, формулируются общие условия, в которых предприниматели осуществляют свою деятельность.

Отдельно необходимо выделить кодифицированные акты: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

Иные Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (изм.от 23.12.2010);

б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (изм. 29.12.2010);

в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (изм. от 28.09.2010);

г) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ ред. от 28.12.2010 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля» (изм.от 28.12.2010)

2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

а) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) "О защите конкуренции"

б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (изм.от 27.07.2010);

в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (изм.4.10.2010);

3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (изм.28.12.2010);

б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (изм.28.12.2010);

в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (изм.19.07.2009);

г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (изм. 2.07.2010) и др.

4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (изм. от 8.05.2010);

б) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (изм. от 28.12.2010);

в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (изм. от 27.07.2010);

г) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (изм. от 28.09.2010) и т. д.

Г. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента РФ принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 30.12.2000) "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена", Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (ред. от 20.03.2008, с изм. от 16.10.2010) "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"

Д. Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти являются подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, распоряжениями и указами Президента Российской Федерации. На регулирование предпринимательской деятельности направлено, в частности, Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 10.12.2010) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".

Е. Ведомственные НПА. Приказ Минфина РФ N 72н, Росалкогольмонополии N 117, Госналогслужбы РФ N КВ-3-03/195 от 09.10.1997 (с изм. от 17.04.1998) "О лицензионных сборах за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.1997 N 1430).

Ж. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации нормативных актов, относящихся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве"

З. Корпоративные нормативные акты. Корпоративные (или так называемые локальные) нормативные акты в качестве источника предпринимательского права представляют собой акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней управленческой деятельности этих предприятий.

Это стандарты предприятий; положения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции о порядке взаимодействия структурных частей организации в процессе хозяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия и пр.

И. Обычаи как источник предпринимательского права. В систему источников предпринимательского права входят и обычаи. Для появления обычая необходимо, чтобы сложившееся, широко распространенное и не предусмотренное законодательством правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства и иной деятельности. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Велико значение правового обычая для восполнения пробелов в законодательстве, при отсутствии законодательной нормы, регулирующей конкретное общественное отношение. Обычай делового оборота применяется и тогда, когда не только отсутствует норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором.

Обычаи широко распространены при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок (См., например: ст. 134—135 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Для формирования законодательства, относящегося к предпринимательской деятельности, очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации, и прежде всего Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судебная, в том числе арбитражная, практика.

Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками предпринимательского права России, поскольку не содержат норм права. Однако судебная практика играет важную роль для развития системы источников предпринимательского права, так как способствует и формированию единого правопонимания у субъектов предпринимательской деятельности и государственных правоприменительных органов, и созданию единой модели правоприменения. Важное значение имеют решения Верховного Суда Российской Федерации, когда он реализует свои полномочия по проверке соответствия актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам.

Акты предпринимательского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо. Такая возможность установлена, например, исключительно в отношении федеральных гражданских законов и лишь в порядке исключения (ст. 4 ГК РФ).

На практике не всегда предпринимательское отношение получает должное правовое регулирование в виде нормы того или иного законодательного акта; иногда не существует и обычая делового оборота, который можно было бы применить в конкретном случае. Такие пробелы предпринимательского законодательства восполняются путем применения: закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона); общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: