Предмет, метод и принципы предпринимательского права

Предпринимательское право как отрасль российского права - совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые подразделяются на.

1) горизонтальные - отношения «предприниматель - предприниматель»;

2) вертикальные - отношения «предприниматель - орган управления».

при регулировании хозяйственно-правовых отношений используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) обязательные предписания применяются, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне предписания, обязательные для выполнения.

С их помощью императивные нормы права устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательских правоотношений. Метод обязательных предписаний характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, например, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательства, нормы налогового законодательства и т. д.;

2) рекомендации. В этом случае одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности;

3) согласования. При этом субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение по согласованию с другим его участником;

4) запреты ограничивают определенные действия хозяйствующих субъектов, например, в Законе РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены запреты на недопущение действий, причиняющих вред окружающей среде;

5) автономные решения заключается в том, что правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности) устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними.

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Принципы предпринимательского права основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы предпринимательского права.

Основные принципы:

1) свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

2) юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

4) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности - основной стимул, главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль - разница между полученным доходом и произведенными расходами;

5) государственное регулирование предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;

6) законность в предпринимательской деятельности - основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

7) единое экономическое пространство. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

3. Источники предпринимательского права

Источники предпринимательского права - нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность:

1) Конституция РФ - основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую сипу, прямое действие и применяется на всей территории РФ;

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) законы - нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами

Виды законов:

А) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

Б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

В) законы субъектов Российской Федерации нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г.«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

4) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

5) акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

6) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

7) обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

4. Конституционные основы предпринимательской деятельности

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые: формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти конституционные нормы: выражают определенные концепции правового регулирования; закрепляют конституционные принципы; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

В структуру Конституции РФ входят также нормы, устанавливающие экономический публичный порядок: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод (ст. 55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в сфере правового регулирования предпринимательства.

Конституционные принципы рыночной экономики можно классифицировать следующим образом.

1. Конституционные принципы, являющиеся проявлением общих принципов права: а) справедливости; б) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав; в) юридической безопасности; г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами.

2. Общие конституционные принципы рыночной экономики: а) правового государства; б) демократии; в) разделения властей; г) равенства перед законом и судом; д) социальной рыночной экономики.

3. Специальные конституционные принципы рыночной экономики: а) общедозволительности; б) свободы экономической деятельности; в) единства экономического пространства; г) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; стабильности гражданского оборота; юридической безопасности предпринимателей; д) признания и защиты равным образом разных форм собственности; е) неприкосновенности частной собственности; ж) поддержки конкуренции.

На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается ряд норм гл. 2 Конституции РФ, закрепляющих права: 1) выбирать род деятельности или профессию (т. е. род занятий) – свобода быть либо наймодателем-предпринимате-лем, либо наемным работником (ст. 37 Конституции РФ); 2) свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27); 3) на объединение для совместной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); 4) иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст. 34 и 35) и свобода рынка земли (ч. 2 ст. 36); 5) на свободу договора (ч. 2 ст. 35); 6) на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34); 7) заниматься любой предпринимательской деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Конституционные нормы охраняют не только частные интересы, но и общественные (публичные). Этим продиктована необходимость включения в Конституцию РФ положений, определяющих границы (пределы) основных экономических прав.

5. Понятие, виды субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права - носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

1) регистрация в установленном законом порядке;

2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

3) самостоятельная имущественная ответственность.

Необходимо различать понятия «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательской деятельности».

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т. д. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские (хозяйственные) правоотношения. Субъекты предпринимательской деятельности всегда конкретны и наделены обязанностями и правами в сфере хозяйствования.

Субъект предпринимательской деятельности - лицо, деятельность которого направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Субъекты предпринимательской деятельности - члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы в целях получения прибыли.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица:

А) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ);

Б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием:

- иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

- лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом,

2) по признаку происхождения собственности:

А) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,

Б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

3) по экономическим показателям:

А) малые;

Б) средние;

В) крупные,

4) по признаку основной деятельности в сферах:

А) промышленности;

Б) сельского хозяйства;

В) транспорта;

Г) торговли.

Иные субъекты предпринимательства:

1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций,

2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица).

Субъекты предпринимательства:

1) товарные и фондовые биржи;

2) инвестиционные фонды;

3) негосударственные пенсионные фонды,

4) хедж-фонды;

5) саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей;

6) органы власти и местного самоуправления.

+++++

Субъекты предпринимательского права:

1) физические лица,

2) юридические лица;

3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия, поскольку этот вид занятий требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего, необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.

В качестве индивидуального предпринимателя выступает дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли. Граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1 организационное единство;

2) государственная регистрация в установленном законом порядке;

3) наличие обособленного имущества;

4) способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права, выполнять юридические обязанности;

5) способность от своего имени выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (товарищество на вере, закрытое акционерное общество и т. п.). Наименования некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое в случае регистрации в установленном порядке принадлежит юридическому лицу на исключительном праве его использования. Государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права. На равных началах с гражданскими и юридическими лицами в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

6. Легитимация предпринимательской деятельности

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

1. Легитимация предпринимательства - это. правовой процесс поэтапного включения хозяйствующих субъектов в отношения экономического оборота. Легитимация предпринимательства реализует интегратив-ную функцию права посредством институционализации норм и ценностных предпосылок предпринимательства, подтверждающей легализации и судебного контроля споров по поводу причиненного ущерба.

2. Следует различать два типа легитимации предпринимательства -частную и частно-публичную. Частная легитимация предпринимательства обосновывается идеологией невмешательства государства в рыночную экономику и строится на принципах свободы частного предпринимательства, правового равенства участников экономического оборота и судебной защиты прав и юридических интересов. Идеология частно-публичной легитимации предпринимательства содержит идею правового вмешательства государства в рыночную экономику. Частно-публичная легитимация основывается на принципах равенства различных форм собственности; свободы предпринимательства, ограниченной трудовым правом, антимонопольным законодательством и запретом недобросовестной конкуренции; равенства участников экономического оборота, гарантированного защитой их прав и юридических интересов в коммерческом и трудовом арбитраже.

3. Процесс легитимации предпринимательства включает институ ционализацию правового положения предпринимателей, закрепленную в понятиях правосубъективности, правовом статусе, реализуемом посредством правоспособности и компетенции. Противоречивость институциона лизации правового статуса индивидуального предпринимателя связана с отсутствием четкого разграничения прав и ответственности граждан предпринимателей и граждан - обычных субъектов гражданского права. Неопределенность институционализации правового статуса коммерческой организации вызвана противоречивостью правового оформления понятий юридического лица. Устранение данных противоречий возможно посредством уточнения понятий правоспособности и дееспособности предпринимателей как их правовозможности, а также юридического лица, характеризующегося видовыми, а не родовыми отличиями от других организаций.

4. Следующим этапом процесса легитимации предпринимательства является легализация правового статуса субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемая через механизмы государственной регистрации. Противоречивость легализации правового статуса субъектов предпринимательской деятельности возникает в результате раздвоения процесса формирования правосубъектности коммерческих организаций - регистрация субъектов хозяйствования, осуществляемая соответствующими административными органами, обособлена от ведения по ним Государственного реестра Госналогслужбой РФ. Для устранения данного противоречия необходимо, чтобы легализация статуса субъектов предпринимательской деятельности имела двухстадийный порядок.

5. Результативность легитимации предпринимательства - это легитимный порядок, в котором защиту нарушенных прав и интересов осуществляет судебный контроль. Эффективность правового регулирования экономических споров арбитражным судом в сфере предпринимательской

деятельности обусловлена необходимостью расширения компетенции арбитражных судов, адекватным уголовно-правовым обеспечением уклонения субъектов предпринимательской деятельности от погашения кредиторской задолженности, правовой регламентацией судебного контроля над действиями судебного пристава-исполнителя.

6. Необходимым компонентом легитимации предпринимательства являются досудебные и судебные альтернативные формы защиты прав и интересов предпринимателей, которые имеют общие черты: добровольность, альтернативность порядка и средств, гибкость процедуры, основанной на принципе арбитрирования. Для упорядочения сложившихся на практике переговорных процедур урегулирования споров и разногласий российскими предпринимателями представляется возможной разработка Типовых положений, регламентирующих их проведение. Развитие правовой основы альтернативных форм защиты прав и интересов предпринимательства должна сопровождаться деятельностью юристов-практиков, ориентированной не на неизбежность судебной тяжбы, а на возможность достижения соглашения.

7. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Функции государственного управления:

1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);

3) подбор и расстановка кадров;

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.

За соблюдением предпринимателями правил предпринимательской деятельности осуществляется контроль, который представляет собой проведение проверки выполнения предпринимателем при осуществлении в своей деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам.

При осуществлении мероприятий по контролю должностные лица органов контроля осуществляют необходимые исследования, экспертизы, оформляют проверки и принимают меры по результатам мероприятий.

Контроль за соблюдением правил предпринимательской деятельности является одним из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Видами контроля являются:

1) в зависимости от объема проверяемой деятельности:

А) общий контроль;

Б) специальный контроль;

2) в зависимости от стадии контроля и цели проверки:

А) предварительный;

Б) текущий;

В) последующий;

3) в зависимости от того, кем осуществляется контроль, и характера полномочий контролирующих органов различают контроль:

А) Президента РФ;

Б) органов законодательной (представительной) власти;

В) органов исполнительной власти;

Г) органов судебной власти;

4) налоговый;

5) валютный;

6) бюджетный;

7) банковский и страховой надзор;

8) транспортный;

9) государственный, осуществляемый администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;

10) государственный, осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

11) таможенный;

12) иммиграционный;

13) лицензионный,

14) безопасности при использовании атомной энергии;

15) за обеспечением защиты государственной тайны;

16) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Государственной границы РФ;

17) объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;

18) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;

19) государственный метрологический.

При проведении контроля устанавливаются:

1) порядок проведения мероприятий по контролю;

2) права предпринимателей, меры по защите их прав и законных интересов;

3) обязанности органов контроля и их должностных лиц при осуществлении контроля.

Разновидностью контроля является надзор (общий и административный), отличие которого от контроля состоит в том, что:

1) надзор применяется в отношении организационно неподчиненных объектов, а контроль в отношении организационно подчиненных и иногда в отношении неподчиненных объектов;

2) при контроле применяются меры дисциплинарного воздействия, а при административном надзоре меры административного воздействия;

3) органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил.

8. Лицензирование предпринимательской деятельности

Лицензирование - это комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Лицензирование, с одной стороны, обеспечивает защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служит препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя получение лицензии. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензированию подлежат такие виды деятельности, как: разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники; разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой; переработка нефти, газа и продуктов их переработки; фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; космическая деятельность; медицинская деятельность и др. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют федеральные министерства или федеральные агентства по решению Правительства РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление и возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий (в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии); ведение реестра лицензий; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере трехсот и ста рублей соответственно. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Однако срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

9. Саморегулирование в предпринимательской деятельности

В России предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как саморегулирование. Основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности. Эта деятельность заключается в разработке и установлении стандартов и правил, а также контроль за их соблюдением.
Субъекты предпринимательской деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:
СРО создается в форме некоммерческой организации;

  • объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
  • обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.

По общему правилу СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями:
создание системы личного и (или) коллективного страхования;

  • формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.
Законом определены органы управления СРО:
- общее собрание членов СРО;

  • постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;
  • исполнительный орган СРО.
    В законе подробно расписана компетенция каждого органа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: