Понятие и виды источников российского предпринимательского права
Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте понятие российского предпринимательского права.
2. Почему российское предпринимательское право называют комплексной отраслью права?
3. Как российское предпринимательское право соотносится с другими отраслями права?
4. Какие общественные отношения составляют предмет российского предпринимательского права?
5. Сформулируйте понятие и основные признаки предпринимательской деятельности.
6. На каких принципах основывается российское предпринимательское право?
Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.
Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.[2]
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
2) обычай делового оборота;
3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.[3]
Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
1. Конституция РФ, которая:
1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
• В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ):
• В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
• Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
• Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
• Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.
3) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).
2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.
3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.
4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.
4. Подзаконные акты:
1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);
5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.