Установление советской власти в Бел(1917-1920)

Причины кризиса и разделы Речи Посполитой

III. Необходимо отметить, что Речь Посполитая находилась в крайне сложных внешних обстоятельствах. На ее территорию постоянно нападали воинственные соседи:

· с севера – шведы,

· с востока – Московское государство,

· с запада – Пруссия.

В 1648-1651 гг. а Беларуси и Украине шла антифеодальная война, которая развернулась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б.Хмельницкого на Украине. В освободительной войне украинского народа Б.Хмельницкий и его казацкая старшина, стремясь создать собственное государство, имело планы включения в него земель юго-восточной Беларуси – Поднепровья и Полесья.

Летом 1648 г. юг и восток Беларуси был охвачен борьбой казацко-крестьянских отрядов против шляхты, купцов, магнатов и католического духовенства. Казацкие отряды имели в своем составе много белорусов, в первую очередь, выходцев из беднейшего крестьянства и мещанства. Из-за полонизации верхов феодального общества это освободительное антишляхетское движение на Беларуси (как и на Украине) имело явную антипольскую направленность.

К осени 1648 г. в руках повстанцев оказались города Туров, Пинск, Мозырь, Брагин, Лоев, Гомель, Бобруйск и др. Крупную кампанию с начала 1649 г. на юге Беларуси возглавил польский гетман ВКЛ Януш Радзивилл. Имея 10-тысячное войско, он овладел Туровом, Мозырем, Бобруйском и Речицей, жестоко расправляясь с участниками обороны этих городов.

С 1700-1721 г. Беларусь – арена Северной войны. Итог – с середины XVII по середину XVIII вв. ВКЛ пережило мощнейший демографический кризис: население сократилось в 2 раза (примерно с 2,8 – 3 млн. до 1,4 млн. человек). После Северной войны увеличилось влияние России, она неоднократно вмешивалась во внутренние дела Речи Посполитой.

Король потерял влияние на шляхту (принцип «либерум вето»), она ему не подчинялась. На престол приглашают иностранцев, они не будут иметь опоры в стране. Шляхта начинает создавать «конфедерации» (военно-религиозные союзы) для защиты своих интересов. Правящие классы разделены по религиозному признаку. Шляхта, кроме того, разделилась на:

· придерживавшихся укрепления государственной власти, развития буржуазных отношений,

· тех кто хотел сохранить шляхетские вольности, власть над крестьянами.

Король все чаще ищет помощи в соседних государствах, которые не против вмешаться в дела Речи Посполитой. Пруссия, Австрия, Россия поставили вопрос об уменьшении размеров Речи Посполитой, которая не в силах навести порядок на своих землях. В 1772 г. состоялся I раздел Речи Посполитой. Польский народ встал на оборону своего государства, тем более что в Речи Посполитой широкое распространение получили идеи Французской революции. Сейм вынужден был 3 мая 1791 г. принять Конституцию Речи Посполитой, по которой:

1. отменялось право «либерум вето»;

2. выборность королей;

3. крепостное право превращалось в «договорные» отношения (договор межд помещиком и крестьянином гарантировался государством;

4. закреплялись права мещан-буржуазии в экономической и политической сферах.

Естественно это не устроило правящие круги, и они обратились за помощью к Екатерине II. Россия использовала момент и ввела войска в Варшаву, а Пруссия на запад Польши. В 1793 г. состоялся II раздел Речи Посполитой.

В марте 1794 г. вспыхнуло народное восстание против иностранных оккупантов и национальных угнетателей (руководитель Т.Костюшко – выходец из семьи белорусских шляхтичей-католиков). Поражение восстания послужило зацепкой для окончательного – 3 раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией, Пруссией. Король С.А.Понятовский 25 октября 1795 г. подписал акт об отречении от престола – Речь Посполитая перестала существовать.

Распад Речи Посполитой имел свою историческую закономерность:

1. отсутствие мощной центральной власти;

2. «демократизм», которым пользовалась шляхта;

3. виновность консервативных магнатских кругов ВКЛ и Польши в их жажде богатства любой ценой.

Если оценивать время вхождения Белорусских земель в состав Речи Посполитой оно выглядит двояко:

· принадлежность к европейской цивилизации, тесные связи с европейской культурой ускоряли цивилизационные процессы на Беларуси,

· отказ шляхты от национальной религии, белорусского языка и культуры угрожали потере самобытности всего народа.

Разделы Речи Посполитой Годы Страны-участницы Приобретаемые территории*
I   Россия, Пруссия, Австрия Могилевское, Мстиславское, часть Полоцкого воеводств
II   Россия, Пруссия Волынь, Подолье, Минский округ, часть Виленского, Новогрудского, Берестейского воеводств
III   Россия, Пруссия, Австрия Западная часть Беларуси, Литва, Волынь

* даются территории, приобретаемые только Россией

26 Национально-культурное строительство БССР /1921 - июнь 1941 гг./”

20-30-у гг. в общественно-политиеской истории Беларуси связаны с решением задач культурной революции. Был взят курс на «Белорусизацию». Ее стержневой проблемой, как и всей национальной политики, стало – повышение престижности белорусского языка. Официально этот курс был объявлен в июле 1924 г. ЦИК БССР. До 1 января 1927 г. Весь партийный и комсомольский аппараты должны изучить и перейти на бел язык Но здесь были свои сложности и трудности. В 1927 году во всех звеньях управленческого аппарата: белорусов- 60,4%, евреев – 30,6%, русских – 4,6%. В качестве государственных языков на территории БССР в 1924 году признаны: белорусский, русский, еврейский, польский. В 30-е годы политика белорусизации была прекращена.

Первоочередное внимание было обращено на осуществление всеобщего начального образования и ликвидации неграмотности взрослого населения. В 1920 году в Беларуси 52,6% населения в возрасте от 9 до 49 лет – неграмотно. ¼ учителей не имела даже среднего образования. В 1922-1926 гг. преподавание в большинстве начальных и семилетних школ велось на белорусском языке. С 1922 года издавались и соответствующие учебники. С 1922 года в школах начали работать пионерские организации. В 1934 г. Была поставлена задача – добиться осуществления всеобщего семилетнего образовательной системы. С середины 30-х гг. ставиться задача создания основ деятельности общеобразовательной школы.

Всего за 20 предвоенных лет около 1 млн. взрослых стало грамотными, а более 800 тыс. перестали быть малограмотными. По данным переписи 1939 года в восточных областях БССР – 19,2% населения оставалось неграмотным. Нехватка специалистов с высшим образованием была огромной. 30 октября 1921 года был открыт БГУ, в 1925 Горецкая сельхозакаемия. Определяющий принцип при поступлении в ВУЗ – пролетарское происхождение (закреплялось рядом партийных постановлений) крестьянское. Начали открываться педагогические ВУЗы. К 1932 году в Беларуси открыты: 31 ВУЗ, где обучалось 10,6 тыс. студентов; 104 техникума, годе обучалось 19,7 тыс. студентов. На 1 января 1941 года в республике работало 27,7 тыс. специалистов с высшим и колол 60 тыс. со средним специальным образование. 1 января 1929 года создана Белорусская академия наук.

27. Политико-административные изменения Беларуси в составе Российского государства(конец XVIII – нач. XIX вв.)

I. Белорусские земли, где проживало около 3 млн. человек вошли в состав Российской империи – сильного, централизованного в военно-политическом отношении государства. Это событие – важнейший поворотный пункт в исторической судьбе белорусского народа, сказавшийся на его дальнейшем общественно-политическом, социально-экономическом и культурном развитии:

1. привело к стабилизации политической ситуации (закончилась феодальная анархия);

2. объединились родственные по происхождению, историческому прошлому, культуре, языку народы;

3. содействовало экономическому, общественно-политическому, культурному развитию;

4. включение в общероссийскую хозяйственную структуру расширяло рынок сбыта продуктов земледелия, содействовало ее экономической ориентации и специализации;

5. исключалось принудительное распространение католицизма и «полонизация»;

6. с исторической точки зрения присоединение – явление прогрессивное, предотвратившее угрозу денационализации белорусского народа.

Конечно, это все не освободило простой народ от феодального угнетения.

Царское правительство с самого начала сознательно создавало в Беларуси тщательно продуманный, охватывающий все сферы общественно-политической жизни административно-управленческий аппарат:

На белорусские земли было распространено принятое в России административно-территориальное деление: губернии и уезды. С 1802 г. на территории Беларуси – 5 губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская, Гродненская, объединенные в Белорусское генерал-губернаторство (центр Могилев – затем Витебск). Генерал-губернатор – царский наместник, обладавший неограниченными полномочиями. Им подчиняются губернаторы. Аппарат управления у них был относительно небольшим – по 56 человек. Персональный состав высших руководителей администрации комплектовался из русских сановников (исключения редки), из-за этого нередки были конфликты между администрацией и местным дворянством.

Вся социально-хозяйственная жизнь строго и четко регламентировалась. Вводилась паспортная система регистрации и контроля за миграцией населения. Цыгане принуждались к регистрации, евреи управлялись своими кагалами. Административная опека распространялась буквально на все, даже на мелкие стороны жизни. Основной законодательный акт на Беларуси – Статут ВКЛ (1588 г.). Установлена свобода католического вероисповедания, земельные владения костелов и католических монастырей сохранялись (католическому духовенству запрещалось склонять к своей вере православных). Особыми указами определялось положение еврейского населения: в 1794 г. устанавливается черта еврейской оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний.

II. Политические и социально-экономические преобразования на территории Беларуси, в целом, носили положительный характер. Однако часть местного дворянства их не поддерживала (теряли «шляхецкие вольности» времен Речи Посполитой). Когда 12 (24) июня 1812 г. 600 тыс. армия Наполеона напала на Россию, значительная часть местной шляхты не поддержала царскую администрацию (Наполеон пообещал возродить Речь Посполитую в границах 1772 г.). Кроме того, в армии Наполеона 120 тыс. были – поляки.

К июлю 1812 г. вся Беларусь (кроме южных уездов) занята была войсками Наполеона. В конце декабря менее 30 тыс. французских солдат сумели покинуть нашу территорию. Война принесла белорусскому народу огромные бедствия:

· потеряли 1 млн. жителей – т.е. каждого четвертого,

· разгромлены и сожжены сотни городов и местечек,

· почти наполовину сократилось поголовье скота и посевные площади.

III. После войны политическая и общественная жизнь в Беларуси заметно оживилась. Этому содействовали:

1. разложение феодально-крепостнической системы;

2. рост промышленно-капиталистических производственных отношений в экономике;

3. усиление социально-классовой напряженности в обществе;

4. влияние прогрессивного польского течения в национально-освободительном движении.

Политику царизма в Беларуси в послевоенный период квалифицируют как откровенно крепостническую по отношению к крестьянству и осмотрительно-воздержанную по отношению к белорусской знати. Надежды крестьян на освобождение от крепостной зависимости – не оправдались.

29 ноября 1830 г. в Варшаве под руководством польской аристократии и средней шляхты вспыхнуло восстание против русского царизма, перекинувшееся на территорию Беларуси. Польская армия перешла на сторону восставших. 18 декабря шляхетский сейм объявил восстание всенародным и определил его цель – восстановление Польши в границах 1772 г. В январе 1831 г. буржуазно-демократические элементы в руководстве восстанием выступили с воззванием к русскому народу под лозунгом "За нашу и вашу свободу". В начале 1831 г. для руководства восстанием на Беларуси создан Виленский центральный повстанческий комитет. Однако он оказался малодейственным и нерешительным.

На территории Беларуси значительных военных действий не происходило. Всего в восстании приняло участие около 10 тыс. жителей Беларуси: преимущественно польская шляхта, офицеры-поляки, учащаяся молодежь; большинство мещан, крестьян мобилизовали в повстанцы принудительно. Восстание не получило широкой поддержки со стороны белорусов. В конце 1831 г. на всей территории Беларуси оно было подавлено.

События 1830-1831 гг. показали царскому правительству, на сколько вредна для него «полонизация» (остававшаяся) края, влияние которой продолжало сказываться в течение первых 30 лет пребывания Беларуси в составе России. Правительство не могло найти для себя необходимой социальной опоры. Поэтому российское правительство проводит в Беларуси ряд политических и административных мероприятий, направленных на укрепление здесь своей власти:

· конфисковывались имения в пользу русских дворян,

· переселялись крестьяне из России,

· проведен «разбор шляхты» - дворянского звания лишились те, кто не мог подтвердить документально свою принадлежность к этому сословию, участь постигла 10 тыс. семей,

· из 304 существовавших католических монастырей – закрыли 91.

Правительство проигнорировало возможность опереться на простой белорусский народ и найти в нем опору (видело в населении Беларуси только «поляков»). Этому способствовал и генерал-губернатор Беларуси М.Муравьев, который в своих докладах в правительство убеждал в борьбе с «польским духом» края, превращением его в русский дух.

25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде победило вооруженное восстание рабочих и солдат.. В воззвании Военно-револю­ционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов «К гражданам России» сообщалось о переходе всей государст­венной власти в его руки. II Всероссийский съезд Советов, в котором уча­ствовал 51 делегат от Беларуси и Западного фронта, принял Декреты о мире и о земле и образовал правительство во главе с В. Лениным.

В полдень 25 октября исполком Минского Совета издал приказ №1, в котором заявлялось: «В Минске власть перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов». Его решением из городской тюрьмы было осво­бождено более 1 тыс. политических заключенных и солдат, из которых был сформирован Первый революционный полк имени Минского Совета. На сторону революции перешли два запасных пехотных полка общей численностью около 5 тыс. человек. Совет вооружил также 400 рабочих-железнодорожников. С целью укрепления новой власти Минский Совет направил своих комиссаров на вокзал, почту и телеграф, в штаб Западного фронта, взял под охрану другие важные объекты и учреждения, ввел цен­зуру. 27 октября по инициативе Совета был сформирован Военно-революционный комитет Западного фронта (ВРК). В его состав вошли

A. Мясников, В. Кнорин, К. Ландер, И. Рогозинский, И. Алибегов,

B. Селезнев, П. Полукаров, В. Каменщиков и др.

Вечером 2 ноября в городском театре состоялось расширенное засе­дание Минского Совета с участием профсоюзов, фабрично-заводских ко­митетов, солдат и рабочих - всего около 1 тыс. человек. С докладом о по­ложении дел в Минске выступил, председатель Северо-Западного област­ного комитета РСДРП (б) А. Мясников. Участники собрания приняли ре­золюцию, приветствовавшую советскую власть, и одобрили мероприятия, которые были разработаны ВРК Западного фронта по реализации декре­тов II Всероссийского съезда Советов.

До формирования местных органов советской власти Военно-революционный комитет объявлялся полноправным органом на всей не-оккупированной территории Беларуси (ее западную часть захватили не­мецкие войска) и Западного фронта. Военно-революционный комитет был пополнен представителями большевистских организаций и воинских час­тей. Высшим его органом стал пленум ВРК, а исполнительно-распорядительными органами - бюро и отраслевые отделы. Председате­лем стал К. Ландер, членами - А. Мясников,

В конце октября - начале ноября 1917 г. советская власть на одно­партийной основе победила в ряде других городов Беларуси. Советы, где большевики составляли меньшинство, по возможности распускались.

К середине ноября 1917 г. в Минске, Витебске, Гомеле, Орше, Бори­сове, Бобруйске, Полоцке, Лепеле, Жлобине, Мозыре, Речице, Рогачеве, Осиповичах, Слуцке, Бешенковичах, Койданово и других городах и мес­течках власть взяли большевистские Советы.. В целом же к концу ноября 1917 г. советская власть была установлена на всей неоккупированной части Беларуси.

Относительно легкая победа революции в Беларуси объясняется тем, что все надеялись на разрешение ею актуальных, наболевших вопросов о мире и земле. В Декрете о земле крестьяне увидели исполнение своих справедливых ожиданий и мечтаний.

Население Беларуси поддержало Октябрьскую революцию, которая, по его мнению, должна была открыть дорогу к новой, счастливой, обеспе­ченной жизни, к свободе и справедливости.

26 ноября 1917 г. Облискомзап сформировал Совет народных комис­саров области и фронта. Его председателем стал К. Ландер. В конце 1917 — начале 1918 гг. были сформированы уездные органы власти - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В январе-марте 1918 г. в ос­новном было завершено создание и волостных Советов. Органы свергнутого Временного правительства - городские думы, земские управы - при этом ликвидировались.

. Уже в первые, недели и месяцы существования советской власти на Беларуси Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов удалось добиться заключения перемирия с немцами и прекращения боевых дейст­вий на всем протяжении Западного фронта. Советы проводили активную работу по осуществлению Декрета о земле, улучшению положения с про­довольствием, созданию устойчивого порядка. Будучи по сути революци онно-демократическоЙ диктатурой рабочих и крестьян, созданные в Бела­руси органы советской власти действовали в это время в интересах тру­дящихся. По своему социальному составу они были преимущественно крестьянско-солдатскими (90 % солдат были выходцами из крестьян). Однако вскоре выяснилось, что рабочие, солдаты, крестьяне - основные носители политической власти - не способны эффективно осуществлять эту ответственную роль в силу своего низкого общеобразовательного уровня, недостаточно развитой культуры. Поэтому руководящая роль в системе органов советской власти с первых же дней стала принадлежать функционерам партии большевиков. Революционно-демократическая диктатура рабочих и крестьян на деле оказалась диктатурой одной партии. На практике широкие массы отстранялись от власти, а управление стало осуществляться различными ревкомами, комбедами, чрезвычайными ко­миссиями, различного рода уполномоченными-комиссарами и т. п.

Первые шаги новой власти показали, что для осуществления началь­ных социалистических преобразований еще не было соответствующих материально-технических, политических и культурных предпосылок, о необходимости которых говорили К. Маркс и Ф. Энгельс. Даже для про­ведения в жизнь таких общедемократических преобразований, как выход из войны, осуществление земельных преобразований, введение 8-часового рабочего дня, не хватало достаточно квалифицированных кадров. Похоже, что Россия оказалась в той ситуации, о которой Ф. Энгельс писал, что «для рабочего класса не может быть большей исторической беды, чем захват по­литической власти, если он к этому еще не подготовлен» [33. С. 32].

Все это на десятилетия предопределило трудности в социально-экономическом и политическом развитии как России в целом, так и Бела­руси, потребовало неимоверно напряженных усилий, тяжелых испытаний и жертв со стороны народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: