Политические партии в России в начале ХХ в

В России первые политические партии были созданы только в начале ХХ века. В течение первых двадцати лет они пытались оказывать влияние на внутреннюю политику правительства, используя как легальные, так и нелегальные методы воздействия, исходя из своих программных и тактических установок.

Кадеты. Конституционно-демократическая партия народной свободы была создана в октябре 1905 года. Численность ее членов достигала 70 тысяч человек. Социальную базу партии составляла интеллигенция, предприниматели, мелкая буржуазия города и деревни. Программа партии предусматривала превращение России в конституционную монархию, провозглашала политические свободы и всеобщее избирательное право, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, автономию для Польши и Финляндии. Кадеты находились в оппозиции режиму, но признавали только легальные методы борьбы. Особое внимание отводилось работе в Государственной думе, где кадеты пользовались большим влиянием. Им принадлежала доминирующая роль в Прогрессивном блоке, сформировавшемся в Государственной думе в 1915 году. Февральская революция открыла собой новую веху в истории кадетской партии, которая по существу правящей партией. В состав созданного, после отречения Николая II, Временного правительства вошло несколько министров кадетов. Партия пыталась остановить разруху в стране и сдерживать полевение масс Особое возмущение в кадетских кругах вызывала деятельность большевиков. Кадеты не приняли Октябрьскую революцию и направили все свои усилия на сплочение антибольшевистских сил. В конце ноября 1917 года партия кадетов была запрещена декретом Совнаркома и ее члены ушли в подполье. В годы гражданской войны большинство из них сражалось в рядах "белой армии", а затем эмигрировало из России.

Черносотенцы. Численность членов этих партий достигала 400 тысяч. Наиболее известным идеологом этого движения стал Пуришкевич В.М. Социальную базу черносотенных организаций составляли все монархические слои населения. Черносотенцы считали необходимым ограничение политических свобод, усиление роли государства, полиции, ограничение в правах евреев, улучшение положения рабочих. Черносотенцы принимали не менее активное участие в подавлении революции, чем армия и полиция. Их организации часто финансировались из казны. Черносотенцы применяли и тактику индивидуального террора. После Февральской революции эти партии распались, их печатные органы были запрещены, а предшествующая деятельность стала предметом расследования. Октябристы. Партия октябристов была создана в ноябре 1905 года. Социальную базу партии составила интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, помещики. Лидером партии стал Гучков А.Ф. Численность партии составила 50 тысяч человек. Программа партии предполагала введение всеобщего избирательного права, независимый суд, уравнение всех сословий, постепенное улучшение положения рабочих, государственное страхование. Деятельность октябристов была сосредоточена в Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра, но через два месяца ушел в отставку, не согласившись с его политикой. Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за "белую идею" на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

Социал-демократы. Образование партии произошло фактически на II съезде РСДРП в 1903 году. Основателями партии стали В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов. Социальную базу партии составили: интеллигенция, рабочие и мелкая буржуазия города. Программа партии предусматривала свержение самодержавия, установление избирательного права для трудового народа, выборность чиновников, политические свободы, право наций на самоопределение, введение 8-часового рабочего дня, рабочего контроля, государственного страхования. Партия раскололась на два крыла (меньшевиков под руководством Мартова и большевиков под руководством Ленина) еще на учредительном съезде. Но вплоть до 1917 года действовала как единое целое. Окончательное оформление в две разные партии произошло в 1917 году с принятием большевиками Апрельских тезисов Ленина, в которых он призывал не признавать Временное правительство и готовится к новой революции. А меньшевики вошли во Временное правительство.

Эсеры. Создание партии социалистов-революционеров произошло в 1901-02 годах. Социальную базу эсеров составляли: интеллигенция, студенты, мелкая буржуазия города и деревни. Главным теоретиком и видным лидером партии стал Чернов. Целью партии было уничтожение самодержавия, установление всеобщего избирательного права, политические свободы, выбор чиновников, введение 8-часового рабочего дня, государственного страхования, повышение зарплаты. Эсеры выступали за социализацию земли, что означало отмену частной собственности на нее, изъятие из торгового оборота и распределение между всеми, кто хочет ее обрабатывать. Партия эсеров активно применяла тактику индивидуального террора.. Партия осудила начало войны с Германией и призывала к "солидарности трудящихся всего мира". После Февральской революции влияние и численность партии резко возросли. Эсеры вместе с меньшевиками составляли большинство в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Партия высказалась за поддержку Временного правительства и коалицию с буржуазными партиями. Октябрьский переворот большинство эсеров не приняли и партия раскололась.

119. Народное просвещение, наука и культура в России XVIII – начала ХХ в.

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в дерективном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли. По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки.

В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений; во-вторых, закрепление принципа сословности образования.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты. Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов (Сумароков, Карамзин, Фонвизиг, Радищев).

В архитектуре стиль барокко во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие (Баженов). Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры (Фальконе, Шубин). Расцвет русской портретной живописи (Рокотов, Левицкий, Боровиковский)

Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру.

Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области (Лисянский и Крузенштерн - первое русское кругосветное путешествие (1803-1806), Беллинсгаузен и Лазарев - открытие Антарктиды (1819)) и технике (электромагнитный телеграф Шиллинга 1832, электроход Якоби 1849). В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. Неэвклидова геометрия Лобачевского. Физики электричества (Петров и Ленц). Органическая химии (Зинин). Исследования в области обезболивания Пирогова.

В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным. В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль. Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория "официальной народности".

Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм. (Крылов, Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Тютчев).

В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа (Алябьев, Варламов, Верстовский, Глинка). Всё более заметную роль в жизни общества играл театр ("Ревизор" Гоголя и "Горе от ума" Грибоедова, пьесы Островского).

В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств (Брюллов, Иванов). Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов).

Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир.

Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.

Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ.

Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах.

Новые выдающиеся открытия русской науки - Чебышев (математика), Столетов (электричество и магнетизм, первого закон фотоэффекта), Сеченов (физиология), Мечников (микробиология, сравнительная патология, сравнительной эмбриологии), Тимирязев (физиология растений), Менделеев (периодический закон химических элементов), Бутлеров (фундаментальная теория химического строения).

Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым (Яблочков, Лодыгин, Можайский, Попов).

Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство. (Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Тургенев, Гончаров, Л.Н. Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин,Некрасова).

Бурный расцвет музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки.

Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего многих художников России.

В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества

Российская культура начала XX века достойно продолжила традиции великой культуры XIX века, хотя развивалась в существенно иных исторических условиях. Характерны: бурный расцвет культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство.

К 1913 г. в России было всего 27% грамотных, но темпы роста образованности и грамотности высокие.

Поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития.

Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии). История: Ключевский, Милюков, Покровский (выдающиеся работы по истории). Философия: Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский. Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя, основоположник космонавтики), Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Лебедев (физик) и др.

Литература и поэзия: Чехов, Бунин, Куприн, Брюсов, Блок и др. Живопись: Врубель, Серов и др.

Скульптура: Андреев, Коненков.

Театр: новую эру в развитии театрального искусства открыл Московский Художественный театр. Событием мирового масштаба явились русские балетные сезоны в Париже, организованные в 1907-1913 гг. Дягилевым.

Музыка: Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: