Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском и евразийском пространствах в условиях глобализации
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Необходимо обратить внимание студентов, что по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.
Разработка национальной стратегии устойчивого развития страны
В 1990 г. начался переход экономической системы Беларуси к рынку. В октябре 1990 г. Верховный Совет принял Постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Оно предусматривало:
- стабилизацию экономики, снижение инфляции, сокращение расходов на содержание государственного аппарата;
- развитие предпринимательства и конкуренции. Объявлялись равными все формы собственности;
- ставилась задача по налаживанию государственного регулирования экономикой. Оно должно было осуществляться через банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования;
- ставилась задача по созданию рыночной инфроструктуры и механизмов ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства;
- программа предусматривала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.
Верховный Совет принимает ряд Законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».
Но реализовать эти планы помешал ряд причин, и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. На это необходимо обратить особое внимание студентов, так как это дает студентам возможность представить исходный уровень экономического развития вначале 90-х гг. и сопоставить его с социально-экономическими достижениями нашего государства на современном этапе.
Кризис экономики в первой половине 90-х гг. проявился в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, росте инфляции, безработице. С 1991 по 1995 гг. внутренний валовой продукт сократился на 35 % по отношению к 1990 г., сельскохозяйственное производство – на 26 %, заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 г. за чертой бедности оказалось более 60 % населения. Внешняя задолженность составила половину валового продукта в денежном выражении1.
В 1994 г. с избранием А.Г. Лукашенко Президентом была принята «Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса». Выполнение этой Программы позволило снизить в 1995 г. падение основных производственных показателей.
Новая ситуация потребовала разработки Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2010 г. На 1-м Всебелорусском собрании в октябре 1996 года были обсуждены и утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики. Ее основными приоритетами являлись: экспорт, жилье, продукты питания.
Впервые за период существования Беларуси как самостоятельного государства уже в 1996 г. происходит прирост, в сравнении с 1995 г., ВВП – на 3 %, производство промышленной продукции – на 4 %, потребительских товаров – на 9 %, ввод жилья - на 35 %. Значительные успехи были достигнуты в выполнении Программы 1996-2000 гг. В 2000 г. на 10 % превзойден уровень 1990г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36 %, выпуск продукции промышленности – на 65 %, ввод жилья - на 81%.
Задание. На семинарском занятии целесообразно заслушать реферативное сообщение студента о результатах выполнения Программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 гг.
Вывод. Во второй половине 90-х годов начался процесс постепенного преодоления кризисного падения экономики. Республика Беларусь начала накапливать достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.
В прикладном плане модель устойчивого развития - это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз.
Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития.
Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние».
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе в настоящее время завершается создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики.
Приоритетными направлениями развития республики в этот период стало:
- развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
- инновационное развитие национальной экономики;
- наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;
- развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.1
Второй этап Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси (2011-2020). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.
Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Вывод. Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитымпредпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан.
С принятием 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете республика начала постепенно переходить к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Сформировалась многовекторная система международных связей, хотя первоначально Беларусь ориентировалась на бывшие республики СССР и, прежде всего, на Россию. Подтверждением тому стало подписание ряда Договоров с РСФСР, Украиной, Казахстаном.
В декабре 1991 г. по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где начали работу координирующие органы Содружества. Важной вехой в интеграционных процессах Республики Беларусь и СНГ стало подписание в Минске 14 февраля 1992 г. Декларации:
- о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения;
- о согласовании действий в проведении экономических реформ;
- соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам, если они были вывезены без их согласия.
22 декабря 1993 г. на заседании Совета глав государств СНГ в Минске был обсужден и принят Устав СНГ. 29 марта 1996 г. в Москве президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России были подписаны документы, нацеленные на дальнейшее укрепление интеграции. По конкретным направлениям интеграционного сотрудничества в этот период подписывается более 50 межправительственных соглашений.
Лидеры всех стран СНГ придают большое значение экономической интеграции. В 2003 г. в Ялте по инициативе президентов четырех стран появился новый проект интеграции «Формирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России, Украины». В сентябре 2003 г. были подписаны между этими государствами Соглашение и Концепция о формировании Единого экономического пространства. Заметным шагом на пути интеграционных процессов стала встреча лидеров СНГ в Астане в 2004 г. Здесь было подписано около 30 документов, которые закрепляли введение Единого экономического пространства. В рамках данного ЕЭП к 2012 г. предполагается ввести и единую экономическую валюту, поскольку одной из важнейших проблем взаимоотношений остается проблема взаимных расчетов. Ее решение является важнейшим условием формирования устойчивого экономического союза. Этот процесс может осуществляться поэтапно: первоначально в рамках Союзного государства, а следующий шаг – в рамках ЕЭП, или ЕврАзЭС.
Важное значение в интеграционных процессах Беларуси и СНГ придается таможенному союзу. Это не означает, что на границе между странами исчезнут таможенные посты и товары свободно начнут перемещаться во всех направлениях. Необходимо обратить внимание студентов, что речь идет о единой таможенной политике, унифицированных правилах доставки и досмотра грузов, их учета, взаимных расчетах и совместных мерах по борьбе с контрабандой. Для углубления торговых отношений страны СНГ приняли Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Продвижение по пути создания единого таможенного союза стало более эффективным в связи с подписанием в октябре 2000 г. Договора о создании Евразийского экономического сообщества. Но к созданию реального Таможенного союза - государства участники ЕврАзЭС приступили с 2007 г. В рамках этого объединения рассматриваются вопросы координации действий по преодолению мирового финансового кризиса, начиная с 2008 г. Для эффективной деятельности этой организации создан Межгосударственный Совет, Антикризисный фонд, Центр высоких технологий, подписано Соглашение о создании информационной системы и т.д.
На современном этапе прорабатывается проблема вступления Республики Беларусь в ВТО вместе с Казахстаном, Россией в качестве единой таможенной территории. Поэтому дальнейшее углубление интеграционных процессов сегодня приобретает особую актуальность и в связи с данной перспективой.
В военной области интеграция предполагает обеспечение общей безопасности, формирование единых принципов строительства, планирования и использования вооруженных сил, их участия в миротворческих операциях, а также использование элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством. Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Беларусь является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003 г. Республика Беларусь рассматривает эту организацию в качестве ключевого элемента обеспечения национальной безопасности и определенного противовеса блоку НАТО.
В рамках интеграционных процессов важной проблемой является заключение соглашений о едином гражданстве для всех граждан СНГ. В этом направлении есть серьезные подвижки. Республика Беларусь подписала с рядом стран СНГ договора о свободе выбора и упрощенном порядке получения гражданства.
Продолжается развитие сотрудничества Беларуси и СНГ в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми.
Особое значение Республика Беларусь придает отношениям с Россией. Следует обратить внимание студентов на следующие исторические вехи:
- февраль 1995 г. - подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве;
- апрель 1996 г. – подписан Договор о Сообществе суверенных государств;
- апрель1997 г. – Договор о Союзе Беларуси и России;
- декабрь 1999 года – подписан Договор о создании Союзного государства.
Основными принципами Союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь. Создана система органов Союзного государства, ежегодно разрабатывается и утверждается бюджет Союзного государства.1
Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров. Около 40 % внешнеторгового оборота Беларуси приходится на Россию. Она является основным источником сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь, Беларусь для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции, важнейшим транзитным коридором.
Задание. По материалам периодической печати к семинарскому занятию целесообразно подготовить сообщение о достижениях и проблемах сотрудничества двух государств на определенном современном этапе.
Таким образом, интеграционные процессы Беларуси и СНГ проходят в различных моделях формирования рыночных экономик, в условиях не всегда совместимых стратегий и моделей развития, что осложняет создание конвергенционной системы на подобии Европы. Вступление Беларуси в Программу «Восточное партнерство» и сотрудничество с СНГ подтверждают многовекторность нашей внешнеполитической доктрины.
1 Крутолевич В.А. Рождение Белорусской Советской Республики. Минск:1975. С.101-102; Сташкевич Н. На грани возможного. Идейно-политическая борьба вокруг создания белорусской государственности// Неман.1989..№10.
1 Текст резолюции напечатан в журнале «Неман».1993..№1. С.54.
[1] Игнатенко И.М. Октябрьская революция и самоопределение Белоруссии. Минск, 1992. С. 76-88, Гiсторыя Беларусi: Падручнік Под ред.Я.К.Новiка, Г.С.Марцуля. Минск, 2003. Ч. 2. С. 35-36.
[2] С текстом трех Уставных грамот студенты могут ознакомиться в методической разработке: Беларуская дзяржаўнасць у XX стагоддзi. Магiлеў, 1997. С. 16-18.
1 Более подробно о культурно-просветительской деятельности материал изложен в методических Указаниях. Беларуская дзяржаўнасць у XX стагоддзі. Магілеў, 1997. С. 22-25.
2 Проблемы данного периода рассмотрены в следующих учебных пособиях: Чигринов П. Г. История Беларуси с древности до наших дней. Минск 2004. С.454-457. История Беларуси Под ред. Я. И. Трещенка. Могилев, 2005. Ч. 2. С. 38-40.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений Т. 34. С. 299.
4 Интересный материал по этому вопросу приводится в учебнике: Гiсторыя Беларусi: падручнік Под ред.Я. К.Новiка, Г.С. Марцуля. Минск 2003.Ч. 2, С. 61-64.
[3] При подготовке к семинарскому занятию студенты смогут найти подробный материал по данной проблеме в следующей литературе: Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн.: 1997. Т. 4, с. 90; Беларуская дзяржаунасць у 20-м стагоддзi. Вучэбна-метадычныя рэкамендацыi па беларусазнауству для студэнтау ММI. Магилеу 1997,с.37-38.)
[4] Более подробно о проблемах укрупнения республики см.: Казлоў Л., Цітоў А. Беларусь на сямі рубяжах. Минск, 1993. С. 47-58.
1 Энціклапедыя гісторыи Беларусі Т.4. С. 89: История государства и права Белорусской ССР. Т.1.Мінск, 1970.
[5] Чигринов П. Г. История Беларуси с древности до наших дней. Минск, 2004. С.471-486.
Гісторыя Беларусі: у 6 т. Мінск, 2006. Т. 5. С. 187-206, 336-351.
1 См.: Гісторыя Беларусі: учебник/ Под ред.Я.К.Новика, Г.С.Марцуля. Минск, 2003. Ч. 2. С. 318-319.
2 Цит. по.:Чигринов П.Г. История Беларуси с древности до наших дней. Мн.: 2004, с.560.
1 Эти проблемы хорошо отражены в следующей литературе: Нарысы гiсторыi Беларусi. Минск, 1995. Ч. 2. С. 374-375.
1 Диссидент – несогласный, противоречащий, не придерживающийся господствующей (государственной) религии, инакомыслящий.
1 На занятии целесообразно заслушать краткое сообщение по программной теоретической работе Ю.В.Андропова «Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства».
1 Более подробно эти проблемы отражены в следующей литературе: «История Отечества «\ Автор-составитель, Кузнецов И.Н. Минск, 2001 С. 387-388; Гiсторыя Беларусi: Падруч. У 2 Ч. Минск, 2003. Ч. 2, С. 381-382.
1 При подготовке к занятию целесообразно порекомендовать студентам обратиться к учебной литературе: Нарысы гiсторыи Беларусi: У 2. Ч. Минск, 1995. С. 426-434.
1 Необходимый материал по этой проблеме студенты смогут изучить в следующей литературе: Гiсторыя Беларусi (у кантэксце сусветных цівілізацый)/ Пад рэд. В.И. Галубовiча. Мінск, 2005. С. 534-536;
Гiсторыя Беларусi: Падручнік 2 ч. /Пад рэд. Я.К. Новiка, Г.С. Марцуля. Мінск, 2003. Ч.2. С. 382-383.
1 К семинарскому занятию по данной проблеме целесообразно подготовить реферативное сообщение по следующему материалу: Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. М., 2008. С. 441-448.
1 Более подробно см.: Политические партии: Беларусь и современный мир. Минск, 2002.
1 Более подробно о государственной символике см.: Герб, сцяг i гiмн Беларускай дзяржаунасцi. Минск, 2004. Государственный герб и государственный флаг Республики Беларусь. Минск, 1997.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 2004.
1 Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. В.І. Галубовіча, Ю.М. Бохана. Минск, 2005. С. 544-547.
1 Более подробно см.: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 г. Минск, 2006. С. 14-42.
1 Материал о Союзе Беларуси и России изложен в методической разработке: Основы идеологии белорусского государства: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. Могилев, 2004. С. 17-22.
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов
заочной формы обучения
Часть 1
Могилёв 2011
УДК 94 (470+571)
ББК 63.3 (2 Бел)
М 74
Рекомендовано к опубликованию
учебно-методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 31 мая 2011 г., протокол № 13
Составитель канд. филос. наук, доц. Ю. Н. Лопацкий
Рецензент канд. филос. наук, доц. В. Д. Подошевко
Теоретический материал изложен в соответствии с типовой и рабочей программами по политологии и может быть использован студентами заочной формы обучения при написании контрольной работы, подготовке к лекциям, семинарским занятиям и зачету.
Учебное издание
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
Часть 1
Ответственный за выпуск С. Е. Макарова
Технический редактор И. В. Голубцова
Компьютерная верстка Н. П. Полевничая
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 56 экз. Заказ № 99
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29. 06. 2004 г.
212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО Белорусско-Российский
университет, 2011