double arrow

Экономическое развитие Франции в XIX-начале XX века


18.04.2012

В XVIII веке Франция была одной из наиболее развитых экономически держав Европы. Революция дала новый толчок, и в конце века в стране началась техническая революция. Франция получила свои рынки сбыта, особенно расширившиеся в период континентальной блокады.

Негативным моментом, сдерживавшим рост французской экономики, было отсутствие значительного числа рабочих рук, которые были в избытке в Англии со времен огораживания, во Франции же после революции земля была передана в собственность крестьянам, которые не имели после этого стимулов для переезда в города и участия в промышленности. Кроме того, вливанию рабочих рук в экономику препятствовали бесконечные войны 1791-1814 годов.

Поражение в войне привело к утрате Францией завоеванных позиций и затяжному экономическому кризису. Объем внешней торговли упал с 933 000 000 франков в 1806 году до 585 000 000 в 1814 году и выправился только к 1824 году – 896 000 000 франков.

По темпам экономического роста Франция отставала от Англии, но превосходила другие государства. Также после окончания войны Франция лишилась своих преимуществ, кроме того, Франция, в отличие от Англии, не имела на совей территории значительных запасов полезных ископаемых, за исключением территории Эльзаса и Лотарингии. Это вело к отставанию в машиностроении, для которого требовался металл и уголь. Негативно на экономику действовали политические кризисы.




Низкими были темпы прироста населения – примерно на 1-2 миллиона человек в год. Население Франции росло много медленнее, чем в Англии – в 4 раза, в Италии – в 2 раза, в Германии – в 3 раза, во Франции – всего на 50%. По структуре населения Франция до начала XX века оставалась сельскохозяйственной страной. Медленно шел процесс урбанизации – приток населения шел только в Париже, который стал в 1841 году единственным городом-миллионером. Всего три города имели население более 100 000 человек – Марсель, Лион и Бордо.

Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике до середины XIX века, наиболее было распространено парцеллярное землевладение, основное производство хлеба шло в крупных помещичьих хозяйствах, мелкие хозяйства производили виноград, картофель и так далее. Французское правительство покровительствовало именно крупным производителям протекциониствкими пошлинами.

Промышленное развитие продолжалось, преобладала мелкая мануфактурная промышленность, в мастерских работало не более 10 человек, особенно это было распространено в Париже, Лионе, в Руане, Эльзасе имелись крупные фабрики. Началось внедрение паровых машин, с 1820 до 1850 года их число возросло с 65 до 5 000. Шел рост потребления сырья, импорт сырья для легкой промышленности вырос в разы.



Франция больше чем Англия нуждалась в привозном сырье, что ограничивало развитие тяжелой промышленности. Первые машины закупались за границей, только в 20-х годах началось машиностроительное производство на территории Франции, и только в 30-х годах было налажено производство собственных машин, после чего начался их экспорт.

Шло развитие коммуникаций. Во Франции долгое время основным средством коммуникаций оставались каналы, владельцы которых препятствовали развитию железных дорог. В 1827 году была построена железная дорога Лион – Сент-Этьен на конной тяге длиной в 23 километра. В 1832 году была проложена дорога Сент-Этьен – Руан, для которой в Англии были закуплены паровозы. В 1837 году была построена дорога Париж-Орлеан, тогда же был построен первый вокзал Сен-Лазар в Париже. Только с 1838 года началось целенаправленное строительство железных дорог. Сеть железных дорог Франции была изначально завязана на Париж, с 1842 года началось строительство магистральных железных дорог, центром которых и являлся Париж. К 1843 году была пролржена дорога до Руана, к 1847 году – до Бельгии и Тура, к 1856 году была создана основная сеть железных дорог, связавших все крупные города Франции. К 1848 году общая протяженность дорог составила около 1 800 км.



Важным рубежом стал кризис 1845-47 года ,когда произошел всеобщий спад в экономике примерно на 30% и рост цен. В 1847 году начался финансовый кризис, золотой запас Франции сократился в 7 раз. Только установление стабильного политического режима Луи Наполеона и провозглашение империи стабилизировало экономики.

К 1850 году завершился промышленный переворот, было создано крупное производство, но продолжало сохраняться господство мелких предприятий. Не сложились крупные центры промышленности, крупные предприятия были разбросаны по всей территории Франции.

Правительство Наполеона III поддерживало развитие экономики, субсидировало развитие коммуникаций, с 1852 года по распоряжению императора началась масштабная реконструкция Парижа в современный европейский город, сам город был расширен. Модернизация Парижа стала стимулом для развития промышленности, в первую очередь для инженерного дела и металлургии. В 1855 году Наполеон распорядился провести индустриальную выставку, которые стали регулярными, их было проведено 6, наиболее крупными были выставки 1878 года ,но которой были представлены Статуя Свободы и выставка 1889 года, на которой была представлена Эйфелева башня.

Во 2 ХIX века половине века французская экономика начала включаться общеевропейские экономические циклы. Огромный ущерб Франции нанесла война 1870-71 годов. Были потеряны Эльзас и Лотарингия более чем на полгода был оккуирован северо-восток Франции. Погибло 500 000 человек, более 1 500 000 человек оказались в отторгнутых территориях. Была выплачена контрибуция в 5 миллиардов франков. Однако это предотвратило удар кризиса 1873-79 годов.

В 80-х годах начался новый этап экономического развития, Франция постепенно вошла в процесс второй индустриальной революции, в промышленности было занято всего 2 000 000 человек из 16 000 000 трудоспособных, 5 000 000 было занято в сельском хозяйстве, 4 000 000 в торговле. Всего 40% населения к 1896 году проживало в городах. 47% всех крестьянских хозяйств имели земли до 10 га, 38% имели менее 1 га. Производство сельхозкультур было незначительным, по производительности Франция была на 11 месте в Европе, сильным ударом для сельского хозяйства стал приток зерна из Нового Света. В экономике шла постоянная дефляция, приводившая к постоянным убыткам производителей – цены упали примерно на треть. Хуже всего обстояло дело в виноградарстве, где началась болезнь лозы, что вызвало снижение производства вина в 3 раза с 70 до 26 миллионов гектолитров. В последней трети века началось создание во Франции сельскохозяйственных союзов, в которые входили тысячи крестьян. Эти объединения пытались внедрять новые технологии, закупали семена, технику и удобрения, в эти союзы входило более 1 000 000 человек, что позволило преодолеть кризис.

В промышленности в 70-х – 90-х годах Франция пережила 3 кризиса, в XX веке – 2 кризиса. Однако экономика Франции продолжала расти на уровне 2% в год. Кризисы вели к концентрации производства, французское правительство ввело заградительные пошлины. В конце XIX века началось формирование крупных производственных объединений – Шнейдер-Ле-Крезо (центр тяжелой индустрии, вооружение) Сен-Гобен (стекло, строительные материалы, химическая промышленонсть). Был создан комитет тяжелой промышленонсти, объединивший 250 компаний. Серьезно выросло производство в тяжелой промышленности, однако промышленность Франции в разы уступала промышленности Англии ,Германии и России. Шло сокращении е количества предприятий за счет их укрупнения, создавались крупные торговые и банковские предприятия.

В 1898 году была создана компания «Рено» за 15 лет компания прошла путь от производства примитивных автомобилей до производства танков и самолетов. В 1889 году был построен первый автомобиль «Пежо» и к 1903 году эта компания обеспечивала 50% потребностей Франции в автомобилях.

Французская промышленность развивалась за счет высокой квалификации французских рабочих и инженеров. Объем промышленного производств анна рубеже веков вырос на 75%, количество предприятий выросло в 3 раза.

Наибольшие показатели роста были в финансовой сфере Франции, французские банкиры не могли активно вкладывать средства в производство, что приводило к вывозу капитала, Париж стал финансовым центром Европы. Банкиры инвестировали финансы за рубеж ,но вкладывались и во французскую промышленность. К 1908 году во Франции было 266 банков, стоимость ценных бумаг Франции в 1906 году составляла 100 миллиардов франков. Французские банки кредитовали иностранные государства – Россию, Австро-Венгрию, страны Латинской Америки.

По основным показателям экономического роста Франция была в ряду развитых государств, но по темпам роста серьезно уступала странам новой экономики.







Сейчас читают про: