double arrow

Переселенческая политика царизма в конце 19 в


Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука). Или Культура Казахстана в 19 в.

I. С развитием капиталистич. отношений в Казахстане требовались образованные люди. Открывались русские школы, где учились и казахские дети; русско-казахские школы приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. Способные выпускники школ поступали в кадетские корпуса и ВУЗы России. Развивалось традиционное образование в казахской семье, затем детей отдавали в медресе, кот. Содержались на средства частных лиц. Учеников называли шакирдами, учителей - мугалами (люди старше 40 лет с дипломом медресе). Организатор народного образования во II пол. XIX в. – Алтынсарин (1841-1889). В январе1884 он открыл школы в Тургае, Кустанае; школы для девушек, с/х, ремесленные; созданы учебные, методические пособия (киргиз. Хрестоматия); переводил на казахский язык Крылова, Толстого.Во II пол. XIXв. появился новый тип казахского письма литературы; представитель-Абай (Ибрагим Кунанбайулы (1845-1904). В 8 лет он поступил в медресе, затем в русскую школу; ранние стихи написаны под влиянием восточной поэзии. В 80-х гг. встретился со ссыльными революционерами, изучал революционные идеи. Переводил на казахский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова. Проникновение капитализма, переселение крестьян порождали группу поэтов, кот. Оценивали это как «эпоху скорби» (зар-заман). Родоначальник этой поэзии - Шортанбай Конайулы (1818-1881); он называл Эпохой скорби период после присоединения Казахстана к России.В устной литературе ведущее место занимали лирические песни акынов (сал, серi); представитель - Акан-серi Корамсаулы.

III.Потребности капиталистич. России диктовали необходимость научного изучения национальных окраин. Цель ИРГО - изучение производительных сил края с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения. Для создания трудов по социально-экономической истории регионов возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление учёных архивных комиссий. Важную роль в изучении истории, культуры, быта казахского народа сыграли этнографические музеи, которые в конце XIX – начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Коллекции были в Москве, Петербурге, Верном; они привлекали внимание общественности к культуре казахского народа, способствовали распространению сведений о жизни казахов. Колониальные власти настороженно относились к деятельности научно –общественных организаций.




Отмена крепостного права в России не решила гл. вопроса - аграрного, поэтому царское правительство в целях разрядки социальной напряженности в стране, с одной стороны, и дальнейшей колонизации Казахстана, с другой стороны, активизировало переселенческую политику.В 1868 году по инициативе губернатора Семиреченской области Г. Колпаковского были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье». По этим правилам предусматривалось выделение земли переселенцам 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и повинностей, в том числе и рекрутской сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством. В 1885 году были утверждены «Правила о поземельном устройстве оседлого населения области», поскольку в Семиреченской области стала ощущаться ограниченность земли, а наплыв переселенцев был велик, эти правила несколько урезали привилегии переселенцев, так земельный надел определялся в 10 десятин на душу (мужскую), переселенцы освобождались от налогов и повинностей на 3 года, а в последующие годы вносили их в половинном виде. В 1886 году было разработано «Положение», предусматривающее условия обустройства переселенцев в Туркестанском крае.Стремясь придать переселенческому движению целенаправленный, организованный характер, остановить самовольное, неорганизованное переселение крестьян в К.-н» 13 июля 1889 года прав.-во России приняло спец. положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся и прежние времена». Конкретно определялись районы переселения в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. В 1891 и 1892 годах это положение распространялось на Тургайскую и Уральскую области. Переселение крестьян из России сопровождалось изъятием лучших земель у казахов. За период с 1885 по 1893 годы только в Акмолинской и Семипалатинской областях было изъято у казахских шаруа 284 843 десятин пахотной земли. Особенно большой поток переселенцев шел в Семиречепскую область. За период с 1868-1880 годы сюда переселилось 3324 семьи.



С середины XIX века Казахстан стал играть все возрастающую роль в российско-китайских отношениях. Пекинский договор 1860 года и Чугучакский протокол 1864 года закрепили признание Китаем отхода к России Кыргызстана и Семиречья, В 1881 году был подписан Петербургский договор, который предусматривал для жителей Илийского края (после возвращения его Китаю и вывода оттуда русских войск) возможность выбора китайского или русского подданства. И поскольку его жители уйгуры и дунгане не раз поднимали восстания против цинского господства, значительная их часть решила переселиться в пределы Российской империи. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье и Северный Кыргызстан происходило в 1881-1883 годах. Всего сюда переселилось более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган. Они расселились в долинах рек Усек, Чарын, Чилик, Талгар. Были организованы волости Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская и Карасуская. По первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в ней проживало 14 136 дунган и 55 999 уйгуро

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: