Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе
Внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан на современном этапе.
Культура Казахстана на современном этапе (образ, наука, музыка, тетр, кино)
После1991г определился кризис системы образования. На 1 янв 93г в Каз было закрыто 303 дет сада, на 154 тыс мест сокращено кол-во средних школ. В то же время, начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений, школ, ВУЗов. Принятие закона о языках и соответствующей статтьи конституции позволили начать возрождение национального образования. Их 8610 образованных школ 3379 работало на каз. языке, 72 на узбекском, 16 на уйгурском, 3 на таджикском. Увеличилось число смешанных школ до 2299. Кол-во школ работающих на русском до2840. Для изучения каз яз вышло 78 книг общим тиражом 5 млн экземпляров. Крупным событием в культ жизни Каз стал всемирный курултай казахов в сентябре 1992г с участием известных писателей, поэтов, ученых, общественно-религиозных деятелей со всего мира. В это время в культурных процессах наблюдаются негативные элементы: проблемы финансирования учреждений культуры, науки, вследствие экономических трудностей, усиление соц незащищенности врачей, учителей. В целом процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный со всеми присущими ему трудностями и недостатками.
Больше открытости привело к международным соглашениям с Турцией, Китаем, Рос, США, Германией, ВеликобританиейЛето 1999г проведение в Алма-Аты международного кинофестиваля. Проводятся встречи с ведущими специалистами в области культуры разных стран.
В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил. С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера.
В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы, наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами. Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбы против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения.
Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия. Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Концепция внешней политики дополняется и изменяется сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многоуровневый и многоплановый характер казахстанской дипломатии не подвергается корректировке.
Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» – не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство, как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и рынках сбыта, не имело и не имеет права.
Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.
Казахстан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего и равноправного сотрудничества как с соседними государствами – прежде всего, с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.
Достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом зависят, и будут зависеть в дальнейшем от состояния экономики. Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, ее технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик. В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым Стратегия по вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, определяющая и конкретизирующая цели и направленность казахстанских реформ, имеет большое значение. Суть этой стратегии, в соответствии с президентским Посланием, состоит в продвижении Казахстана в число наиболее динамично развивающихся государств мира. При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства. Провозглашаемые ориентиры подчеркивают приверженность Казахстана принципам мирного сосуществования, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества государств, а также свидетельствуют о стремлении влиться в сообщество влиятельных демократических государств, развивающихся и взаимодействующих на основе рыночных принципов. Ключевое слово здесь – конкурентоспособность, что подразумевает отказ от догоняющего развития и сосредоточение на поднятии секторов и сегментов казахстанской экономики, способных выдерживать жесточайшую конкуренцию на международных рынках и функционировать в условиях глобализации.
Успехи процесса модернизации в значительной степени обусловлены перспективами регионального сотрудничества. Регионализм дает возможность таким новым субъектам международных отношений, как Казахстан, не остаться на задворках мировых процессов, а быть втянутыми в самую гущу международных событий. Через региональную интеграцию средние и малые страны получают шанс создать полюс международных отношений и иметь свой голос при решении узловых проблем современности. На современном этапе важно уделять большее внимание экономическим, социальным, экологическим и демографическим проблемам центральноазиатского региона, добившись координации действий и взаимодополняемости национальных программ развития с остальными странами региона. Только объединение ресурсов, согласованность и совместимость региональной политики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, позволят центральноазиатским странам избежать превращения в «сырьевой придаток» и пассивный объект интересов ведущих геополитических центров. Создание совместных кластеров в ключевых отраслях народного хозяйства на основе учета взаимных интересов будет способствовать укреплению деловых связей, сближению и взаимопониманию между Казахстаном и центральноазиатскими странами. Опираясь на прогресс, достигнутый в различных сферах жизнедеятельности, Казахстан мог бы стать движущей силой регионального развития и содействовать модернизации всей Центральной Азии, являющейся зоной повышенного внимания Казахстана и одним из основных направлений внешнеполитической стратегии.
В числе долгосрочных приоритетов Казахстана находится углубление регионального партнерства в сфере безопасности. Республика является активным участником ведущих региональных объединений, таких как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепление мер доверия в регионе, налаживает двустороннее сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности с Россией, Китаем, США и Европейским союзом. Используя свое узловое географическое положение, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие позиции в формирующейся на евразийском пространстве многоуровневой системе безопасности, выполняя при этом важную функцию по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.
Одним из важнейших приоритетов с момента возникновения нашего государства является развитие отношений со странами мусульманского мира. Это объясняется тем, что ислам на протяжении многих веков являлся религией казахов и многих других народов, населяющих нашу страну. Кроме того, вопрос развития ислама тесно связан с необходимостью развития казахской культуры. Ислам давно уже перерос в самостоятельный фактор в системе современных международных отношений и влияет на многие политические процессы в мировой политике и экономике. Поэтому Казахстан выступает за возрождение и развитие ислама в рамках общего развития культуры и духовности республики, а также за налаживание культурного диалога и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с исламскими странами. Вместе с тем, Казахстан является светским государством, в котором религия отделена от политики и, следовательно, недопустимы любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей.
Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых.
Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии XXI века. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны, в первую очередь, старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.
Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. На практике это означает создание условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортно-импортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей.
Геополитическое расположение Республики Казахстан на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические цели и интересы определили место Казахстана в системе международных отношений. В этом плане, казахстанский путь в Европу – это не отход от азиатских ценностей, а, напротив, попытка совместить два направления внешнеполитической стратегии. Казахстан добился заметных успехов в продвижении идеи о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также активно содействует укреплению потенциала Шанхайской Организации Сотрудничества. В то же время Казахстан взял на себя ответственность за председательствование в ОБСЕ. Следовательно, партнерство и сотрудничество с ЕС – это важное направление политики страны, которая позиционирует себя как крупное евразийское государство, играющее большую роль в обеспечении глобальной и региональной безопасности. Экономический и военно-политический факторы в стратегии Казахстана в отношении ЕС дополняют друг друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Казахстан продолжает укреплять позиции наиболее последовательного сторонника развития интеграционных процессов между постсоветскими странами региона. Вне всякого сомнения, предложенная главой государства новая инициатива о создании Союза центральноазиатских государств внесла определенный импульс оживленности в тихую внешнюю обстановку региона, и призвана сыграть ключевую роль как по своему экономическому, так и политическому потенциалу. В обозримом будущем фокусом общественной жизни станет интеграционная политика. Именно такая политика способна посеять семя взаимопонимания, взаимопомощи, согласия и доверия между народами.
Важным событием для Казахстана, подтверждающим тот факт, что Казахстан действительно занимает достойное место в международном сообществе, является его председательство в ОБСЕ в этом году. Во многом решение о председательстве является признанием достижений Казахстана в области реформирования политической системы и развития либеральной рыночной экономики. Консенсусное решение государств-участников ОБСЕ основано на признании успешности внутренней и внешней политики страны, нацеленных на политическую стабильность в стране и в регионе. Избрание республики председателем ОБСЕ свидетельствует о растущем авторитете Казахстана на международной арене. То, что Казахстан является первым постсоветским государством и первой азиатской страной в европейской международной системе безопасности, также налагает на республику сложную миссию. В этом отношении роль Казахстана как председателя этой организации может стать знаковой, так как его опыт демонстрирует взвешенную, направленную на сохранение мира, многовекторную политику. Казахстан являет собой образец гармоничного современного многонационального и поликонфессионального общества. Именно проблемы взаимодействия религий, межэтнических отношений – это и есть тот весомый козырь стабильности и безопасности Казахстана, который наша страна может предложить в качестве обмена опытом европейским государствам. В целом, статус председателя ОБСЕ будет способствовать укреплению имиджа страны, упрочению позиций Казахстана в качестве субъекта международных отношений.
Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строится не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно в согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка с устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи велика роль казахстанцев.
В целом, резюмируя, можно говорить о том, что в первом десятилетии нового века геополитическая ситуация в мире существенно изменилась и таит в себе большой комплекс проблем, которые могут обернуться угрозами и рисками для безопасности и стабильности Казахстана. В связи с этим для Казахстана первостепенной задачей является реализация сбалансированной и ответственной внешней политики, учитывающей интересы Казахстана и динамику реального и мирового развития. Внешняя политика должна быть построена на понимании необходимости компромисса даже в самых острых вопросах. Казахстану предстоит и в дальнейшем, руководствуясь поручениями Президента РК, изложенными в Посланиях, прилагать усилия по укреплению обстановки безопасности, по диверсификации каналов сотрудничества с крупными региональными игроками (с США, РФ, КНР), по расширению своего влияния на региональные процессы. В этой связи весьма важными для казахстанского внешнеполитического ведомства становятся задачи поиска оптимального баланса интересов, гармонизации основных направлений внешнеполитической, внешнеэкономической, военной политики в регионе Центральной Азии, оценки реальных возможностей всех вовлеченных в сотрудничество участников с казахстанской стороны для активизации роли Казахстана в международных процессах. Добиться этого можно в рамках многовекторной дипломатии, развития интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровне, коллективной нейтрализации вызовов и угроз национальной и региональной безопасности. Решение и успешная реализация внешнеполитических приоритетов станут залогом дальнейшей стабильности и безопасности Казахстана.
Перспективная внешняя политика современных государств уже не может блуждать в истории повседневности. И главным ориентиром сегодня становится идея многовекторного, интеграционного и сбалансированного сотрудничества – идея разума сердца и сердца разума народа Казахстана, которую первым сформулировал Президент нашей страны.
Внешняя политика Казахстана выдержала проверку временем, и на современном этапе призвана нести в себе общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит народу Казахстана достойное место в мировом сообществе. Именно историческое время доказало проницательность интеграционных идей. Ведь, как изрек еще Фалес, «мудрее всего время, ибо оно объединяет все».
казахстан глобализация сотрудничество международный
98. Через кризис к обновлению и развитию». Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Астана. 6 Марта, 2010г.
Практически два десятилетия изо дня в день мы создаем с вами новую страну.Страну открытую и процветающую.Страну, в которой из года в год улучшается благосостояние казахстанцев.Страну политически стабильную и обеспечившую безопасность своим гражданам.Страну, которая никогда и ни для кого не будет источником внешней угрозы.Стратегия развития Казахстана, которую приняли на десятилетия вперед, опыт ее воплощения в реальные успехи страны дали нам уверенность в собственных силах, мы убедились в правильности выбранного нами пути.Именно поэтому с самого начала кризиса на мировых финансовых рынках, разразившегося более двух лет тому назад, мы разработали и последовательно реализуем комплексную систему антикризисных мер.Мы внимательно отслеживаем внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, и без промедления предпринимаем решительные меры. Именно поэтому глобальный продовольственный кризис не стал для нас национальным бедствием.Но сегодня экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность.Кризис пришел к нам извне. Его истоки не внутри страны, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики.Кризиса нельзя было избежать и все предусмотреть.На его преодоление ведущие экономики мира уже затратили более 10 триллионов долларов США, то есть практически 15 процентов всего мирового ВВП. Но ситуация к лучшему пока еще не меняется.Кризис последовательно вовлек в свою орбиту Американский континент, Европу и Азию.Судя по всему, он будет затяжным. Как говорят аналитики, мировая экономика в своем падении еще не достигала дна.Я, убежден, что после этого глобального кризиса изменится мировая финансовая система, а может быть, и политическое управление государствами. Многие приходят к необходимости «ручного управления» экономикой, и регулирование становится важнейшим делом выхода из этого кризиса.Поэтому глубокий и радикальный подход поможет мировому сообществу найти те пути, которые обезопасят нас в следующих зигзагах мировой рыночной экономики.
Мое предложение - это вклад в поиск решения глобальных проблем.Но сегодня реальность такова, что сжатие деловой активности в мире привело к снижению спроса на нефть и металлы. А это - основа экспорта Казахстана. За год цена на нефть упала почти в 4 раза, на металлы - почти в 2 раза.Наши основные торговые партнеры и ближайшие соседи - Россия и Украина - девальвировали свои национальные валюты на 40-45 процентов. И мы вынуждены были пойти на девальвацию тенге в интересах наших товаропроизводителей. Иначе казахстанская продукция потеряла бы свою конкурентоспособность. Мы продолжали бы сжигать золотовалютные резервы страны.
У нас имеется антикризисный план, выделены достаточные средства из государственных резервов. Правительство в целом и Премьер-Министр, руководители государственных органов, акимы несут персональную ответственность за выполнение намеченных мер по выходу из кризиса.
Сегодняшние проблемы и то, как мы с ними справляемся, - это экзамен на зрелость и устойчивость нашего общества и государства. Думаю, что мы этот экзамен выдержим. Нам предстоит войти в новый этап своего развития и преумножить наши достижения. Уверен, что мы справимся.
Для достижения намеченных целей необходимо сплочение нашего народа.
Поэтому обращаюсь ко всем казахстанцам -взяться за осуществление названных мер, проявить трудолюбие и напористость, быть бережливыми, помогать и заботиться о близких, о тех, кто нуждается в помощи.
Обращаюсь к депутатам Парламента, маслихатов, партии «Нур Отан». Избиратели, голосовавшие за нашу партию, оказали нам огромное доверие. И сейчас, в трудный кризисный период, мы должны его оправдать, стать во главе широкого антикризисного движения в обществе.
Вместе с Правительством и местными органами надо решать конкретные проблемы людей, взять на особый контроль реализацию антикризисных мер, расходование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Обращаюсь к Ассамблее народов Казахстана, ко всем политическим силам. Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто - нет.
Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса!
Не будем озлоблять людей, будем помогать им словом и делом. Именно это сейчас делает государство. Важной задачей остается сохранение мира и согласия в стране.
Обращаюсь ко всем государственным служащим. Сейчас многократно увеличивается ответственность каждого управленца перед народом, которому мы все служим. Необходимо чаще выезжать на места, встречаться с трудовыми коллективами, населением. Надо разъяснять меры, предпринимаемые государством, объединять людей, поднимать их на решение проблем.
Обращаюсь к работникам правоохранительных органов. От вас зависит спокойствие на улицах наших городов и сел. Необходимо решительно и жестко бороться с преступностью, коррупцией, мошенничеством, нарушением законов. В это трудное время нужно сделать все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, всего общества.
Я обращаюсь к средствам массовой информации проявлять активную гражданскую позицию! Вас не случайно называют «четвертой властью»!
Сейчас СМИ должны выступить в качестве «советника» для людей в вопросе, как лучше преодолевать трудности, как выжить, как выстоять в это трудное время. Надо учить граждан на позитивном опыте других людей. Такая же роль отводится и нашей научной и творческой интеллигенции.
Надо чаще давать материалы, которые утверждают такие настроения, как уверенность, личная активность, терпение, патриотизм, любовь к Родине.
Членам партии «Нур Отан» надо больше бывать в семьях, разъяснять на какие специальности можно переучиться, как получить кредиты и микрокредиты, что надо делать в трудные годы. Важно обойти каждый дом, каждую семью, стать помощниками и советниками простых людей. Объяснять, что ничего страшного нет, страна большая, работы много.