Зарождение ж.образования в России
Ж.школы стали появляться на рубеже 19-20 вв. в США, Германии, Англии, Швейцарии, Японии и Италии в связи с увеличение числа газет и журналов.
Школа | Дата | Что изучали | Итоги |
Высшая школа журналистов в Берлине (платное обучение) | Конец 19 века | 1. Юридич.положение о печати 2. история и техника газетного и печатного дела 3. практич.журналистика 4. рецензирование драм.произведении, романов, опер, концертов 5. написание корреспонденций и репортажей | - |
1) Высшая школа журналистики в Колумбийском университете США (по инициативе газетного магната Джозефа Пулитцера) 2)Ж.школы на юридич.факультетах университетов в Вашингтоне и Филадельфии | 1902 г | 1. Техника репортажа 2. Методика поиска новостей 3. Психология рекламы Для американского ж.образования было характерен акцент лишь на спец. журналистском образовании без фундаментальной подготовки. Обучение велось по типу мини-редакций: выпускались газеты, которые шли в розничную торговлю | Такая система подготовки привела к кризису (из 20 выпускников в редакции прижился только 1). Спец.комиссия пришла к выводу необходимости фундаментальный знаний в области истории,социологии и др.гуманитарных наук. После коррекции подготовки продолжает сохранять большую ориентированность на прагматическое направление в отличие от европейских школ |
Высшая школа социальных наук в Париже со спец.факультетом журналистики | 1975г | Фундаментальное университетское образование – кроме специального ж.образования, еще и общеобразоват. подготовка, развитие интеллектуального кругозора, широкой общей культуры | Отсутствие кризиса, продолжает существование |
Школы | Дата | Имена и организации | Что изучали | Итоги |
Проект высшей школы в Петербурге | 1902г | П.Д.Боборыкин | - | Проекту не суждено было сбыться |
Научные и практич.курсы для журналистов (платное обучение, без ограничений по уровню образования, соц., возрастным и национальным хар-кам) | 1902г | Л.Е.Владимиров | Юридические, исторические и филологические дисциплины Культура и искусство Лекции по спец.ж.дисциплинам и практич.занятия | Учеба началась с 1 февраля 1905г. и была прервана через 9 мес. В связи с декабрьским вооруженным восстанием |
Партийные школы журналистики: Женева- 1904г Капри-1909г Болонья- 1910г Лондон- 1911г | 1904-1911гг | В.И.Ленин А.М.Горький А.А. Богданов А.В.Луначарский Н.А.Семашко Ю.М.Стеклов И.Арманд Н.К.Крупская | Лекции по практической журналистике | - |
Консультирование журналистов в России | 1-ое дес-тие 20 в. | Петербургский журнал «Сотрудник печати»,учебная комиссия в московском издательстве «Луч» | Ведение специальной рубрики для журналистов | - |
В 1918 г.на 1-ом съезде журналистов обсуждали недостаток кадров в газетах. Пролеткульт предпринял попытку организовать в Москве курсы журналистов.
Школы | Дата | Имена | Что изучали | Итоги |
Школа журнализма в Петрограде | 1918г | А.И.Куприн («О репортере и газете») А.В.Амфитеатров («О редакторе») И.И.Левин («Экономика газетного хозяйства») | Дисциплины: 1)О репортере и газете 2) О редакторе 3)Экономика газетного хозяйства | Школа просуществовала недолго |
Школа журналистов при РОСТА(Российском телеграфном агентсве) | 1919г | Директор РОСТА П.М.Керженцев | Ж.подготовка людей из рабочее-крестьянской среды. 1)Изучение организационно-экономических основ дея-ти газетной редакции, книжного издательства, информ.агентства и пресс-бюро. 2)Навыки написания репортажа 3)Подготовка и обработка телеграфных сообщений 4)Составления рекламных материалов 5)Выпуск газеты и журнала 6)Корректура и стенография 7)Лекции по научному коммунизму 8)Экономическая и политич.география мира 9)Эстетика и лит-ра 10)История русской и зарубежной прессы | Курсы были краткосрочными 1.5-3 мес. И знакомила только с азами газетного дела.Выпустилось 136 газетчиков. По ее примеру открылись школы в Петрограде, Екатеринбурге, Ташкенте, Баку, Смоленске, Казани и Витебске. |
(ИКЖ) Институт красных журналистов(срок обучения- 1 год) | 1920г- проект Положения об институте журналистики 1921г- школа журналистики преобразуется в Институт красных журналистов | К.П.Новицкий (основатель) Лекции читали: М.С.Ольминский Л.Б.Троицкий Н.Н. Батурин (история большевистской и рабочей печати), М.И.Ульянова А.В.Луначарский Ю.М.Стеклов (история РКП (б)), П.П.Блонский (общая психология и психология творчества), А.М.Пешковский(языкознание), Ж.дисциплины: Б.М.Волин (редактор газеты «Рабочая Москва» и журнала «Перец»), С.Б.Ингулов (редактор журнала «Журналист»), Н.К.Иванов (фельетонист), М.И.Щелкунов (специалист по истории и технике печати) В.Я.Яроцкий (исследователь англо-американской лит-ры и журналистики) | 1)Разработка вопросов газетного дела 2) развитие новых форм печатной и устной пропаганды и агитации 3) подготовка редакторов, лит.критиков, заведующих редакционными отделами, секретарей, хроникеров, выпускающих. | 110 студентов |
Институт журналистики в Петрограде | Декабрь 1921г. | - | - | - |
Государственный институт журналистики (ГИЖ).Срок обучения 3 года | 1923г- декретом Совнаркома ИКЖ преобразован в ГИЖ. 1923г-шевство работников печати над ГИЖ: следили чтобы гос.стипендия, общежитие и столовая были доступны только тем студентам, кто посвящает работе в институте все свое время. 1924г- получил статус Коммунистич.вуза. 1925г.- в учебном плане появились историко-политические дисциплины | - | Идеологическая подготовка. Подготовка руководителей и сотрудников рабочей и крестьянской печати. Дисциплины: 1)введение в газетное дело 2)теория публицистики 3)газетная информация 4)история рус.журналистики 5)законодательство о печати 6)новые формы газеты 7)правка материалов 8)критическая библиография 9)пресс-бюро 10)практич.занятия по публицистике и информации 11)психотехника 12)общественно-политические дисциплины Обучение велось в форме бригадно-лабораторного метода. Лектор давал только общую ориентацию в предмете, а освоение курса шло путем самостоятельных занятий и во время групповых коллоквиумов, дискуссий, семинаров в группах. 3-4 мес- практика в газетах | - |
Прочие:
1) 1924 г-открылись секции газетного дела в Коммунистическом университете народов Востока и в Ком.университете нацменьшинств Запада для обучения и направления кадров в газеты на нац.языках и выходящих в национальных республиках Союза. Журфаки и отделения открылись в комуниверситетах Белоруссии, Закавказья, Средней Азии, Татарии и др.
2) «Ямфак»(ф-т языкознания и материальной культуры) Ленинградского университета готовил редакторов. Там изучали газетное и печатное дело, книговедение, технику типографского набора, проводили прктикумы.1926г-создана кафедра газетного дела.
3)20е годы подготовку кадров вели редакционно-издательская секция Высшего литературно-художественного института в Москве и Институт живого слова в Петрограде.
4)Существовали газетные техникумы (обучение репортеров и литработников, выпускающих, корректоров), «газетуч» -школа газетного ученичества - газетные профучилища.
5) Курсы повышения квалификации и переподготовки