double arrow

ФОРМИРОВАНИЕ АФИНСКОГО ПОЛИСА


Бедная плодородными равнинами Аттика оказалась в стороне от движения дорийцев с севера на юг Балканского п-ва. Впрочем, кажется, вторая волна переселенцев захватила и ее. Здесь издавна жили ионийцы, сюда в значительном числе бежали ахейцы из Пелопоннеса после прихода туда дорийцев. В гомеровское время на территории Аттики проживали четыре племени-филы. Каждая состояла из трех фратрий, фратрия - из нескольких десятков родов. Афин как города не существовало, но было поселение на холме, впоследствии превратившимся в афинский акрополь. Скалистый холм находился в 5 км от моря, имел довольно крутые склоны. Его положение в Аттике делало наиболее удобным для объединения всей области вокруг него как главного центра. Во главе племен- фил стояли вожди-басилеи, советы старейшин, народные собрания. Племена периодически объединялись, чтобы защитить Аттику от пришельцев. Между племенами, однако, шли войны за соседние земли. Внутри племен начались процессы, несовместимые с общинно-родовым бытом. Постепенно члены родов, фратрий, фил перемешивались между собой благодаря росту купли-продажи земельных участков, развитию ремесла и торговли, прибытию переселенцев из Пелопоннесса. Многие люди оказались не на своей территории, а на земле чужих родов, племен. Там они не имели защиты, прав. Да и внутри родов, племен растет имущественное неравенство, все меньше общих интересов между их верхушкой и рядовыми, тем более, беднотой. Так что на повестку дня встал вопрос об объединении всей области, предоставлении на ее территории прав и защиты для всех жителей вне зависимости от их принадлежности к кровнородственным объединениям. Введение синойкизма древние приписывали аттическому герою Тесею. На самом деле это был довольно длительный процесс и завершился он в VIII в. Тесей якобы уничтожил органы управления четырех племен и заменил их единым советом (возможно, советом басилеев), который находился в Афинах. Культ богини Афины стал общеаттическим; в ее честь учреждался праздник Панафинеи. Все население Тесей поделил на три категории: эвпатридов (благородных), земледельцев-геоморов и ремесленников - демиургов. Т.о., знать была отделена от общей массы демоса, демос разделен по профессиональному признаку. Все это несовместимо с кровнородственным принципом общественной организации в условиях первобытного строя. Управление обществом взяли на себя эвпатриды, знать. Совет старейшин называется ареопагом (в честь бога войны Ареса) и фактически руководит всеми делами в Аттике. Важная роль принадлежит коллегии архонтов, тоже представленной родовой знатью. Право было неписаным, суд находился в руках эвпатридов. Недовольство народа росло, нужна была искра, которая бы переросла в пламя. Такой искрой стала Килонова смута (ок. 640 г.). Аристократ Килон, победитель на Олимпийских играх, вознамерился захватить власть в свои руки. С кучкой друзей он захватил акрополь. Но народ его не поддержал. Килон бежал, его приверженцы оставались в храме, им пообещали ничего плохого не сделать, если они оттуда выйдут, но обманули: они были убиты. В этом злодеянии обвинили представителей знатного рода Алкмеонидов. Попытка установить тираннию не удалась. Не пришло для этого время. Килонова смута - отражение борьбы за власть между знатными родами. Вскоре эвпатриды вынуждены были пойти на запись правовых норм. Кодификация права была проведена архонтом Драконом в 621 г. Отменялась кровная месть - важный принцип родового строя. Вводились новые правила судопроизводства, различались предумышленные и непредумышленные убийства. Охранялась частная собственность: смертная казнь ожидала каждого, кто на нее посягнет. Даже кража овощей каралась смертью. Говорили, что законы написаны кровью, но они стали ударом по родовым порядкам, произволу суда.






Демос почувствовал вкус к борьбе. Положение его становилось все невыносимее. Аристотель пишет, что весь народ был в порабощении у знатных, началась могучая смута. И тогда посредником и архонтом был избран сообща разорившийся аристократ Солон, ему вменили в обязанность провести реформы, устроить государство. Законодательство Солона относится к 594 г. Солон в стихах рассказал потомкам о себе, своих соотечественниках и преобразованиях в обществе. Древние приписывали ему множество реформ. Не все действительно провел в жизнь Солон. Но то, что он сделал, стало эпохой в жизни Аттики, становлении Афинского государства. Он отметил долговую кабалу (сисахфия - “сбрасывание бремени”, т.е. уничтожение “долговых” камней, помещаемых на земельном участке несостоятельного должника); в одном из стихотворений Солона читаем:

Моей свидетельницей пред судом времен

Да будет черная земля, святая мать

Богов небесных! Я убрал с нее позор

Повсюду водруженных по межам столбов.

Была земля рабыней, стала вольною.

И многих в стены богозданной родины

Вернул афинян, проданных в полон чужой

Кто правосудно, кто неправдой...

Солон установил земельный максимум, запретил вывоз зерна из Аттики и разрешил вывозить оливковое масло. Он поощрял развитие ремесел (сын мог не содержать престарелого отца, если тот не обучил его какому-нибудь ремеслу), ввел удобную систему мер и весов. Закон о свободе завещаний предполагал борьбу с родовой собственностью: в Аттике каждый мог завещать землю кому угодно, земля знатных родов теперь могла дробиться.

Другая группа реформ - реформы политические. Все население Аттики делилось на четыре разряда по величине земельного дохода. К первому принадлежали пятисотмерники - т. е. те, чей доход составлял 5000 мер (мера - медимн, ок. 52 литров) зерна или вина, масла; ко второму - те, кто имел доход в 300 мер (трехсотмерники, или всадники). Третий разряд составляли имевшие достаток в 200 мер (зевгиты), а четвертый - феты, люди, получавшие менее 200 мер дохода. Представители 1-го и 2-го разрядов служили в коннице, избирались на высшие должности, представители 3-го разряда служили в тяжеловооруженной пехоте, а феты могли заседать в народном собрании, суде, служить в легковооруженной пехоте. Роль народного собрания значительно возросла за счет повышения значимости средних слоев в общественной жизни. Как бы в противовес ареопагу Солон ввел новый орган - Совет Четырехсот (по 100 человек от каждой филы), готовивший дела для рассмотрения в народном собрании. Появился суд присяжных, избираемый из всех граждан, включая фетов. Народное собрание и суд присяжных (гелиэя) - самые демократические органы власти.

Родовой строй потерпел новое поражение, был открыт путь для развития классического (привозного) рабства, оформился государственный строй Афин, заложены основы афинской демократии и экономического расцвета государства - вот в чем историческое значение реформ Солона. Но нужно сказать, что они имели компромиссный характер. Знать надеялась, что Солон обеспечит ей благополучие и права, демос ожидал улучшения своего положения. Солон же удовлетворил фактически интересы верхушки демоса - торгово-ремесленный строй, рвавшийся к власти. Его представители попали в высшие имущественные разряды и получили желаемые политические права. Эвпатриды негодовали, низы демоса оставались нищими; Солон покинул Аттику на 10 лет, взяв с сограждан слово, что они ничего не изменят в его конституции. И хотя афиняне конституцию не изменили, противоречия в обществе остались, лишь перегруппировались силы. Зажиточные слои стояли за сохранение реформ Солона, эвпатриды и феты - за их уничтожение. бразовались три группировки, названные по географическим областям Аттики: педиеи - жители равнин, старая знать; паралии - жители приморской полосы, ремесленники, торговцы, среднее крестьянство; диакрии - жители горных районов, мелкие земледельцы, городская беднота. Страсти накалялись: демос уже имел опыт борьбы, осознавал свои права и беды и верил в свой успех. Решить противоречия миром становилось невозможно. История предложила не лучший, но все же выход - тиранию.

Тирания - власть, установленная насильственным путем на волне социальных смут и беззакония, это единоличное правление, своеобразная форма монархии. Тиран становился над противоборствующими группировками, диктовал свою волю обществу. Это эгоистическая власть, рассчитанная на достижение личных целей правителя, удовлетворение его честолюбия. И тем не менее ранняя, или старшая тирания сыграла в истории рождающихся полисов даже положительную роль. “Волк среди стада овец”, как говорил Платон, тиран понимал, на чьей стороне ему выгоднее находиться. И он избрал сторону демоса. В Афинах во главе диакриев встал один из аристократов - Писистрат. Не сразу ему удалось узурпировать власть, но после трех попыток он все же стал тираном и правил Афинами в 560 - 527 гг. Беднякам он давал ссуды для земледельческих нужд, раздавал имущество осужденных и бежавших из Аттики богачей, создал разъездные суды, разбиравшие тяжбы между крестьянами и знатью на местах, ремесленникам обеспечил выгодные для них заказы, много строил и таким образом давал заработать бедноте, воевал, пробился к Черному морю, открыл морские пути торговцам, способствовал расширению торговых связей Афин с другими греческими районами. Заботился об облике Афин, не жалел средств на празднества, особенно поощрял народные культы - Деметры, Диониса (Дионисии, к примеру, стали государственным праздником). Афины стали играть заметную роль на международной арене, окрепли в военном отношении, превратились в культурный центр. Писистрат ввел обременительный налог - 10% урожая. И все-таки он добился уважения сограждан. А вот его сыновья, пришедшие к власти после его смерти, не смогли этого сделать: ими были недовольны все. Писистратиды все держали в своих руках, по собственной воле назначали людей на должности или смещали должностных лиц. Роль народного собрания резко уменьшилась. В 514 г. афинские юноши Гармодий и Аристогитон убили Гиппарха, в 510 г. в изгнание ушел Гиппий. Солоновская конституция не была отменена, но вновь вспыхнула борьба, и победу в ней одержали члены рода Алкмеонидов.

В 508-500 гг. их представитель Клисфен проводит реформы, завершившие здание, постройку которого начал Солон. Было введено административное деление ради того, чтобы уничтожить старое деление на роды, фратрии, филы. Вся Аттика теперь делилась на три области (приморская, внутренняя, Афины с пригородами), каждая из областей - на 10 триттий; в итоге получилось 10 новых фил - территориальных, а не родовых. При этом фила не имела общих границ, ее жители были разбросаны в разных районах Аттики. Прежнее родовое деление потеряло всякое значение. Совет Четырехсот был преобразован в Совет Пятисот (по 50 представителей от каждой новой филы). Вводились новые должности, особенно важной стала коллегия 10 стратегов - военных командиров. За ареопагом остались некоторые судебные дела и религиозные функции. В число афинских граждан Клисфен включил некоторое количество метеков - свободных людей, живших на территории Аттики, но не имевших политических прав (и прав на владение землей). Таких людей довольно много появилось уже после реформ Солона. Наконец, Клисфен ввел остракизм (“суд черепков”, когда граждане указывали на глиняном черепке имя наиболее опасного, по их мнению, для государства политика, чтобы предотвратить возможность захвата власти одним лицом). Если один и тот же человек получал 6 тыс. “черепков”, он изгонялся из Афин на 10 лет. Законы Клисфена завершили формирование демократического полиса в Аттике.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: