Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории часто противопоставляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие исторического процесса,они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие. Так, рассмотренные нами периодизации истории на основе формационного и стадиально-цивилизационного подходов не противоречат друг другу, что хорошо иллюстрирует таблица.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД. | ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД. |
Общественно-экономическая формация-это: тип общества, основанный на определенном способе производства. | Цивилизация- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях. |
Цивилиация: 1) определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер 2) совокупность проявлений культуры 3) система ценностей общества | |
В марксизме под «экономической структурой общества» | Цивилизация — это совокупность уникальных проявлений общественного порядка, отличающая одну историческую общность людей от других |
Цивилизация – устойчивое культурно-историческое образование, отличающееся общностью: а) духовно-нравственных ценностей б) культурных традиций в) материально-производственной и социально-политической жизни г) образа жизни и типа личност | |
Спартак – раб, вождь восстания рабов. | Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека |
Формационный подход к историческому процессу предполагает 1) абсолютизацию законов истории 2) учет решающей роли экономического базиса 3) необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил | Цивилизационный подход к историческому процессу предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона |
Формационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение 1) интерес к познанию классовой борьбы 2) выявление форм эксплуатации 3) исследование различных форм собственности | Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания |
Достоинство формационного подхода к изучению истории состоит в том, что он.. 1) утверждает решающую роль материальных факторов развития общества 2) связывает критерии прогресса с формами собственности 3) рассматривает сложное взаимодействие базиса и надстройки | Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он.. исследует своеобразие и уникальность исторического развития. |
Формационный подход общественного развития предусматривает 1) интенсивное производство 2) объективность законов общественного развития 3) экономическое развитие | Цивилизационный подход общественного развития предусматривает взаимовлияние культур различных народов: |
Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути с разной скоростью. | Историческое развитие происходит в разных формах и различными путями. |
В основу формационной теории развития общества положены критерии: 1) деления общества на классы 2) развития производительных сил 3) отношения собственности | В основу цивилизационной теории развития общества положены критерии: уровень развития культуры |
базис | Локальная цивилизация |
надстройка | Стадиальная цивилизация |
производительные силы | менталитет |
Тип общественно-экономической формации определяют элементы производственные отношения | Культурно – исторический тип. |
Производительные силы и производственные отношения соотносятся с понятием способ производства | |
Общественное бытие – определяет общественное сознание (материализм) | |
средства труда - важнейшее из них – орудие труда. | |
Марксистскому учению соответствует характеристика: 1) народные массы являются движущей силой истории 2) роль народных масс более всего проявляется в развитии производительных сил 3) народ - это трудящиеся, создающие материальные ценности | |
Цивилизационный подход акцентирует внимание на соииокультурных факторах, а формационный - на экономических | |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД экономика и культура | |
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Наиболее широкий подход. | |
Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности называются: культурой | |
Все сотворенное человеком (так называемая «вторая природа») определяется как.культура | |
Культурой называют все виды и результаты преобразовательной деятельности человека |
3. Исторические школы: русская, советская, школа анналов.
Русская историческая школа.
Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) - русский писатель, историк. Основоположник русского сентиментализма, свой главный труд посвятил истории («История государства Российского» в 12-ти томах). Использовал большое количество источников, иногда искажал их. Выступал за просвещённый абсолютизм. Написал «записку» для царя и близкого его окружения. Концепция «государственника» Н. М. Карамзина - Россия — громадная страна, государственным строем ее должна быть монархия.
Сергея Михайловича Соловьева (1820 - 1879). Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. Критически относился к анализу источников(сухой историк). Выявил закономерности в развитии исторического процесса (борьба родовых отношений с государственными). С. М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию.
Василий Осипович Ключевский (1841 -1911). В «Курсе русской истории» в пяти томах В. О. Ключевский первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский. Упора на географический фактор и климат. Считал, что они повлияли на менталитет. Человеческая личность – главный фактор в правлении.