Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества - один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати - особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдастся существенный рост крупного частного землевладения.
Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и “путь чист” (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.
Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские политические традиции. Одна из них - деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказывались “даваться в число”. Их негодование вызвало также и то, что бояре “творяху… собе легко, а меньшим зло”. Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г. расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено.
Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига.
15.Новгород и Псков – феодальные республики: политический строй, общественная организация, экономика и культура.
История Новгородской и Псковской республик в период феодальной раздробленности занимает особую страницу в истории России. Именно с ними связаны многие дискуссионные вопросы в отечественной историографии. В Новгороде и Пскове возобладали тенденции к демократии. Там сложилась другая политическая культура, другие ценностные ориентации населения, отличные от традиции сильной центральной власти и коллективных ценностей Московской Руси. Только в Новгородской и Псковской землях возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали до XV столетия.
В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т. е. собрание жителей городских общин. Участие крестьян в вече не предусматривалось.Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди. Характерной особенностью землевладения в феодальных республиках являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Купечество объединялось в корпорации, общества. Центрами корпораций обычно выступали церкви.
Развитие Новгорода отличалось от развития других русских княжеств. Первой особенностью было более высокое развитие ремесла и торговли, чем в других русских княжествах. Малая плодородность новгородской земли не могла дать всем достаточное количество хлеба. Новгородцы вынуждены были доставать хлеб из других русских княжеств, в частности из Владимирского и Смоленского. Но Новгород имел прекрасное географическое положение, которое давало ему возможность быть торговым посредником между Западом и русскими княжествами. К тому же Новгород мог вывозить ценные северные меха на Запад, изделия новгородских ремесленников. Это давало толчок к развитию ремесла в новгородских городах и быстрому продвижению новгородских ушкуйников на северо-восток в поиске новых мест добычи мехов. Богатеющая от торговли военная знать закупала земли, становясь крупными вотчинниками и давая их в аренду мелким землевладельцам. Крупное боярское землевладение было второй особенностью развития Новгорода, разорявшей мелких землевладельцев и ведущей к обнищанию среднего класса, что, соответственно, приводило к постепенному падению Новгорода. Псков был крупнейшим пригородом Новгорода. Расположен он на скалистом берегу реки Великой. Первоначально Псков состоял из небольшой крепости – «детинца», а затем превратился в твердыню, совершенно неприступную для врага. Разросшись и разбогатев на торговле, Псков вышел из-под власти Новгорода и получил в 1348 г. независимость.Псков по своим особенностям был похож на Новгород, но Псковская республика была меньше по площади, чем новгородская, что не давало возможности развиться крупному боярскому землевладенью. Это способствовало укреплению среднего класса и увеличивало стабильность Псковской республики. Псковская республика, в отличие от Новгородской, погибла не от собственных неурядиц, а из-за внешних причин — усиления Москвы, чему в свое время способствовали сами псковичи.
Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты. Во второй половине XII века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства выступают уже, как правило, не князья, а бояре. Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.), Спаса Преображения на Ильине (1374 год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год). В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины XIV века, более поздние церкви отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками.Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример тому - яркие, сочные цвета иконы "Никола", написанной в 1294 году Алексой Петровым; иконы "Битва новгородцев с суздальцами", созданной в XV веке неизвестным художником.