Племенные союзы усуней и кангюев

Политическое и социальноэкономическое устройство усуней. Во 2в. до нэ племена,населявшие КZ, образовали устойчивые объед с зачатками гос. власти. Это были племена усуней–преемников саков. Племена усуней пришли в КZ из Центр.Азии. Теря их госва была обширной, сев границы доходили до Балхаша, зап. до Таласа. Центр располаг. в Илийской долине в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе Красной долины», на берегу ИссыкКуля. Со 2 в. до н.э стал формирся В.Ш.путь. Усуни преимущно занимся скотвом у них была сис. сезонного использования пастбищ и горных источ. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Выращивались огороднобачковые культуры. Усуни были больше скотоводами. У усуней сущ. рабство, рабами были пленные, гл. образом они использсь в дом. хоз. Население занималось ремеслами, торговлей, скотоводством, земледелием. Правитель– Гуньмоавторит. вождь. Власть по наследству. Гуньмо для управления за насел. созд. сист. контр. Она предс. собой учреждение в функции которого входит сбор даней или налогов, рекрут. воинов и охрана рубежей. Частная собственность на скот и на землю. Известна Каргалинская диадема. Сымацянь говорил, что у усуней 180 тыс. войска, 120 дворов 630 жителей. Хозяйство усуней было комплексным. Лошади были разных пород, высокопородистые скакуны. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, посуду изготовляли в большом колве, ее лепили из глины. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, умели плавить железо, из которого изготовляли ножи, мечи, наконечники стрел, кинжалы. Из цветного камня и благородных металов–бусы для женщин и украшения на одежду. Также известны находки печати из глины, камня. И письменные источники, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государствености. На развитое земледелие указыв. находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке поля и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок, кувшинов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Использовались и костяные земледел. орудия.

Политическое и социальноэкономическое устройство кангюйев. Сформировалось в III веке до н.э. на юге КЗ. Оно занимало обширную тер. в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. Говорили на иранских и древнетюркских языках. Как сообщали письменные источники: «Климат здесь умеренный, много сосен, ракитника, ковыля, кангюйев насчитывалось 600 тыс. человек или 120 тыс. дворов. Ставка называлась Битянь» Госво было связано полит., эконом., культ. связями с Китаем, Римом, Закавказьем. В период своего рассвета это госво вело войны с соседними племенами, союзами племен: гуннами, усунями и подчинило себе Бухару, Хорезм и некоторые др. области Ср.Азии. Через тер. гос. проходил ВШП, который кангуй стремились держать под своим контролем. Хозяйство. Население заним. скот. и поливным землед. В хоз. преоблад. коневодство, овцеводство, разводили коров, верблюдов, яков. Земледельцы заним. выращ. злаковых культур. Земля обрабат. каменными и металич. мотыгами. Использовались орудия, изготовленные из кости. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах + в глин. горшках. Строили множество водохранилищ и прудов. > роль играла охота. Охотились на косуль, сайгаков, водоплавающ. птицу– уток, гусей. Было развито рыболовство. Развито ремесло. Жители умели плавить Fе, изготавливали из него оружие и орудия труда. Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию внешней торговли с соседними племенами. Наряду с обменной торговлей в обращение пускались и $. Общественный строй. Существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредоточено > богатство. Остальное население становится зависимым от знатных и самост. Старейшин. Власть у кангюйев передавалась по наследству. Войны превратились в средство обогащения. Пленных превращали в рабов. Они занимались в основном приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Но рабов богатым семьям было не выгодно держать, так как они требовали пищ. затрат. Выгоднее было, когда трудились члены общины, так как они сами добывали пищу. Таким образом, имущ. не= привело к эксплуатации человека человеком. На земле кангюйев были города. Один из них– Кокмардан– был обнесен > стенами.Археологич. исследования позволили представить внешность кангюйев. На костянных пластинах были изображения. На некоторых были показаны сражения, конная охота. Глаза ромбовидные, крупные носы с горбинкой, усы, борода. Использовали курганы как место колых захоронений. Один из найденных курганов располог. в Отрарском оазисе и содержал > 50 захоронений. Дно могилы застилали кошмами и клали покойника в вытянутом положении на спине. В женских захоронениях были найдены заколки из камня, бусы из хрусталя, янтаря, коралла, а так же туалетные наборы в виде палочек графита, который исп. для чернения бровей.

Вывод: Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир. Таким образом объединения кангюев достигли уровня государственности, об этом говорят следующие признаки перехода к государственному строю: наличие определенных территориальных владений, появление частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как ормы эксплуатации, наличие права

8) Тюркский, Западнотюркский каганат,тюргешский. Эпоха Великого переселения народов в значительной мере изменила этническую и политическую карту KZ, Ср. Азии и Вост. Европы. Во 2ом веке многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились Зап. части Монголии и Алтая до Вост. Европы, на юге их кочевья достигали Амударьи. Это был Тюркский каганат (552-603). В основе государства самое многочисленное тюркоязычное племя теле. Основал Бумынкаган. Глава – каган. Хан, который распр. власть на Семиречье и Туркестан. Управлял захваченными тер. с help наместников, которые назыв. ябгу и шад. Их обязанности заключ. в сборе даней, в контроле за местными старейшинами племен. В 552 г. Бумынкаган выступил против аваров. В 561-563 г. тюрки заключили союз с Ираном против эфталитов. Тюркский каганат достиг наиб. могущва. при Мукан кагане (553-572) В 6 веке земли KZ попали под власть могущественной державы Тюркского каганата. Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хунну (сюнну). Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, киргизы на Енисее. В 603 году от Тюркского каганата откололась его Зап. часть, которая получила название Западнотюркский каганат (603-704 годы). От Вост. Туркестана до Северокавказских степей. Ядром каганата стало 10 племен: 5 племен ДУЛУ и НУШИБИ ОнОкБудун. Столицей стал город Суяб. Летняя резиденция Мингбулак. Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуйкагана (610-618 гг.). Каганат вел кочевой и полукочевой образ жизни. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством, скотоводств. 1м лицом в каганате– каган (верховный владыка, правитель, военноначальник, собственник всех земель). Его ближайшие родственники назыв. тегины. Им принадлеж. право контроля за насел. Высшие титулы в каганате– ягбу, гиад, эльтебер –принадлежали каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Остальное население называлось карабудун (чернь). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные. Внутриусобная война привела к ослаблению каганата, а нашествие Танской империи положило конец на ЗТ каганат. Просуществовал 101 год.

Тюргешский каганат. Годы существования с 704 по 756 год. Тюргеши – многочисленное племя, населявшее междуречье Чу и Или и контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. > часть населения госва была вовлечена в м/ународную торговлю. Родоначальником династии принято считать – УчЭликкагана (699-706). Главную ставку он учредил в г. Суябе. Он разделил страну на 20 уделов по 7 тыс. воинов в каждом. В Тюргешском каганате преемником УчЭликкагана стал его сын Сакалкаган (706-711). Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическое положение государства было сложным. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. В течение нескольких лет тюргеши находились в политической дестабилизации. На престол пришел Сулуккаган (714-738). Он сформировал мощное войско и активно проводил военные действия против завоевателей. Военноадминистративная власть перешла к племенам черных тюргешей (карабудун), чья орда (ставка) перенесена была в Тараз. С прониквен. сюда арабов распространился ислам.В сер. 8 в. в этом регионе столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние, что привело к тому, что в июле 751г. на р. Талас недалеко от Тараза состсь Таласская битва. Она надолго положила конец попыткам Китая вмешся в дела этого региона, с др. стороны это усилило влияние здесь арабов. В 756г. Тюргешский каганат пал. Его сменило госво карлуковХозяйство. Пастбища находились в руках аристократич. верхушки. Земли контрол. каган. Основным капиталом был скот: лошади, овцы. Мускус был ценным продуктом.

9) Огузы, кимаки, карлуки. Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена Огузов. Наиболее компактно они жили в Приаралье, Северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX - начале X века в бассейне среднего и нихнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство Огузов – Мафазат аль-гузз (степь Огузов). Столицей огузского государства стал Янгикент, находившийся на важном караванном пути. Главой государства был джабгу. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромили Хазарский каганат. В 985 году Огузы в союзе с русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии. В 1041 году во время правления джабгу Шахмалика Огузы захватили Хорезм. К середине XI века огузское государство перестало существовать.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кыпчаков. В IX веке здесь образовалось государство кимаков. Правил государством джабгу, который в конце IX века принял титул кагана (хакана). Государство кимаков имело ставку в Кимакии (Имакия) на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с государствами саманидов, огузов, карлуков. Его сменило государство карлуков – Карлукский каганат (756-942) со ставкой в Суябе. Карлуки – это тюркские племена, населявшие территорию между западным Алтаем и Тарбагатаем. В VIII веке, теснимые уйгурами, они переселились в Семиречье и далее на запад, в Казахстане они постепенно расселились на территории от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озёрами Балхаш и Иссык-куль. Вожди их носили титул эльтебер, верховный правитель – джабгу, а с 840 года – каган. В Карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации. В 40-е годы X века произошло падение державы Карлуков и установление государства тюркской династии Караханидов.

10)Арабское завоевание Южного Казахстана и начало распространения ислама. Ко времени арабских завоеваний большая часть территории Ср. Азии и К. находилась под властью Западно-Тюрского каганата. Между ирано-язычным и тюрко-язычным населением происходило тесное сближение. Расширялись хозяйственные контакты, росли экономические связи. Эти факторы сыграли важную роль в организации отпора арабам. В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от Аму-Дарьи – Мавераннахра. Наместник Хоросана Кутейба ибн Муслим, захватив Балхаш в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). В 714 г. Кутейба захватил Шаш (Чач) и совершил поход на Испиджаб. Тюргеши в период своего возвышения стали грозной силой, оспаривавшей у арабов господство над Мавераннахром. Так во время правления Сулук-кагана, которому арабы за смелость и отвагу дали прозвище «бодливый», в 737 г. предпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, где объединился с карлукским джабгу. Но после его смерти Тюргешский каганат теряет былую власть, и этим пользуется арабский наместник Хоросана Наср ибн Сейя, который совершил несколько завоевательных походов в 737-748 гг. в ряд областей Ср. Азии и на юг К. Вторая половина VIII в. полна бурных политических событий, восстаний и мятежей. Наиболее мощным народным восстанием антиарабского и антимусульманского характера было движение Муканы в Ср. Азии, поддержанное Тюркскими племенами из Южного К. и Семиречья. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до города Кунана. В 812 г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20-х г. IX в. в Мавераннахре стала править местная династия саманидов, находившаяся в номинальной зависимости от арабского халифата в Багдаде. В 840 г. в центрально-азиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы уничтожилы Уйурский каганат. Вынудив уйгуров переселиться в Туркестанский оазис и в район Ганьгжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В этом же году началась его война против саманидов. Наместник Самарканда, объявив священную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ибн Ахмед предпринял поход на Тараз. После длительной осады город пал. Но в 904 г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, которое однако было вытеснено. Арабское господство коснулось лишь части территории Южного К., входившей в состав Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз оставались неспокойными для арабов владениями. Однако Кот, Отрар, Тараз, Шаш, Бухара,. Самарканд и другие города, принявшие ислам, стали крупнейшими центрами культуры. Мусульманство – одна из наиболее распространенных религии мира, возникшая в период формирования и утверждения у арабского народа классовых отношении в 7в. н.э. в Худжазе. Основателем ислама считается пророк Мухамед (570 - 632). В результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя – Халифат. Главные принципы ислама сконцентрированы в Коране. Коран – единственный источник мусульманского вероучения. Ислам оказал значительное влияние на искусство мусульманских стран. В области архитектуры это сказалось в появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей, минаретов, медресе и др.

11)Культура Казахстана 6-10вв. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-Хатун в окрестностях Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби и мавзолей Карахана в самом Таразе. Не позднее первой половины 7в. у тюрков возникло самостоятельное Орхо-Енисейское руническое письмо. Памятниками древнетюркской письмености явл-ся тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа Абу Наср аль-Фараби. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». В средние века в период гос. Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Ю. Баласагунский (Благодатное знание) и М. Кашгарский (Диван лугат ат-тюрк). В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмед Ясави (Диван-и-Хикмет). В первой половине 7 в. некоторые правители западных тюрок стали буддистами или покровительствовали буддизму. На юге К. и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешибе, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки буддийских статуэток и стрел с буддийскими персонажами и сценами. В 7-8 вв. н.э. христианство несторианского толка широко распространилось в городах Южного К. и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-819) христианство было принято царем тюрок, видимо, карлукским джабгу. На рубеже 9-10 вв. была образована особая карлукская метрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви. Своих приверженцев в Семиречье и на юге К. имело и манихейство, в первую очередь среди оседлых жителей. Среди жителей средневековых казахстанских городов были и приверженцы зороастризма. Памятники зороастризма можно проследить в сырдарьинских городах и в Семиречье. Многие связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах К. и после появления ислама. Однако распространившийся в К. ислам вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Источники 8-9 вв. свидетельствуют об исламизации населения южного К. Это связывают с арабскими завоеваниями этого периода. В начале 10 в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией.

12) Государство Караханидов. Пользуясь поддержкой Саманидов, Сатук Богра хан выступил против своего дяди Огулчака, и подчинил Кашгар и Тараз. В 942г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос. караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигли и ягма. Караханиды– 942-1210. Тер. – от Амударьи, Сыррьи до Жетысу. Пришло на смену карлук. каганату. Столица – Тараз. Начало гос. положили племена ягма. Родоначальник династии СатукБограхан(915-955). Караханиды официально объявили в 960г гос. религией ислам. В гос. сложилась военноленная система. Суть состояла в привлечении к военной службе за плату. Правитель наделяет землей за службу и эти уделы назыв. икта. Существовалы гражд., икта для духовенства. Важнейшей формой эксплуатации у караханидов является введение извольщины. Земля, на которой жили крестьяне, отдавалась в аренду. Арендаторы платили частью урожая или скотом. 2ая форма эксплуатации– коммендации. Мелкие владельцы имущ. вынуждены были идти под покровит. к иктадарам или феодалам и постепенно попадали в полную экон. завть. Правители уделов могли чеканить свою монету.В скотоводстве ведущим было коневодство. В X в серебряные дирхемы чеканили в Испиджабе и Таразе.В 992 году начали завоеват. походы. После долгой борьбы присоединили Мавераннахр (междуречье СырДарьи и АмуДарьи). Конец 1030х г разделение государства на 2 части при Ибрагиме ибн Насре: западную (центр Бухара) и восточную (центр Баласагун). С 1141 г оба ханства государства Караханидов перешли в руки каракитаев.

13) Государство найманов и кереитов. Найманы и Кереиты впервые появились на истор. арене около середины XIII в. Найманы тогда были известны под названием «сегиз огуз», т.е. Союз 8 племён, и находились под властью Уйгурского каг., а кереиты– под властью киданей. В 1125 г. гос. киданей распалось, и кереиты получили независимость. Возглавили их правители с титулом «буюрук хан», 1й из которых – Маргуз Буюрук хан – был одновремено и ханом монголов. Найманы основали собственое гос. в 1143г., правителем их стал ИнанчБильгеБуку хан. К югу от кереитов и найманов на границе с Китаем образовалось владение белых татар, большую часть которых составляли тюркоязычные онгуты.Гос. найманов. После образования гос. каракиданей найманы входили в его состав, но после смерти основателя Западного Ляо Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем ИнанчБильгеБуку хана. Гос. Найманов занимало земли к западу от кереитов, в Зап. Монголии и Вост. КZ. C самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Цент. Азии. После смерти в конце XII – начале XIII вв. Инанч хана, найманское ханство распалось на 2 части, которые возглавили 2 сына Инанча: Таян хан и Буюрук хан. Раскол ослабил найманов, и в 1201г. 2 владения потерпели поражение от кереитскомонгольского союза. В 1204г. монголы разгромили Таян хана, а в 1206– Буюрук хана. Гос. кереитов. В 50х г. XII века обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. В 1171г. ханство возглавил Торгул хан. В начале 80х г. Торгул начинает поддерживать монгольского хана Темучина, пытаясь через него укрепить своё влияние среди монголов. В 1183г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Торгулу был пожалован китайский титул «Ван», т.е. «царь», что было официальным признанием сувереных прав Торгула в Цент. Азии. В 90х г. власть хана ослабла. В1196 г. он бежал в Тангут, но уже в 1198 г. вернулся и вновь стал правителем керитскомонгольской федерации. Конец XII – нач. XIII ознаменовались ослаблением кереитского ханства и усилением монголов. В 1203г. между бывшими союзниками разгорелась война, завершившаяся поражением кереитов. Большая часть кереитов вошла в состав монгольского гос. Гос. строй. Гос. Найманов и кереитов были очень схожи по своему полит. устройству. Во главе гос. стоял хан, предававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде– ставке хана или осуществлялись служивой властью– черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население гос. делилось по военоадминистр. принципу на тыс., сотни и десятки.

14)Кыпчакские ханства (нач. 11в. – 1219г.) – хозяйство и общественный строй. Государство кыпчаков образовалось в начале XI в. на территории от Иртыша до Волги, которые стали преемниками кимаков. Государством правил джабгу, которы с конца IX в. принял титул кагана. В первой половине 11в. государство называлось Дешт-и-Кыпчак, ставка находилась в городе Сыгнак. Кыпчакское общество, сохраняя и воспроизводя многие институты патриархального уклада, вступило в этап утверждения и развития раннефеодальных отношений. Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот и землю. Соц. слои: ханы, беки, рядовые общинники, рабы. Кыпчаки никогда не имели единого государства, то есть они были лишь этнокультурной общностью, объединенной общим названием, языком и культурой, но без единого хана всех кыпчаков. Были просто отдельные ханы на некоторой территории. Кыпчакская конфедерация складывалась из множества родов и племен, а не являлась простой суммой кровнородственных союзов. В основе кыпчакского объединения лежали хозяйственно-территориальные связи, а не кровнородственные, то есть у кыпчаков зарождались феодальные отношения. На Руси их называли половцы, в Европе – кошаны, на Востоке – кыпчаки. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, болгарского, китайского, индийского и арабского народов.Хозяйство. Формы хозяйствования. Основной хозяйственной деятельностью кыпчаков было экстенсивное скотоводство. Они были кочевниками. Плано Харпини свидетельствует: «они (кыпчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, лошадьми. Вьючного скота у них огромное количество, какого, по-нашему мнению, нет ни у кого в целом мире». Однако, кыпчаки не были «чистыми» кочевниками, значительная их часть вела полукочевой образ жизни, а часть, которая не имела возможности кочевать, оставалась на зимовке и занималась земледелием. Сеяли в основном просо, а также пшеницу и ячмень. Подспорьем в хозяйстве кыпчаков была охота и отчасти рыбаловство. На базе скотоводческого сырья базировались домашние промыслы, ремесло. Добыча железа, меди составляло характерную черту хозяйства кыпчаков. Общественный строй. Со второй половины 11в. по 12в. наблюдается относительная стабилизация и полотическое единство кыпчакских ханов. Власть кыпчакских ханов передавалось по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана. В военно-административном отношении Кыпч. ханство делилось на 2 крыла: правое – со ставкой на р.Урал на месте г.Сарайчик и левое – в г. Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства нах. в Тургайских степях. Кыпчакское ханство было соц. и сословно неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Посягание на скот строго каралось по устоявшимся нормам обычного права (торе). Скот отмечался родоплеменными метками (тамгами). Право распоряжения пастбищами принадлежало кыпчакским ханствам и племенной знати. Самую бесправную группу сост. рабы, которые пополнялист за счет военнопленных

Племена джалаиров обитали в верховьях реки Орхон. Это были кочевые скотоводческие племена. Их государственные образования представляли собой улусы. Улус владел определённой территорией, имел свои границы. Правитель улуса – хан располагал аппаратом управления, войском, имел ставку – орду.

В ходе борьбы с монголами в 1190-1206 годах из Центральной Азии на территорию Казахстана прибыло много разгромленных групп найманов, кереитов, джалаиров. Часть из них осталась в Восточном Казахстане и подчинились монголам, часть переселилась в Семиречье и далее на запад и влилась в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности в состав казахского народа. В 1211 году глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье. Найманы вошли в родоплеменной состав Среднего жуза. Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Средний жуз казахов опд названием “керей”.

15) Культура Казахстана в X – XII вв. Средневековые государства на территории К. базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанным с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Коялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в VI – X вв. на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция, близкая к среднеазиатской. В X – XII вв. появляются новые города – Коялык, Ашнас, Сыгнак, и другие. И было около 50 (новых). Они имели канализацию, водопровод, бани. На юге К. и в Семиречье была распространена денежная торговля, добывали золото, серебро и медь. Известно два казахстанских монетных дворов в это время – Тараз и Испиджаб. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X – XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI – XII вв.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации – коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как архонские надписи, кюльтешн и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В. Вельяминова-Зернова, у Г. Потанина. В народном предании Коркут – это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже новой мусульманской эпохи X – XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кудатгу билиг» («Благородное писание», 1069 – 1070 гг.) Юсуфа Баласагунского и «Диван Лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Мухмада Кашгари, «Хакшет» («Премудрость») – сочинение поэта, шейха Ходжа Ахмета Яссави, ставшего мусульманским святым. Ему и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с обыденным сознанием тюркских народов, с зароастрийскими представлениями, древними верованиями Неба, Аруаками, Тенгрианством.

Большая плеяда ученых, литераторов и поэтов - выходцев из местной тюркоязычной и ираноязычной среды. Средней Азии и Казахстана - творила на арабском языке, который играл в этот период роль международного научного языка. К Х в. относится деятельность выходца с территории Казахстана - философа и ученого энциклопедиста, известного на мусульманском Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), - Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби ат-Турки. В научной литературе именуется сокращенно аль-Фараби. Фараби родился в г. Фарабе (Отраре) в 870 г. в тюркской семье, умер в 950 г. в Дамаске. Первоначальное знание ремесел и основ науки он получил в медресе Отрара. Абу Наср учился в Багдаде, изучал древнегреческую философию и математику, логику и медицину, музыку и языки. С огромным усердием он изучал труды греческого мыслителя Аристотеля. С 941 г. аль-Фараби жил в Дамаске и Халебе (Алеппо), правители которых всячески покровительствовали ему. Живя в разных странах, в разнообразной этнической среде, аль-Фараби не забывал о своей родине, подчеркивал свою принадлежность к тюркам. Основными научными трудами аль-Фараби, изданными в 80-х гг. в Алма-Ате, являются философские, математические, социально-этические, логические трактаты, а также трактаты о разуме и науке и др. Как видно из этого небольшого перечня, научный интерес аль-Фараби был разнообразен и оригинален. В области философии аль-Фараби, оставаясь идеалистом, высказал ряд материалистических идей, признавал существование высшего мира и возможность его познания через ощущения. Особое значение аль-Фараби придавал учению о разуме, методологическим проблемам науки, естественно-математическим исследованиям, физико-математической теории музыки, а также математическим основам геодезии и архитектуры. Значительный интерес представляют идеи аль-Фараби о происхождении человеческого общества, о государственном строе, о значимости нравственных факторов в жизни общества. В 1970 г. научная общественность Казахстана отметила 1100-летие со дня рождения аль-Фараби. Так, через тысячу лет имя отца науки, прославившего себя как на Востоке, так и на Западе вернулось в свои родные края.

16)Казахстан в период монгольского завоевания. Гос. татаро-монгол начинает формироваться в к. 11 и н. 12 века. Этот процесс занял длит. период. В 1206 году в результате острой борьбы феод. группировок к власти приходит ТимучинЧингисхан. Первоначально гос. было основано в долинах рек Архона и Керулена. Затем в ходе завоеваний оно превратилось в могучую империю. Образование единого гос. способствовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и прекращению междоусобных войн. В 1207-1211 годах были покорены народы Сибири и Вост Туркестана. В 1215 году был взят Пекин. В 1217 году монголы завоевали все земли к северу от Хуанхэ. В 1219 Чингисхан двинулся на тер. Юж. Казна ч/з Семиречье. До 1221 года татаромонголы завоевали всю тер. Семиречья, Юж. KZ, Среднюю Азию и в 1222 году ими была завоевана тер. Афганистана, Персии, Сев. Индии, Закавказья. В 1212 году найманский хан стал полновластным правителем Жетису. Под его власть попали города Сайрам, Ташкент, Северная часть Ферганы. Став непримиримым противником Хорезма, Кучлук начал в своих владениях гонения на мусульман, чем вызвал ненависть населения Жетису. Койлыкский правитель Асланхан, и затем Бузар отошли от найманов и объявили себя поданными Чингисхана. Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в КZ и Ср Азию. Особенно его привлекали цветущие города Юж КZ и Жетису. Встревоженный вестью о победах монголов Хорезмшах Мухамет отправил своих послов в Монголию. В Хорезм же прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Война в 1219 году началась с осады города Отрар. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть на осаду Отрара, а другую (во главе с Джучи) отправил вниз по Сырдарье, сам направился к Бухаре. Осада продолжалась 5 месяцев. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Гаирхан казнен, а стены Отрара срыты.Отряды Джучи, совершившие походы по Сырдарье, весною 1220 года подошли к Сыгнаку (осада 7 дней). За короткий срок монголам подчинились города Узген, Джен, Баргынлыкен.В начале 1221 года монгольские отряды подступили к столице Хорезма – Ургенч, который был взят после 5 месячной осады. Хорезмшах бежал в Иран. Для его преследования Чингисхан отправил крупный отряд. В 1223 году татаромонголы перешли Кавк. хребет и вышли в половецкие степи. В этом же году реке Калке произошло 1 сраж. татаромонгол с рус. дружинами. Изза несогласованности действий рус. потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули на Восток.

В 1224 году произошло окончате льное зав. тер. KZ татаромонго лами. Татаромонголы на зав. тер. KZ создали улусную систему. Чингисхан распр. тер. след. образом:

1.ДЖУЧИ от Иртыша до Урала и на Запад

2.ЧАГАТАЙ– тер. Юж. Каз., Тур кестана и Зап. часть Семиречья.

3.УГЕДЕЙ – Вост. Семиречье, Тарбагатай

4. ТУЛИ – улус Монголии.

Чингисхан для того, чтобы одержать такие победы провел значит. колво преобразований, которые коснулись всех сторон жизни монг. общ. Создал улусную систему.(улус это адм. тер. ед., которая должна была поставлять в армию Ч. воинов) Во главе улусов были поставленны близкие Ч. люди.

В 1226 году тм начали зав. Вост. Европы. На их пути были разгромленны волжские булгары, башкиры, рус. княжества.

В 1227 году умер Чингисхан. До его смерти умер Джучи. После себя Ч. оставил четко опред. права и привилегии одного рода, «Золотого рода» чингизидов Ясы.

Татаромонголы завоевали почти всю тер. Вост. Европы и установили систему налогообложе ния, а рус. правители могли управ лять своими землями только с получ. ярлыком на право управления кл. терей.

17.Золотой Орда. Следствием монгольского завоевания Казна стало то, что его террия оказалась разделенной м/у наследниками Чингизхана, который еще при жизни свою империю поделил на улусы м/у сыновьями. Террия Казна оказ. В составе 3х улусов. Большая, степная часть его вошла в улус старшего сына – Джучи, который умер еще при жизни Чингизхана, поэтому здесь стал править его сын Бату. Он заним. огрромную тер. от Иртыша, Сев. Семиречья, весь Восточ. Дешти Кыпчак до нижнего Поволжья. Столицей созданного Бату государства является СарайБату (на Волге). Во главе каждой из зав. тер. были поставленны наместники, которые контролировали деятельность местных правителей и сбор даругами налогов. Наиб. могущества Золотая Орда достигла в 1 пол. 14 в. при Узбекхане, в 1312 г. объявившего ислам гос. религией, а также при его сыне Жанибеке. В 14 веке начинается ослабление власти чингизидов. Отпадает тер. Крыма, выделяются рус. земли, на тер. Каз. возник ряд самост государств. К числу таких гос. образований относятся Ак Орда, Могулистан, Ногайская орда. Золотая Орда просущ. до конца 14 в. После смерти Бату хана в Золотой Орде не было единой власти, т.к. ханы менялись. В 14 в. к власти приходит Мамай, это было началом конца Золотой Орды. Эти годы, когда сменился 21 хан принято историками называть годы великой смуты.

18. Образование Ак Орды. Во 2 пол. 14 века Золотая Орда стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дештикипчака из Золотой орды выделилось самост. гос. Акорда. В него вошли земли междуречья Волги и Урала. Центр Акорды переместился на юг Казахстана. Столицей стал город Сыгнак. Первые правители были СасыБука и Ерзен, находившиеся в вассальной зависимости от З.Ордынских ханов. Фактически самостоятельной Акорда стала к середине 14 в. при Мубаракходже (1320-1344). Значительно укрепилась и провозгласила независимость при хане Урусе (1362-1380). Он стал вмешиваться в политич. жизнь З.О. Осуществил несколько военных походов против ханов З.О. и завоевал значительные территории. В 1336-1405 году в Маверенахре возникло государство Эмира Тимура, который в 1370 году установил свою власть и правил 35 лет. Он стремился объединить под своей властью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому препятствовала Золотая орда. Для того чтобы сломить ее Тимур вел захватнические походы против Акорды и Могулистана. В 7080х гг. он совершил около 10и походов против этих государств, в результате которых их самостоятельности был нанесен удар. К концу жизни эмира его держава включала в себя Маверенахр, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Индии. В 1428г. к власти в Акорде пришел шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет. В ханстве от Яика на зап. до Балхаша на востоке. Столицей ханства был Сыгнак.

19)Ногайская Орда. После распада ЗО к сер.15в. возникло самостоятельное госво на тери Зап.КЗ – Ногайская Орда (Мангытский юрт по тназванию одного из наиболее крупного племени мангытов). Обособление НО нач. при Едыгехане, кот. был крупным деятелем в ЗО держал власть 15 лет(1396-1411). Окончательно обособилась при его сыне Нур адДине (1426-1440). Границы гос. как и других кочевых государств менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Этнический состав Ногайской орды был близок к составу племен Ак Орды и Ханства Абулхаира. В НО входили тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения: мангыты, кипчакит, канглы и др. НО возникла как этнополитическое объединение. Входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся в 15 веке. Во 2 половине 15 века появилось название народности «ногай», под которым они стали известны соседним районам. Здесь, как и в других ханствах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения. На высшей ступени сословной лестницы находились: князья, ханы, мурзы, султаны, баи. Они стояли во главе орд, улусов, аулов и решали все экономические вопросы жизни соплеменников. Ногайская степная аристократия владела большим богатством, которое заключалось в табунах лошадей, верблюдов, овец, КРС. Сложилась улусная система власти и управления. Князь в орде имел наследственную власть – военную, дипломатическую, административную. Орда состояла из улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях. Рядовые кочевники обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, приходить с оружием во время военных походов. В 1416 вв. устанавливаются торговые, экономические и политические связи НО с Русским гос. и Крымским ханством.

20)Могулистан. Первоначально Могулистаном называлась восточная часть государства Хайду, возникшего на территории Улусов Угэдея и Чагатая и простиравшегося от Алтая до Сырдарьи и Амударьи. Историкогеографический термин Могулистан происходит от слова могул – искаженного монгол. Своим названием Могулистан обязан сохранению кочевых традиций и большому числу переселившихся сюда монголов. После распада государства Хайду в начале 15 века в Могулистане при поддержке эмира племени дуглат паладчи пришел к власти ТоглукТимур (1347-1348 гг.). Населяли Могулистан племена: дуглат, барлас, кереиты, канглы. Верховным собственником и политической главой государства был хан. Здесь, как и в Ак Орде были известны такие формы условного землевладения знати как икта, сойургал. Много происходило феодальных войн, усобиц и отражения внешних агрессий. ТоглукТимур в 60х годах делал попытки восстановить власть чагатаидов в Маверанахре. Но уже в 70 – 80х гг. правителям Мог. Хызрходже, Енге торе и другим пришлось вести войну с Тимуром. В результате изнурительной борьбы Могулистан распался на уделы, а Хызрходжа стал вассалом Тимура. При сыне Хозырходжи Мухаматхане (1408-1416) Мог. стал вновь независимым, ему даже удалось отвоевать долины реки Чу и Талас. Однако после его смерти в Мог вторглись ойраты и правящий в это время Вайсхан (1418-1428) вынужден был перенести свою ставку из Турфана в Илибалык. После смерти Вайсхана в Могулистане началась новая междоусобная война, с которой победителем вышел сын Вайсхана Есенбуга (1433-1462), несколько укрепился Момулистан при Юнусхане (1462-1487) но в 1472 году он был разгромлен ойратами и бежал на Сырдарью, но потерпел поражение и погиб. Последний из правителей Могулистана султан Саидхан в 1514 г. основал в Восточном Туркестане новое государство Могулия.

21)Государство кочевых узбеков или ханство Абулхаира. В 1428 году в Ц. Казне в результате полит. борьбы к власти пришел представитель второй династии линии чингизидов Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, в составе которого находились земли части Ц., З., и части ЮЗ Казна. Столицей был Сыгнак. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаирхан Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урусхана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. Они возглавили откочевку значит. части родов в Зап. Могулистан, где были радушно встречены ЕсенБугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу. В лице Джанибека и Керея ЕсенБугахан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году ЕсенБугахан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.Основание в соседнем Могулистане ханства узбекказахов вызвало опасения Абулхаирхана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаирхана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Джанибек и керей использовали ситуацию для расшир. тер. за счет гос. Абулхаира. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи.

22) Экономика и культура казахов XIV-XV. Интенсивно развивался в 14-15вв. процесс образования, становления тюркских литературных языков: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской групп. На кыпчакском языке в 13-14вв. было создано большое кол-во литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и др. тюркские племена имели свою устную поэзию. В 14-15вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы выделился каз. яз. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и-Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов, Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши, Асана-Каигы и Кастугана, воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос. В Юж. Каз. господствующей религией стал ислам. Это связано с именем Берке-хана, а также благодаря Узбек-хану. Распространяли свое влияние суфийские ордены «ясавийя» и «накшбандийя», кочевое население предерживалось шаманизма и культа предков.

В начале 14 в начинается возрождение и подъем городской культуры и особенно таких городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар. В городах развивается ремесло - гончарное, кирпичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер.15 в. наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и др. городах юга Казахстана. Памятниками архитектуры того времени являются мавзолеи Джучи-хана(14в), Алаш-хана(14-15вв) в Центр.Каз., мавзолей Дауд-бека(14в) в Таразе, Ходжа Ахмета Яссауи(14-15вв) в Туркестане, соборная мечеть и баня городища Отрар(14-15вв). Памятниками письменной литературы являются «Кодекс Куманикус»(14в) (-это образец научно-учебной, частично художественной лит-ры), также «Огуз-наме», «Хосров и Ширин» и др.

23)Формирование казахской народности. Происхождение казахского народа можно разделить на две группы: лингвистические и антропологические. Первый период предстает перед нами с выраженными хоз-культурными традициями, этническими объединениями и рассовыми образованиями. Распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получило срубленная культура, которая послужила основой для нового уклада жизни потомков в последующую эпоху раннего железного века. В 15-16вв. завершился многовековой процесс формирования казах. нар. и ее этнической тер-рии. Решающий этап в этнических процессах в Каз. связан с массовым расселением тюрков с сер. 1тыс. н.э. С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов. Гос. объединения во второй половине 15-16вв. основных этнических групп в каз. народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования каз. нар. Монгольское нашествие серьёзно задержало процесс образования казахской народности, но не смогло остановить его. Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь, стала крепнуть давно установившиеся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племён. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической единой территории. В силу действия различных этнополитических, хоз, географических и иных факторов на территории К. возникли три этнотерриториальных объединения. Старший, Средний, Младший жузы. Их образования произошло под влиянием еcтественно-географических, политических и экономических факторов. Казах – тюркское слово. Тюркский термин «казак» первоначально употреблялся как определение социального статуса человека, свободного скитальца, искателя приключений, т.е. вольный независимый человек откочевщик. Поэтому, когда Джанибек и Керей откочевали от узбекского кочевого ханства Абулхаира, их стали называть первоначально узбек-казахами позже по мере укрепления ханства Джанибека и Керея всеподвластны им народы стали называть казахами. Когда в 1465 году Керей был провозглашен правителем нового государственного образования, оно получило название Казахское ханство.

24)Образование Казахского ханства: причины и предпосылки. В 1428 году в Ц. Казне в результате полит. борьбы к власти пришел представитель второй династии линии чингизидов Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, в составе которого находились земли части Ц., З., и части ЮЗ Казна. Столицей был Сыгнак. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаирхан Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урусхана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. Они возглавили откочевку значит. части родов в Зап. Могулистан, где были радушно встречены ЕсенБугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу. В лице Джанибека и Керея ЕсенБугахан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году ЕсенБугахан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.Основание в соседнем Могулистане ханства узбекказахов вызвало опасения Абулхаирхана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаирхана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Джанибек и керей использовали ситуацию для расшир. тер. за счет гос. Абулхаира. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи. Так в 60е гг. 15 века образовывается Каз. ханство.

25) Казахское ханство в 16в. Наибольшего могущества Каз ханство достигло в 1ой чет. 16 в при хане Касыме, который еще при Бурундуке стал фактически правителем, он положил начало правления потомков Джанибека. Касым офицно стал править в 1511, после того, как потерявший авторитет Бурундукхан с кучкой своих приближых удалился в Маверенахр. Сам Бурундук подался к одной из дочерей в Самарканд, где и дожил свой век.

Касымхан (1511-1521) укрепил свою власть в Южном Казахстане, в 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Касымхан поддерживал дружеские отния с ханом Могулисгана Султан Саидом. который вторгся в Кашгарию и основал новое государство с центром в Яркенде. Это укрепило власть Казахского хана в Семиречье. Каз. ханво постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533 г.). Он вел дипломат. переговоры со Среднеаз. госуд., устанавливал торг. и полит. связи. Таким образом торг. и полит. связи позволили установить относит. мирное развит. значит. тер. населения. Касым вошел в историю как «собиратель казахских земель». Внутренняя политика была направлена на ослабление противоречий м/у феод. группировками. Благодаря этому каз. начинает играть заметную роль как торг. партнер, как кр. полит. центр, как регион разв. культуры. С Каз. ханством начинают считаться полит. лидеры Евразийского континента. После смерти Касыма в 1522 ханом стал его сын Мамаш, который вскоре умер в сражении. В 1523 ханом был провозглашен внук Джанибека Тахир (1523-1533). Он не пользовался большим влиянием, отличался жестокостью, при нем начались смуты, бедствия и поражения во внеш. политике. В 1538 году взошел на престол ХаккНазар (1538-1580). Сумел в значит. степени преодолеть феод. раздробл., ослабить междоусобную борьбу, поставить под контроль тер. Мангытского юрта. ХакНазархан пытался восстановить право казахов на земли. Но в условиях тяжелой внешнеполитой обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. Политику Хакназара проводил и его примник Шигай, патаясь стабилизировать ситуацию со Среднеаз. правит., был убит в ходе воен. действий. Тауекельхан (1582-1598) отличался стремлением наладить отнош. с Россией, Китаем; были заключены торговые и дипломатич. отношения с назв. странами. В период правления Есима (1598-1628) гос. было наполнено пост. борьбой и не всегда Есиму удавалось подавить выступления своих соперников. После его смерти в KZ наступает период феод. раздробленности. В это t к востоку от каз. общества сформировалось феод. агрессивное госво Джунгария. В 1635 году. Из-за возникновения этого гос. в условиях дистабилизации общества для каз. начались тяжелые испытания. Известные каз. джунг. нашествия, которые продолжались 1,5 столетия и которые нанесли вред э., к., привели к истреблению колва населения. Попытки ослабить эту ситуацию предпринимали многие правители, но действительные резты были достигнуты только при Тауке хане (1680-1718) наладил друж. отношения со всеми кроме джунгар.

26) Жеты Жаргы – административные права каз народа. В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник – “Жеті Жаргы”, который был составлен Тауке ханом. Он собрал для совета трех биев Толе-би, из старшего жуза, Казыбек-би, из среднего жуза и Айтеке би, из младшего жуза, и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. В “законах” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства: - за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем; - за воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – смерть; - родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, убийца возвращает себе жизнь, платя кун за мужчину 1000, а за женщину 500 баранов; - за убийство султана или хаджи – кун за семь человек; - если жена убьет мужа – смерть, или жизнь но позор; - родители за убийство своих детей ничем не наказываются; - изнасилование равняется убийству – наказание смерть; - богохульника, изобличенного семью свидетелями должно убивать каменьями; - сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят по аулам и сидящего на ней бьют плетью; - чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных; - каждый должен являться на собрание с оружием, безоружный не имеет голоса и младшие могли не уступать ему место. Есім ханнын ескі жолы. Суть этой реформы заключалась в том, что главенство закрытой элиты – Торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода байская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их своеобразной конституции - Есім ханнын ескі жолы (древний путь Есим-хана), принятой как дополнение к кодексу Касым-хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в биев и батыров, а также их взаимные права и обязанности. При Касым-хане был разработан кодекс законов “Касым ханнын қасқа жолы” - “Светлый путь Касым хана” – ставший в последствии источником обычного права казахов.

27) Казахское ханство в ХVIв. Ханы Есим, Жангир, Тауке. Время правления Есим хана (1598-1628) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. 40 каракалпакских родов восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. Осенью 1603 года бухарцы выступили из Самарканда в Ташкент. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар полностью разгромило Бухарцев и осадило Самарканд, осада результата не дала. 1607 году бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты есим ханом. В 1612 бухарский Иманкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел. В захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, Ташкентцы подняли восстание и убили наместника. В 1613 году казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. В 1613 году правитель Ташкента Турсун-султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. После захвата власти Турсыном ойраты совершили новый поход и сумели подчинить Старший жуз, Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. В 1621 году казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не успели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 году ойратов. В 1624 году Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора не смог. В 1627 году Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов. Турсын в это время напал на Туркестан, захватил в плен семью Есим хана. Турсын устроил ему засаду, но его войска были разгромлены, а он убит своими приближенными. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 года. После смерти есим хана, ханом был провозглашен его сын Джангир (1628-1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией. 1 сражение было в 1635 году, но оказалось неудачным для казахов. Джангир хан попал в плен, освободился через год, на всю жизнь оставшись непримеримым противником джунгар, для борьбы с ними он заключил союз с киргизами. В 1643 году 50-тысячное войско вторглось в казахские кочевья. Джангир хан не успел собрать войско и выступил с небольшой дружиной (меньше 1000). Оба войска встретились в местности Кызыл-Кия. Джангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые применили, причем массово, огнестрельное оружие. Несмолтря на все это, казахско-киргизский отряд был обречен, но в самый разгар боя в тыл ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантас батыром. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, закупив оружие у России, выступили против казахов. В одной из битв погиб Джангир хан. Тауке-хан. Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиска джунгар на казахские земли. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями средней Азии. Но Тауке хану удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоление сепоратизма знати, консолидации народа. При нем был составлен свод норм обычного права (Жеты жаргы), определивший основные принципы правопорядка и гос. Устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами..Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710, 1711, 1715, 1718 годах. В 1724, 25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 г – «год великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Совет биев превратился в важнейший орган решавшие вопросы внутр и внеш политики каз.ханства созывался с участием влиятельных биев из каз.жузов.Тауке сумел объеденить под своей властью все 3 жуза.он прилагал знач.усилия по укреп.единства народа и орг.отпора врагу.1710г.близ каракумов собрались представители всех 3х жузов для реш.вопроса об орг отпора врагу.

28)Хозяйство, общественный строй и культура казахов в XYI-XYII. Высшее сословие общества состояло из прямых потомков Чингиз хана по мужской линии – ак суек (белая кость), они входили в систему жузов. Чингизиды или торе по праву рорждения приобретали титул – султан, и только они имели право занимать ханский престол. Решающим фактором являлось не имущественное положение, а социальный статус. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев. Наказать их мог только хан или старший из султанов. Высшая власть была сосредоточена в руках хана. Его избирали из султанов, право на ханское звание имел старший в роде. Хан был верховным главнокомандующим войск, верховным судьей, обладал правом на введение переговоролв, объявления войны или мира, на издание законов и распоряжение всей территорией ханства. для не царствовавших потомков Чингиз хана по мужской линии употреблялся термил оглан или торе. К высшей категории относились представители ак суек или кожа, считавшиеся потомками первых проповедников ислама и пользовавшихся большим авторитетом среди народа, но их права, по сравнению султанами были ограничены. Наиболее многочисленным было сословие кара суек (черная кость). Для обозначения различных категорий простолюдинов широко использовались такие термины, как карачу, каракише, шаруа, букара. Среди черной кости выделялись несколько групп по характеру профессиональной и административной деятельности: Бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть люди, хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народа. В 15 17в.у казахов степных районов преобладает кочевое и полукочевое скот.во осн.видами скота были овцы лошади верблюды.экстенсивное скот.во требовало больших пастбищных угодий и их непост.нехватка вызывала войны и распри с соседями.скот.во зависело от прир.условий.заготовка кормов не произ.,зимой скот наход на подножном корму. В суровые зимы нередко проис.массовый падеж скота, кочевники скотоводы разорялись. Коч.скотоводстческое хоз.во многом обесп.жизнь каз.народа.оно давало казахам продукты питания материалы для одежды и обуви.конь был незаменим в военных походах и сражениях.кочевники скотоводы также изгот.войлок ковры одежду обувь. Произ.обмен товаров м!у городскими жителями и землевладельцами.

Хозяйство и культура казахов в 16-17вв. Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов "нар туйе", но большее предпочтение отдавали двугорбым. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние-кузеу и летние-жайлау. Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - джут. Причиной джута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау. Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки. В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место.Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами. К началу XIX в. орошаемые земли стали сокращаться, что было вызвано природными (усыхание степей) и политическими (колониальная политика России) причинами. И все же земледелие было довольно распространено не только на юге Казахстана, но и в центральных районах, на Жеме, Торгае, Ыргызе, в северных и восточных регионах Казахстана. Сельскохозяйственные культуры. Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, овес, рис, хлопок и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - "сулы" и ячмень - "арпа". Выращивали также рожь - "кара бидай", рис -"шалы" и бахчевые культуры - арбузы и дыни. Культура казахов Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, военачальниками. Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов. Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не то


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: