double arrow

Внутренняя борьба в лагере тайпинов. Ослабление таипинского государства


Политика «самоусиления». Государственный переворот 1861 г.

В ходе «опиумных» войн, а также военных действий против таипинов правители Китая убедились в военно-техническом пре­восходстве капиталистических держав Запада. В результате навязанных силой оружия неравноправных договоров иностран­ные колонизаторы приобрели в Китае довольно сильные по­зиции. «Открытие» страны стало фактом, который уже нельзя было игнорировать. Феодальному лагерю Китая приходилось определять свою политику по отношению к западным державам в новых условиях. При этом он исходил прежде всего из стрем­ления сохранить свое господство, подавить восстание таипинов и другие народные движения.

Одни представители феодальной аристократии Китая с не­доверием и тревогой относились к иностранцам. Они считали, что вторжение иностранцев подрывает основы господства цинской династии и феодальные порядки, и мечтали о возвраще­нии к политике самоизоляции. Для них европейцы были опас­ными «заморскими дьяволами». Выступая против иностранцев с консервативных позиций, эти круги еще больше боялись развертывания народной борьбы против иностранной агрессии. Другие рассматривали капиталистические державы как союз­ников в подавлении антифеодальных выступлений народных масс. Некоторые представители этой группировки считали, что сближение с западными державами позволит заимствовать во­енно-технические достижения этих стран в интересах укрепле­ния цинского режима. Провозглашенная ими политика полу­чила название политики «самоусиления». Ее сторонники стремились к консолидации господствующего класса, к сближению между феодалами маньчжурского и китайского происхождения. Маньчжуры готовы были допустить китайских феодалов на высшие государственные должности. В свою очередь, главарь помещичьей контрреволюции китайский феодал Цзэн Гофань был активным приверженцем политики «самоусиления».




Сторонники политики «самоусиления» стали брать верх в цинском лагере. Их поддерживал великий князь Гун. Импера­тор Сяньфын, покинувший столицу накануне вступления туда англо-французских войск, вскоре умер. На императорский пре­стол был возведен малолетний наследник, вместо которого пра­вили регенты во главе с принцем Су Шунем, противником сближения с западными державами. В ноябре 1861 г. в Пеки­не произошел государственный переворот. Су Шунь был от­странен от власти и казнен. Власть перешла к сторонникам соглашения с колонизаторами Гуну и Цыси — матери нового императора.

Государственный переворот 1861 г. способствовал установ­лению союза между иностранными колонизаторами и феодаль­ной реакцией, подчинению цинской династии иностранным ко­лонизаторам. Феодально-абсолютистская политическая над­стройка Китая начинала теперь использоваться иностранными колонизаторами для колониального закабаления страны. Вско­ре Гун подписал новые неравноправные договоры с западны­ми державами. По настоянию европейцев была создана колле­гия по иностранным делам — цзунлиямынь,— во главе которой стал сам Гун.



Теперь цинское правительство, китайские феодалы и ино­странные колонизаторы объединились для совместного подав­ления восстания тайпинов. Именно в этом и заключалась глав­ная цель сторонников «самоусиления». Одновременно в рам­ках политики «самоусиления» начали создаваться арсеналы, су­доверфи, заводы боеприпасов и т. п.

Период 1850—1856 гг. в целом был периодом успехов таипин­ского восстания. К концу лета 1856 г. положение на театре военных действий складывалось в пользу тайпинов, сумевших нанести ряд поражений войскам реакции. Однако с осени 1856 г. восстание стало развиваться по нисходящей линии. Усилились противоречия внутри таипинского государства.

Попутчики крестьянства из помещиков и купцов, примкнув­шие к восстанию с целью борьбы против маньчжурской дина­стии, были противниками антифеодальных преобразований, провозглашенных в тайпинском государстве. Кроме того, на­чали проявляться противоречия, заложенные в самом характе­ре крестьянской войны. Поскольку в середине XIX в. в Китае не было еще сложившегося капиталистического уклада, тайпинское восстание не могло перерасти в буржуазную револю­цию и заменить феодальный строй капиталистическим. Ослаб­ление помещичьей эксплуатации создало на территориях, конт­ролируемых тайпинами, благоприятные условия для подъема производительности крестьянских хозяйств, роста торговли и вместе с тем для усиления имущественного неравенства. Вну­три тайпинского государства постепенно намечалась тенденция к возрождению феодальных отношений.



Эти процессы сопровождались внутренней борьбой в тай-пинском руководстве. Некоторые вожди тайпинов и в какой-то степени сам Хун Сюцюань были недовольны той фактически неограниченной властью, которой обладал Ян Сюцин. В нача­ле сентября 1856 г. Вэй Чанхой с тайного согласия Хун Сюцюа-ня неожиданно вступил с трехтысячным отрядом своих сторон­ников в Нанкин. Войска Вэй Чанхоя окружили дворец Ян Сюцина. Он и его семья были убиты. Начался свирепый тер­рор против сторонников Ян Сюцина, в результате которого были истреблены тысячи ветеранов тайпинского движения. Прибывший в октябре в Нанкин Ши Дакай через несколько часов тайно покинул город, узнав, что он сам может стать жертвой террора Вэй Чанхоя. Семья Ши Дакая, оставшаяся в Нанкине, была уничтожена.

Действия Вэй Чанхоя вызвали общее возмущение в тай-пинской армии и среди населения. Хун Сюцюань приказал схватить и казнить Вэй Чанхоя. Вскоре Хун Сюцюань назна­чил главой правительства вернувшегося в Нанкин Ши Дакая. Однако внутренняя борьба в тайпинском руководстве не прекратилась. Обострились отношения между Хун Сюцюанем и Ши Дакаем. Летом 1857 г. произошел открытый разрыв. Ши Дакай покинул Нанкин. С ним ушла значительная часть тайпинской армии. Эти силы в течение нескольких лет вели борьбу против войск цинского правительства в провинциях Гу-анси и Сычуань. В 1863 г. они потерпели поражение. Ши Дакай был взят в плен и казнен.

События 1856 г. и последовавший затем раскол тайпин­ской армии ослабили государство тайпинов. После свержения Ян Сюцина положение на фронтах резко ухудшилось. Усили­лись тенденции к полному восстановлению феодальных поряд­ков. В тайпинском государстве формировалось новое феодаль­ное сословие — ванов. После переворота 1856 г. их стало бо­лее двухсот. Ваны богатели, они получили возможность экс­плуатировать крестьян всевозможными поборами. Первона­чальные демократические принципы предавались забвению частью руководителей тайпинского государства. Это отрица­тельно сказалось на армии. Резко ухудшились ее боеспособ­ность и дисциплина. Начались измены и грабежи. В конце 1856 г. тайпины были вынуждены оставить Учан и Ханьян.







Сейчас читают про: