Историческое значение крестьянской войны тайпинов

Причины поражения восстания тайпинов

Китайские крестьяне предприняли героическую попытку со­здать свое государство. Тайпин тяньго просуществовало с 1851 по 1864 г. и распространяло свою власть на обширную терри­торию с многомиллионным населением. Великая крестьянская война тайпинов, потрясавшая Китай полтора десятилетия, окон­чилась поражением прежде всего потому, что в тот период от­сутствовали объективные условия, необходимые для победы китайского крестьянства. Не было еще пролетариата, без ру­ководства которого невозможны успех крестьянских восстаний и подлинное социальное освобождение крестьянства. Не было и буржуазии, которая могла бы при определенных условиях на­править крестьянскую войну по пути буржуазной революции. В середине XIX в. в Китае не было еще объективных предпо­сылок для появления достаточно могучей общественной силы, которая могла бы преодолеть сопротивление реакционных сил китайского общества и заменить феодальные производственные отношения капиталистическими отношениями, обеспечить неза­висимость Китая перед лицом посягательств иноземных за­хватчиков.

Неблагоприятно для китайского народа складывалась и международная обстановка. В результате «опиумных» войн об­разовался единый фронт цинской династии, феодалов и ком­прадорских элементов Китая с иностранными колонизаторами, направленный против китайского народа. Крупнейшие капита­листические державы — Англия, Франция и США — органи­зовали совместную вооруженную интервенцию против тайпинского государства.

Основной и главной движущей силой тайпинского восста­ния и большинства других народных выступлений того време­ни было крестьянство. Тайпинскому восстанию были свойствен­ны слабости, присущие крестьянским войнам эпохи феодализ­ма. Религиозно-мистическая окраска движения и религиозный фанатизм вождей тайпинов помешали им установить единство с теми народными движениями, которые не разделяли религи­озного учения Хун Сюцюаня. В попытках организации тай­пинского государства ярко проявились крестьянские мечты о всеобщем равенстве, но в то же время и неспособность крестьян­ства, не руководимого передовым классом, подняться выше пред­ставления о «справедливом царе», что привело к установлению монархической формы правления. Как и восстания Разина и Пугачева в России, тайпинское восстание носило царистский характер. Поражению восстания способствовали и внутренние раздоры.

Крестьянская война охватила феодальный Китай в середине XIX в., когда завершалось складывание мирового капиталисти­ческого рынка и в передовых странах мира победил промыш­ленный капитализм. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали огромное международное значение освободительной борьбы ки­тайского народа против феодального гнета и иностранных ко­лонизаторов. Они приветствовали великое восстание и видели в нем союзника революционного пролетариата европейских стран.

«...Отрадно, что самая древняя и самая прочная империя в мире,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в самом начале собы­тий, в 1850 г.,— под воздействием тюков ситца английских буржуа за восемь лет очутилась накануне общественного пере­ворота, который, во всяком случае, должен иметь чрезвычайно важные результаты для цивилизации. Когда наши европейские реакционеры в предстоящем им в близком будущем бегстве в Азию доберутся, наконец, до Китайской стены, к вратам, ко­торые ведут к архиреакционной и архиконсервативной тверды­не, то, как знать, не прочтут ли они там надпись:

REPUBLIQUE CHINOISE LIBERTE, EGALITE, FRATERNITE» *

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, с. 234. В конце цитаты по-французски написано: «Китайская республика. Свобода, Равенство, Брат­ство».

Великая крестьянская война тайпинов занимает выдающееся место в истории Китая. Тайпинское восстание, подрывая фео­дальную систему землевладения, объективно расчищало пути для будущего развития национального капитализма в Китае. Хотя это восстание окончилось поражением и в последующие десятилетия усилилась зависимость Китая от иностранных ко­лонизаторов, героическая борьба тайпинов не была напрасной. На традициях тайпинского восстания учились последующие по­коления китайских революционеров. Наиболее дальновидные деятели освободительного движения китайского народа крити­чески осмыслили революционный опыт тайпинов, вскрыли их

слабости и ошибки. Вместе с тем в такой крестьянской стране, как Китай, оказались живучими и примитивные утопические идеи крестьянского уравнительного коммунизма тайпинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: