Китайская культура в конце XVIII — первой половине XIX в

Восстания угнетенных народов

После гибели тайпинского государства силы китайской реак­ции были брошены на подавление восстаний угнетенных народов. К 1873 г. цинские власти сокрушили дунганский султанат, созданный Ду Вэньсю в провинции Юньнань.

Более мощное движение дунган и уйгуров развернулось в 1862 г. на Северо-Западе. Его возглавили местные феодалы и мусульманское духовенство, провозгласившие «священную войну» против маньчжуров и китайцев. В 1865 г. восстание перекинулось в провинции Ганьсу и Цинхай, стало более мас­совым. В дальнейшем его возглавил крестьянин Биянху. Со­храняя национально-религиозный характер, движение приобре­ло антифеодальные черты, которые, однако, не стали преобла­дающими.

В середине 60-х годов национально-религиозное восстание охватило Джунгарию и Кашгарию. Повстанцы свергли цинскую власть, здесь образовались мусульманские ханства и эмираты, на территорию которых отступили теснимые цинскими войска­ми повстанческие отряды Биянху.

Вскоре все ханства, образовавшиеся в Восточном Туркеста­не, были объединены под властью одного из руководителей восстания — выходца из Кокандского ханства Якуб-бека. Новое государство получило название Джетышаар (Семи-градье).

Создание Джетышаара отвечало национальным и религиоз­ным чаяниям уйгуров и других народов Северо-Запада. Но феодальный характер нового государства и политика его фео­дальных правителей лишили его необходимой прочности и устойчивости. Политика ханов и духовенства, отстаивавших эгоистические классовые интересы феодалов, мешала сплоче­нию широких народных масс в борьбе против маньчжуро-китайских угнетателей. Недальновидной была и внешняя поли­тика Якуб-бека. Надеясь использовать в своих интересах анг­ло-русские противоречия, он пошел на сближение с Англией и султанской Турцией. Между тем к этому времени уже сфор­мировался союз Цинов с иностранными колонизаторами, в ко­тором видную роль играла Англия. В 1878 г. цинские войска сломили сопротивление Джетышаара, учинив при этом крова­вую расправу над местным населением. Многие дунгане, воз­главленные Биянху, перешли русскую границу и осели в Сред­ней Азии. Вскоре на территории Джунгарии и Кашгарии была создана провинция Синьцзян.

Глубокий кризис, переживаемый феодальным Китаем, вторже­ние иностранных колонизаторов крайне отрицательно сказались на развитии китайской культуры. Стремясь укрепить пошат­нувшиеся феодальные устои, цинские власти усилили цензуру над литературными произведениями. Преследовалось все про­грессивное и патриотическое. Для большинства литературных произведений характерным стал уход от острых проблем дей­ствительности.

Писатели и поэты, в большинстве своем защищавшие инте­ресы господствующего класса, старались слепо подражать клас­сическим образцам древности. Характерно, что главой неоклас­сического направления китайской поэзии середины XIX в. был палач тайпинов Цзэн Гофань.

Но в противовес феодальной культуре господствующих клас­сов китайский народ продолжал развивать прогрессивные, де­мократические традиции.

Отдельные представители интеллигенции стремились прео­долеть искусственную изоляцию Китая и его культуры от ос­тального мира, ознакомить Китай с жизнью и научными дости­жениями зарубежных стран. Линь Цзэсюем была написана книга «Сведения о жизни четырех материков», в которой со­браны материалы по истории, географии, политике различных государств. На основании этого труда друг Линь Цзэсюя, Вэй Юань, выпустил в 1845 г. «Описание с картами заморских стран». Появилось несколько других книг о европейских стра­нах.

В середине XIX в. в Китае зарождаются периодические из­дания современного типа. Их создателями были прогрессивные патриотические деятели. Линь Цзэсюй издавал журнал «Гуан-чжоуские записки». Видную роль в создании китайской прессы сыграл просветитель и пропагандист реформ Ван Тао. При его участии в Гонконге стали выходить первые китайские га­зеты.

В художественной литературе критика господствующих фео­дальных порядков нашла отражение в появлении нескольких ярких сатирических романов. В «Неофициальной истории кон­фуцианцев» У Цзинцзы (1701—1754) выведены представители различных слоев китайского феодального общества. В романе обличаются невежество и корыстолюбие шэньши и мандари­нов, прикрывающих свои неблаговидные дела конфуцианством. Одним из выдающихся произведений китайской и мировой литературы стал роман Цао Сюэциня (1724—1764) «Сон в красном тереме» (издан в 1791 г.), обличающий быт и мораль феодальной аристократии. В начале XIX в. получил широкое распространение сатирический роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале». Подобно автору «Путешествия Гулливера», Ли Жу-чжэнь посылает своих героев в разные мифические стра­ны, разоблачая при этом убожество и подлость власть иму­щих, осуждая бесправное положение женщины в феодальном Китае.

В середине XIX в. прогрессивные идеи находили свое вы­ражение по преимуществу в поэтических произведениях. Отчас­ти это объясняется тем, что стихотворения часто распростра­нялись устно, в то время как свирепая цензура не допускала опубликования сколько-нибудь прогрессивных прозаических произведений.

Политическая и социальная поэзия была неразрывно связа­на с начинавшейся борьбой против иноземных колонизаторов и восстанием тайпинов. В 1830 г. при активном участии Линь Цзэсюя возникло объединение поэтов. Среди его участников получили распространение реформаторские идеи. Объединение было инициатором борьбы против опиумной торговли.

Поэтами, воспевавшими идеалы тайпинского восстания, были некоторые его вожди (Хун Сюцюань, Ши Дакай), создав­шие большое количество стихов и песен.

Важную роль в развитии китайской национальной культу­ры играло народное творчество. В конце XVIII — начале XIX в. были изданы два сборника народных песен — «Лирические пес­ни провинции Гуандун» и «Одежда из крыльев зари».

В период бурных событий, связанных с вторжением коло­низаторов и крестьянской войной тайпинов, традиционный ки­тайский литературный язык вэньянь, отличавшийся от устной речи и не воспринимаемый поэтому на слух, был уже мало­пригоден. С его помощью трудно было излагать новые явле­ния общественной жизни, обращаться к массам. Характерно, что глава тайпинского правительства Ян Сюцин выступил за отказ от вэньяня и переход на байхуа — литературный язык, основанный на нормах разговорной речи. Однако тайпинам не удалось осуществить эту важную языковую реформу. В после­дующие десятилетия передовые деятели китайской культуры продолжали борьбу за переход на байхуа.

Начавшееся пробуждение национального самосознания ки­тайского народа сказалось также на развитии изобразительно­го искусства. Хотя в целом в XIX в. наблюдался застой в раз­витии китайского изобразительного искусства, отдельные его жанры (гравюра, лубок) достигли заметных успехов. В лучших произведениях изобразительного искусства пробивают себе до­рогу социальные и патриотические мотивы. Наблюдается и не­которая демократизация в развитии китайского театра. Широ­кое распространение получают пьесы, основанные на народной музыкальной драме. Это направление театрального искусства получило название пекинской оперы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: