Восстания угнетенных народов
После гибели тайпинского государства силы китайской реакции были брошены на подавление восстаний угнетенных народов. К 1873 г. цинские власти сокрушили дунганский султанат, созданный Ду Вэньсю в провинции Юньнань.
Более мощное движение дунган и уйгуров развернулось в 1862 г. на Северо-Западе. Его возглавили местные феодалы и мусульманское духовенство, провозгласившие «священную войну» против маньчжуров и китайцев. В 1865 г. восстание перекинулось в провинции Ганьсу и Цинхай, стало более массовым. В дальнейшем его возглавил крестьянин Биянху. Сохраняя национально-религиозный характер, движение приобрело антифеодальные черты, которые, однако, не стали преобладающими.
В середине 60-х годов национально-религиозное восстание охватило Джунгарию и Кашгарию. Повстанцы свергли цинскую власть, здесь образовались мусульманские ханства и эмираты, на территорию которых отступили теснимые цинскими войсками повстанческие отряды Биянху.
Вскоре все ханства, образовавшиеся в Восточном Туркестане, были объединены под властью одного из руководителей восстания — выходца из Кокандского ханства Якуб-бека. Новое государство получило название Джетышаар (Семи-градье).
Создание Джетышаара отвечало национальным и религиозным чаяниям уйгуров и других народов Северо-Запада. Но феодальный характер нового государства и политика его феодальных правителей лишили его необходимой прочности и устойчивости. Политика ханов и духовенства, отстаивавших эгоистические классовые интересы феодалов, мешала сплочению широких народных масс в борьбе против маньчжуро-китайских угнетателей. Недальновидной была и внешняя политика Якуб-бека. Надеясь использовать в своих интересах англо-русские противоречия, он пошел на сближение с Англией и султанской Турцией. Между тем к этому времени уже сформировался союз Цинов с иностранными колонизаторами, в котором видную роль играла Англия. В 1878 г. цинские войска сломили сопротивление Джетышаара, учинив при этом кровавую расправу над местным населением. Многие дунгане, возглавленные Биянху, перешли русскую границу и осели в Средней Азии. Вскоре на территории Джунгарии и Кашгарии была создана провинция Синьцзян.
Глубокий кризис, переживаемый феодальным Китаем, вторжение иностранных колонизаторов крайне отрицательно сказались на развитии китайской культуры. Стремясь укрепить пошатнувшиеся феодальные устои, цинские власти усилили цензуру над литературными произведениями. Преследовалось все прогрессивное и патриотическое. Для большинства литературных произведений характерным стал уход от острых проблем действительности.
Писатели и поэты, в большинстве своем защищавшие интересы господствующего класса, старались слепо подражать классическим образцам древности. Характерно, что главой неоклассического направления китайской поэзии середины XIX в. был палач тайпинов Цзэн Гофань.
Но в противовес феодальной культуре господствующих классов китайский народ продолжал развивать прогрессивные, демократические традиции.
Отдельные представители интеллигенции стремились преодолеть искусственную изоляцию Китая и его культуры от остального мира, ознакомить Китай с жизнью и научными достижениями зарубежных стран. Линь Цзэсюем была написана книга «Сведения о жизни четырех материков», в которой собраны материалы по истории, географии, политике различных государств. На основании этого труда друг Линь Цзэсюя, Вэй Юань, выпустил в 1845 г. «Описание с картами заморских стран». Появилось несколько других книг о европейских странах.
В середине XIX в. в Китае зарождаются периодические издания современного типа. Их создателями были прогрессивные патриотические деятели. Линь Цзэсюй издавал журнал «Гуан-чжоуские записки». Видную роль в создании китайской прессы сыграл просветитель и пропагандист реформ Ван Тао. При его участии в Гонконге стали выходить первые китайские газеты.
В художественной литературе критика господствующих феодальных порядков нашла отражение в появлении нескольких ярких сатирических романов. В «Неофициальной истории конфуцианцев» У Цзинцзы (1701—1754) выведены представители различных слоев китайского феодального общества. В романе обличаются невежество и корыстолюбие шэньши и мандаринов, прикрывающих свои неблаговидные дела конфуцианством. Одним из выдающихся произведений китайской и мировой литературы стал роман Цао Сюэциня (1724—1764) «Сон в красном тереме» (издан в 1791 г.), обличающий быт и мораль феодальной аристократии. В начале XIX в. получил широкое распространение сатирический роман Ли Жучжэня «Цветы в зеркале». Подобно автору «Путешествия Гулливера», Ли Жу-чжэнь посылает своих героев в разные мифические страны, разоблачая при этом убожество и подлость власть имущих, осуждая бесправное положение женщины в феодальном Китае.
В середине XIX в. прогрессивные идеи находили свое выражение по преимуществу в поэтических произведениях. Отчасти это объясняется тем, что стихотворения часто распространялись устно, в то время как свирепая цензура не допускала опубликования сколько-нибудь прогрессивных прозаических произведений.
Политическая и социальная поэзия была неразрывно связана с начинавшейся борьбой против иноземных колонизаторов и восстанием тайпинов. В 1830 г. при активном участии Линь Цзэсюя возникло объединение поэтов. Среди его участников получили распространение реформаторские идеи. Объединение было инициатором борьбы против опиумной торговли.
Поэтами, воспевавшими идеалы тайпинского восстания, были некоторые его вожди (Хун Сюцюань, Ши Дакай), создавшие большое количество стихов и песен.
Важную роль в развитии китайской национальной культуры играло народное творчество. В конце XVIII — начале XIX в. были изданы два сборника народных песен — «Лирические песни провинции Гуандун» и «Одежда из крыльев зари».
В период бурных событий, связанных с вторжением колонизаторов и крестьянской войной тайпинов, традиционный китайский литературный язык вэньянь, отличавшийся от устной речи и не воспринимаемый поэтому на слух, был уже малопригоден. С его помощью трудно было излагать новые явления общественной жизни, обращаться к массам. Характерно, что глава тайпинского правительства Ян Сюцин выступил за отказ от вэньяня и переход на байхуа — литературный язык, основанный на нормах разговорной речи. Однако тайпинам не удалось осуществить эту важную языковую реформу. В последующие десятилетия передовые деятели китайской культуры продолжали борьбу за переход на байхуа.
Начавшееся пробуждение национального самосознания китайского народа сказалось также на развитии изобразительного искусства. Хотя в целом в XIX в. наблюдался застой в развитии китайского изобразительного искусства, отдельные его жанры (гравюра, лубок) достигли заметных успехов. В лучших произведениях изобразительного искусства пробивают себе дорогу социальные и патриотические мотивы. Наблюдается и некоторая демократизация в развитии китайского театра. Широкое распространение получают пьесы, основанные на народной музыкальной драме. Это направление театрального искусства получило название пекинской оперы.