Реформы Амир Низама

Характер бабидских восстаний. Причины поражения

Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направ­ленными и против закабаления Ирана иностранными колони­заторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из яр­ких проявлений освободительной борьбы народов Азии в сере­дине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участво­вало крестьянство главным образом лишь пригородных райо­нов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в раз­ных областях страны.

Наряду с прогрессивными социально-экономическими и по­литическими требованиями, облеченными в религиозную фор­му, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, став­ший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, мо­ральное совершенствование людей, признавая при этом непри­косновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя пос­ле подавления бабидских восстаний бехаизм — учение Бехауллы — был официально запрещен, он получил довольно ши­рокое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.

В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и ино­странными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и буржуазии. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ира­на, принимавшие активное участие в движении, не могли сы­грать роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.

Под влиянием восстаний народных масс некоторые представи­тели господствующего класса пытались путем реформ ослабить глубокий кризис, переживаемый феодальным Ираном. Инициа­тором этих реформ был назначенный новым шахом, Наср-эд-дином, великий визирь (глава правительства) Мирза Тагихан, получивший титул Амир Низама («князь армии»). Он был организатором и руководителем подавления бабидских восста­ний и расправы с бабидами. Главными целями реформ, про­водимых Амир Низамом, были укрепление власти центрального правительства, создание сильной армии, способной обеспечить независимость Ирана от посягательств иностранных держав и держать в повиновении народные массы. Он был решительным противником усиления английского влияния в Иране, стремил­ся покончить с феодальным сепаратизмом и ханскими мяте­жами.

Следует учесть, что в 1846 г., по подстрекательству и при поддержке англичан начался феодальный мятеж хорасанских ханов, подавленный только в 1850 г. «Мы не хотим... — гово­рил Амир Низам,— чтобы англичанам дана была возможность вмешиваться в какой-либо мере во внутренние дела Ирана».

Амир Низам смещал губернаторов, не подчиняющихся цент­ральному правительству, боролся с казнокрадством, значитель­но сократил число чиновников, урезал доходы бесчисленных отпрысков шахской семьи. Он призывал к расширению торговли и развитию местной промышленности. Было организовано производство ружей и другого оружия. Началась реорганиза­ция армии.

Учитывая всеобщее недовольство крестьян помещичьим произволом, Амир Низам разработал проект, устанавливаю­щий размеры повинностей, которые крестьяне должны были выполнять в пользу ханов.

Реформаторские проекты Амир Низама не могли существен­ным образом изменить положение Ирана. К тому же сторон­ники реформ составляли незначительную часть господствующе­го класса. Большинство феодальной знати, высшее духовенство решительно выступали против реформ. Пока продолжались бабидские восстания, Амир Низама терпели на посту велико­го визиря. Но осенью 1851 г. он был смещен и сослан, а в 1852 г. казнен по приказу шаха. Попытка реформ окончилась поражением. Сохранили известное значение лишь преобразо­вания, проведенные Амир Низамом в области просвещения. По его указанию молодых иранцев начали посылать учиться за границу, и в частности в Россию; в Иран приглашались ино­странные профессора. В конце 1851 г. в Тегеране было осно­вано первое учебное заведение европейского типа — Дар-аль-фунун (Дом наук). В этом учебном заведении изучали военное дело, медицину, математику, гуманитарные науки. Преподава­тели переводили на персидский язык европейские учебники. В Тегеране начала выходить еженедельная газета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: