Характер бабидских восстаний. Причины поражения
Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.
Наряду с прогрессивными социально-экономическими и политическими требованиями, облеченными в религиозную форму, в учении бабидов были и реакционные моменты, типичные для религиозных сект с их фанатизмом и упованием на лучшее будущее в потустороннем мире. Характерно, что после подавления бабидских восстаний один из учеников Баба, ставший его преемником, сын шахского министра Мирза Хусейн Бехаулла, «очистил» бабидское учение от его антифеодальной направленности. Он проповедовал смирение, ненасилие, моральное совершенствование людей, признавая при этом неприкосновенность всех видов собственности. Бехаулла призывал к созданию космополитического мирового государства. Хотя после подавления бабидских восстаний бехаизм — учение Бехауллы — был официально запрещен, он получил довольно широкое распространение в Иране, особенно среди компрадорских элементов купечества.
В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и буржуазии. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ирана, принимавшие активное участие в движении, не могли сыграть роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.
Под влиянием восстаний народных масс некоторые представители господствующего класса пытались путем реформ ослабить глубокий кризис, переживаемый феодальным Ираном. Инициатором этих реформ был назначенный новым шахом, Наср-эд-дином, великий визирь (глава правительства) Мирза Тагихан, получивший титул Амир Низама («князь армии»). Он был организатором и руководителем подавления бабидских восстаний и расправы с бабидами. Главными целями реформ, проводимых Амир Низамом, были укрепление власти центрального правительства, создание сильной армии, способной обеспечить независимость Ирана от посягательств иностранных держав и держать в повиновении народные массы. Он был решительным противником усиления английского влияния в Иране, стремился покончить с феодальным сепаратизмом и ханскими мятежами.
Следует учесть, что в 1846 г., по подстрекательству и при поддержке англичан начался феодальный мятеж хорасанских ханов, подавленный только в 1850 г. «Мы не хотим... — говорил Амир Низам,— чтобы англичанам дана была возможность вмешиваться в какой-либо мере во внутренние дела Ирана».
Амир Низам смещал губернаторов, не подчиняющихся центральному правительству, боролся с казнокрадством, значительно сократил число чиновников, урезал доходы бесчисленных отпрысков шахской семьи. Он призывал к расширению торговли и развитию местной промышленности. Было организовано производство ружей и другого оружия. Началась реорганизация армии.
Учитывая всеобщее недовольство крестьян помещичьим произволом, Амир Низам разработал проект, устанавливающий размеры повинностей, которые крестьяне должны были выполнять в пользу ханов.
Реформаторские проекты Амир Низама не могли существенным образом изменить положение Ирана. К тому же сторонники реформ составляли незначительную часть господствующего класса. Большинство феодальной знати, высшее духовенство решительно выступали против реформ. Пока продолжались бабидские восстания, Амир Низама терпели на посту великого визиря. Но осенью 1851 г. он был смещен и сослан, а в 1852 г. казнен по приказу шаха. Попытка реформ окончилась поражением. Сохранили известное значение лишь преобразования, проведенные Амир Низамом в области просвещения. По его указанию молодых иранцев начали посылать учиться за границу, и в частности в Россию; в Иран приглашались иностранные профессора. В конце 1851 г. в Тегеране было основано первое учебное заведение европейского типа — Дар-аль-фунун (Дом наук). В этом учебном заведении изучали военное дело, медицину, математику, гуманитарные науки. Преподаватели переводили на персидский язык европейские учебники. В Тегеране начала выходить еженедельная газета.