Изменение методов колониальной эксплуатации Индонезии. Зарождение национально-освободительного движения на Яве
До последней трети XIX в. голландские колонизаторы хозяйничали в Индонезии методами, сложившимися еще в начальной фазе колониализма. Такой была, в частности, система принудительных культур. Она отстраняла от участия в индонезийских делах голландскую промышленную и финансовую буржуазию, затрудняла приложение ее капиталов.
Усилившаяся крупная голландская буржуазия не хотела больше с этим мириться. К 70-м годам в Голландии были приняты законы, облегчавшие создание на Яве частных капиталистических плантаций, что в конечном счете привело к отказу от системы принудительных культур. Эти перемены сопровождались установлением собственности колониальных властей на все земли, за исключением феодальных (Владений в княжествах Джокьякарта и Суракарта. Значительные площади были сданы в аренду европейским плантаторам. Теперь открылись возможности для приложения частного голландского капитала, а также капитала из других европейских держав и США. В Индонезии произошел непосредственный переход от методов колониальной эксплуатации, свойственных периоду первоначального накопления, к методам, характерным для эпохи монополистического капитализма.
Ликвидация системы принудительных культур, превращение Индонезии в сферу приложения иностранного капитала способствовали росту в стране товарно-денежных отношений и развитию капитализма. Однако условия для предпринимательской деятельности индонезийской буржуазии были крайне неблагоприятными. Сохранение докапиталистических форм эксплуатации крестьянства и засилье иностранного капитала задерживали формирование и рост индонезийской буржуазии. Яванцы были собственниками лишь сравнительно небольших предприятий мануфактурного типа. Это обусловливалось и деятельностью китайских ростовщиков и купцов, захвативших сильные позиции в экономической жизни Индонезии и эксплуатировавших индонезийское население.
Тем не менее ускорившееся развитие капитализма способствовало созданию предпосылок для зарождения в Индонезии буржуазно-национального освободительного движения. Формировалась яванская интеллигенция, получившая европейское образование. Распространению передовых идей содействовали и лучшие представители обосновавшихся на Яве голландцев. На прогрессивную часть китайского населения Явы заметное влияние оказывало революционное движение в Китае. Непосредственный толчок к национальному пробуждению Индонезии дала русская революция 1905 г.
В мае 1908 г. учащиеся медицинской школы создали первую национальную организацию — «Буди утбмо» («Высокая цель»). Ее численность вскоре достигла 10 тыс. человек. В 1912 г. на базе «Союза исламских торговцев» был основан «Союз ислама» — «Сарекат ислам». Его местные организации приобрели большое влияние в широких народных массах.
Отмечая начавшееся национальное пробуждение Индонезии, В. И. Ленин писал в 1913 г.:
«Интересно, что революционно-демократическое движение охватило теперь и голландскую Индию, остров Яву и другие колонии Голландии, имеющие населения до 40 миллионов человек.
Носителями этого демократического движения являются, во-первых, народные массы на Яве, среди которых пробудилось националистическое движение под знаменем ислама. Во-вторых, капитализм создал местную интеллигенцию из акклиматизировавшихся европейцев, которые стоят за независимость голландской Индии. В-третьих, довольно значительное китайское население на Яве и других островах перенесло революционное движение со своей родины» *.
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 23, с. 145.
В начале XIX в. и особенно во второй половине развернулась интенсивная колониальная экспансия Англии и Франции против народов Индокитайского полуострова. Самым сильным и развитым государством региона в этот период был Вьетнам, к которому на западе примыкали Камбоджа и Лаос. Далее на запад простиралась территория Сиама (Таи), в вассальной зависимости от которого находился ряд мелких феодальных княжеств Малаккского полуострова. До середины 80-х годов сохраняла независимость часть Бирмы, ставшей объектом британской колониальной экспансии еще в 20-е годы.
Все эти страны Индокитайского полуострова представляли собой неограниченные монархии, опиравшиеся на помещиков и служилую знать.
Основная масса населения — крестьянство — жила сельскими общинами. Однако сравнительно быстро шел процесс их разложения. Высшие чиновники, помещики, верхушка общины скупали и захватывали крестьянские наделы. Росло число безземельных крестьян, которые вынуждены были на кабальных условиях обрабатывать землю помещиков, подвергаясь различным формам феодальной и полуфеодальной эксплуатации.
Многие потребности деревенского населения удовлетворялись сельскими ремесленниками, зачастую сочетавшими ремесло с земледелием. Однако в городах, особенно прибрежных, издавна развивалось ремесло, отделившееся от сельского хозяйства.
При господстве феодальных отношений, системе внутренних пошлин и налогов внутренняя торговля между отдельными районами была развита слабо. Не сложилась еще и крупная торговая буржуазия, связанная с внешней торговлей.
Политика самоизоляции, проводившаяся феодальными правителями индокитайских государств, была средством предотвращения проникновения иностранного капитала. Однако, навязав ряд договоров, иностранные державы добились возможности торговать, а затем и обосноваться в Бирме, Сиаме и Вьетнаме.