double arrow

Южная Азия


В течение длительного времени новая история стран Южной Азии — Индии, Цейлона (Шри Ланка), Непала — изучалась советскими специалистами-индологами. Проблемы новой исто­рии этих стран, особенно Индии, ставились в работах советских ученых уже в 20-е годы. Однако систематически разрабаты­ваться они стали в следующем десятилетии, когда в 1932 г. вы­шла монография И. М. Рейснера «Очерки классовой борьбы в Индии».

Исследование И. М. Рейснера было направлено против глубоко укоренившегося в буржуазной литературе утверждения, будто Индии классовая борьба не свойственна вообще. Осо­бое внимание уделялось в этой связи анализу крупных народ­ных движений в Индии в XVII—XVIII вв. и характеристике народного восстания 1857—1859 гг. На базе анализа социаль­но-экономического строя индийского общества в доколониаль­ный и колониальный периоды и политики колонизаторов И. М. Рейснер обосновал тезис о прогрессивном характере ин­дийского национально-освободительного движения, показал его социальную сущность и внутренние противоречия.

Проблемы, поставленные ученым в этом труде, и другие важные проблемы разрабатывались им в последующие годы в ряде исследований, в том числе в посмертно изданной моногра­фии «Народные движения в Индии в XVII—XVIII вв.» (1961).

Более детально и полно комплекс вопросов, связанных с новой историей Индии, изучался в трудах советских ученых, пришедших в науку преимущественно в 40—50-х годах.

Существенные проблемы как периода, непосредственно пред­шествующего новому времени, так и самого нового времени изучены в трудах К. А. Антоновой. Перу этого автора принад­лежат многочисленные исследования, в том числе монография «Английское завоевание Индии в XVIII в.» (1958), в которых дан анализ социально-экономического строя и политических событий в стране, сделан вывод о крайне медленном развитии феодализма и зарождении товарно-денежных отношений.

Усилия специалистов по новой истории Индии концентри­ровались в основном вокруг решения сложных проблем соци­ально-экономического развития, поскольку эти проблемы были менее всего освещены в мировой литературе.

Большое внимание было уделено анализу аграрного строя, в особенности процессам эволюции индийской общины. Эти вопросы подверглись изучению в монографии Л. Б. Алаева «Южная Индия. Социально-экономическая история XIV—XVIII веков» (1964); в труде К. 3. Ашрафян «Аграрный строй Се­верной Индии (XIII — середина XVIII в.)» (1965); в статьях Г. Г. Котовского, Э. Н. Комарова, Н. И. Семеновой. В исследо­ваниях названных авторов показано, что эволюция аграрного строя Индии проходила в принципе по тем же законам, что и повсюду, и вскрыто искажающее воздействие колониализма на эволюцию аграрного строя и развитие капиталистических от­ношений.




Генезис и этапы развития капитализма, особенности форми­рования индийской национальной буржуазии, этапы и формы колониальной эксплуатации были предметом исследования в таких монографических работах, как «Особенности развития капитализма в Индии» А. И. Левковского (1963), «Формиро-вание индийской буржуазии» В. И. Павлова (1958), «Экономи-ческое развитие Индии перед английским завоеванием (Ремес-ло и торговля в XVI—XVIII вв.)» А. И. Чичерова (1965) и др.

В этих работах вскрыты объективные основы зарождения ин­дийского национально-освободительного движения.

Важным вкладом в изучение политической истории Индии нового времени явились труды, посвященные анализу наибо­лее значительных общественно-политических движений. В сбор­нике «Народное восстание в Индии. 1857—1859 гг.» (1957) и ряде других публикаций был показан прогрессивный характер восстания, вскрыты причины его поражения, дано объективное описание хода событий. В книге «Национально-освободитель­ное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака» (1958) освещены различные стороны революционного подъема 1905— 1908 гг., борьба индийских демократов с последней трети XIX в. до второго десятилетия XX в.



Проблемы развития индийской общественно-политической мысли в новое время еще недостаточно разработаны в совет­ской литературе. Внимание было сосредоточено в основном на изучении программных документов ряда крупнейших полити­ческих организаций (таких, например, как Индийский нацио­нальный конгресс) либо общественно-политических воззрений некоторых крупных представителей национально-освободитель­ного движения (таких, как Р. М. Рай, Б. Г. Тилак, С. Вивека-нанда). В связи с изучением индийской общественно-полити­ческой мысли следует назвать обстоятельную монографию Л. Р. Гордон-Полонской «Мусульманские течения в обществен­ной мысли Индии и Пакистана» (1963) и серию опубликован­ных в 60-е годы статей Э. Н. Комарова о радикально-демокра­тических течениях в общественной мысли Индии.

Немало сделано советскими учеными для воссоздания исто­рии дружественных отношений между Россией и Индией. На основе архивных материалов были подготовлены работы К. А. Антоновой, Л. С. Гамаюнова, Н. М. Гольдберга, Е. Я. Лю-стерник, А. М. Осипова и др.

Важным этапом обобщения исследований по новой истории Индии был коллективный труд «Новая история Индии» (1961), в котором дана периодизация исторического процесса в новое время, рассмотрены во взаимосвязи явления социально-эконо­мической, политической и духовной жизни Индии, подготовив­шие рост национально-освободительного движения в стране. Проблемы новой истории отражены на базе новейших иссле­дований в книге К. А. Антоновой, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Г. Котовского «История Индии» (1973).

В труде Э. Д. Талмуд «История Цейлона» (1973) рассмот­рены процессы генезиса капитализма, зарождения националь­но-освободительного движения и политики колонизаторов на Цейлоне в XIX — начале XX в. Проблемам новой истории Цей­лона уделено также значительное внимание в KHnrejB. И. Коч-нева «Шри Ланка. Этническая история и социально-экономи­ческие отношения до начала XX в.» (1976).

ближний и Средний Восток (без арабских стран)

В послеоктябрьскую эпоху советские туркологи, иранисты, аф-ганисты сосредоточили свое внимание на изучении наиболее ак­туальных, ключевых проблем новой истории, которое подводи­ло бы к объяснению причин крупнейших социально-политиче­ских сдвигов на современном Ближнем и Среднем Востоке. Одной из главных тем было исследование социально-экономиче­ского базиса, особенностей феодальной формации у народов Турции, Ирана, Афганистана и генезиса в ее недрах капитали­стических отношений со всеми вытекающими отсюда политиче­скими последствиями. Феодальные отношения в Иране в пер­вый период нового времени изучал И. П. Петрушевский; осо­бенностями афганского феодализма и становления афганской государственности много занимался И. М. Рейснер (моногра­фия «Развитие феодализма и образование государства у афган­цев», 1954, и другие труды), а впоследствии также Ю. В. Ган-ковский («Империя Дуррани. Очерки административной и воен­ной системы», 1958); аграрным отношениям в Османской им­перии и ее экономике в условиях полуколониального режима посвящены труды А. Д. Новичева.

Другая ведущая тема в советской историографии новой ис­тории Ближнего и Среднего Востока — массовые движения про­тив феодально-абсолютистского, национального и колониального гнета. Ценные изыскания проведены в изучении бабидского; движения (М. С. Иванов, «Бабидское восстание в Иране 1848 — : 1852 гг.», 1939), борьбы афганского народа против британской колониальной экспансии (Н. А. Халфин, «Провал британской ; агрессии в Афганистане. XIX в.— начало XX в.», 1959).

Особое внимание уделялось эпохе пробуждения Азии, в изу­чении которой на материалах отдельных стран достигнуты фун­даментальные результаты (работы М. С. Иванова, Н. К. Беловой и других авторов об иранской революции 1905—1911 гг.; А. Ф. Миллера, Ю. А. Петросяна, В. И. Шпильковой и других исследователей о младотурецкой революции).

По степени разработки проблем освободительных движений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время совет­ская историография занимает ведущее место в мировой восто­коведной науке.

Серьезные усилия были предприняты советскими востоко­ведами по изучению ведущих идеологических течений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время. Здесь особенно важно было преодолеть груз идеалистических воззрений бур­жуазной науки. Вышли обстоятельные и хорошо аргументиро­ванные марксистские труды, в которых разрабатывались про­блемы панисламизма (М. В. Малюковский, О. В. Богушевич и др.), османизма, пантюркизма и турецкого национализма

(А. Ф. Миллер, Ю. А. Петросян, Э. Ю. Гасанова), мусульман­ских течений в общественной мысли Ирана и Афганистана (А. А. Семенов, Е. А. Беляев, А. М. Аршаруни).

В советское время продолжалась разработка и традицион­ных тем, унаследованных от дореволюционного востоковеде­ния.

Во всеоружии марксистско-ленинской методологии и на новой, исключительно богатой документальной базе (благода­ря введению в научный оборот недоступных прежде для иссле­дователей документов внешнеполитического и военного ведом­ства царской России, а также западных держав) изучались дипломатическая и военно-политическая история соседних стран Западной Азии, их отношения с Россией. В этой связи следует назвать труды Б. М. Данцига «Ближний Восток в русской науке и литературе (дооктябрьский период)» (1973); Д. Д. Джалиле «Восстание курдов 1880 года» (1966); М. С. Лазарева «Курд­ский вопрос (1891—1917)» (1972); Е. Ф. Лудшувейта «Турция в годы первой мировой войны 1914—1918 гг.» (1966); Н. А. Смирнова «Россия и Турция в XVI—XVII вв.» (в двух томах, 1946) и др. Важное место в исследованиях советских ис­ториков (А. Ф. Миллера, А. С. Аветяна, Ю. А. Боева,. Г. Л. Бондаревского, И. С. Галкина, А. С. Ерусалимского, A. С. Силина и др.) заняло изучение колониальной политики европейских империалистических держав на Ближнем и Среднем Востоке.

Успешная разработка советскими историками-востоковеда­ми перечисленных наиболее важных и актуальных проблем по­зволила им создать общую марксистско-ленинскую концепцию всего исторического процесса основных стран Ближнего и Сред­него Востока в новое время, особенно с конца XVIII в. В отно­шении Османской империи это сделали А. Ф. Миллер и А. Д. Но-вичев, в отношении Ирана — М. С. Иванов и И. М. Рейснер,. в отношении Афганистана — И. М. Рейснер, В. М. Массой, B. А. Ромодин. Ими опубликованы капитальные монографии, в которых систематизированы основные факты гражданской и социальной истории указанных стран в эпоху новой истории. Таковы уже упоминавшаяся книга И. М. Рейснера, фундамен­тальная монография А. Ф. Миллера «Мустафа-паша Байрак-тар. Оттоманская империя в начале XIX в.» (1947) и его обоб­щающие труды по истории Турции, три книги А. Д. Новичева, охватывающие историю Турции с 1792 по 1875 г. (1968, 1973, 1978), «Очерки новой истории Ирана (XIX — начало XX в.)» (1978) Б. П. Балояна, «Очерк истории Ирана» (1952) М.С.Ива­нова, книга В. М. Массона и В. А. Ромодина «История Афга­нистана» (1964—1965), второй том которой посвящен новому времени. В 1977 г. был опубликован коллективный труд «Исто­рия Ирана». Большое место в нем занимают проблемы новой истории.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: